Святой благоверный великий князь Александр Невский 22 страница



Он был высок ростом, статен и силен, лицо имел прекрасное, взгляд живой и быстрый. Был благолепен, говорит житие его, как Иосиф Прекрасный, силу имел Сампсонову, голос его гремел, как труба, на народных собраниях. Он поражал своею красотою и мужественным видом, как своих, так и иноземцев. Приходивший повидаться с Александром начальный человек из немцев (магистр Ливонских рыцарей) Андрей Вильвен так отзывался о нем: «Много я стран исходил, много народов видел, а нигде не встречал такого, ни в царех царя, ни в князех князя, яко же Александр».

Первые годы Александрова княжения прошли мирно и покойно, но когда с Востока стали громить Русь татары, а с запада и юга поднялись на нее другие враги, то новгородцам, во главе со своим князем, пришлось от них оберегать себя и Русскую землю. Прежде всех начали шведы. Они задумали воспользоваться бедствием Русской земли и завладеть соседними Новгородскими областями, чтобы распространить здесь, по желанию папы, римско-католическую веру.

В 1240 голу шведский король, вследствие папской буллы, отправил многочисленное войско под начальством зятя своего Биргера на ладьях в Неву, к устью Ижоры; при войске были бискупы, чтобы крестить русских в латинскую веру. Имея за собою большое войско, Биргер считал победу своею и послал в Новгород сказать Александру: «Если можешь, сопротивляйся мне, я уже на твоей земле и  скоро покорю ее». Благоверный князь вышел к нему навстречу с малой дружиной, но с твердою надеждою на Бога. Вошедши в соборный храм святой Софии, где святитель Новгородский Спиридон вместе с народом молил Господа даровать князю победу над врагами, Александр вознес пламенную молитву к Богу. «Боже хвальный и праведный, - восклицал он, - Боже великий и крепкий, Боже Превечный, сотворивый небо и землю и поставивый пределы языков, и житии повелевый, не преступая в чужие части! Суди обидящим мя и возбрани борющимся со мною, прими оружие и щит и стани в помощь мне».

Подкрепленный молитвою и полный упования на Бога, благоверный князь Александр ободрял своих воинов, говоря: «Не в силе Бог, а в правде»; вспомнил слова Давида-псалмопевца: сии в оружии и сии на конех, мы же имя Господа Бога нашего призовем: тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся.

На берегах Невы, где шведы стояли уже станом, встретил Александра начальник приморской его стражи ижорянин Пелгуй, ревностный христианин, и поведал ему чудное видение, которого удостоился накануне. Ожидая князя, он провел ночь на берегу Финского залива в бдении и молитве. Мрак ночной исчез, и солнце озарило поверхность тихого моря. Вдруг Пелгуй услышал шум на море и увидел во мгле ладью с гребцами и двумя лучезарными витязями в ризах червленых. Это были святые братья- мученики Борис и Глеб. И сказал Борис: «Брате, Глебе, повели грести, да поможем сроднику нашему Александру». После этих слов святые угодники стали невидимы, и ладья скрылась из глаз Пелгуя. Выслушав с благоговением рассказ начальника своей стражи, князь возблагодарил Господа Бога за посылаемую ему свыше помощь чрез святых братьев Бориса и Глеба и приготовился к битве.

В воскресенье, 15 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, Александр быстро и дружно ударил по шведам, которые раскинули на берегу свои шатры, не ожидая скорого нападения. Новгородцы внезапно бросились на них и стали рубить их топорами и мечами, прежде чем те успели схватиться за оружие.

Немало было храбрых, которые отличились здесь богатырскою удалью; один из них, гонясь за бегущим Биргером, сгоряча заехал на корабль по мосткам, приставленным для всхода. Его сбросили с конем в воду; но он,  выбравшись невредимо из реки, снова поехал на полк шведский и врубился в самую середину его. Другой новгородец пробрался к кораблям вражеским и три корабля потопил. Третий отрок княжеский сквозь густую толпу пробился к златоверхому шатру Биргера, подрубил средний столб, на котором держался шатер; шатер осел и быстро рухнул. Сам Александр встретил Биргера и острым копьем своим «возложил ему печать на лицо». Темная ночь спасла остатки шведов, они спешили бежать восвояси, наполнив три судна телами лучших своих мужей и оставив поле битвы, усеянное трупами своих собратий. Александр возблагодарил Господа за дарованную им победу и возвратился в Новгород, где радостно был принят новгородцами, и с тех пор его стали называть Невским.

Новгородцы любили Александра, но при своих вечевых порядках и вольностях не всегда были ему послушны. Вскоре после Невской победы началась распря с князем, и Александр со своею семьею уехал от них в Суздальскую землю, а между тем Новгородской области стала грозить большая опасность со стороны новых врагов, недавно поселившихся на побережье Балтийского моря, - ливонских немцев. Враги эти овладели Псковом, появились в тридцати верстах от Новгорода, забирали в плен купцов новгородских, грабили товары их. В такой беде новгородцы раскаялись в своей вине пред князем Александром и снова обратились к нему с просьбою защитить их от новых врагов.

 Благоверный князь, как добрый христианин, забыл причиненную ему новгородцами обиду и подвигся вторично на спасение Новгорода и скоро очистил Новгородскую область от неприятелей. Затем выгнал немцев из Пскова, захватив здесь двух немецких наместников, и в 1242 году вошел во владения немецких рыцарей. Рыцари собрали большое войско и повели его навстречу Александру, с которым встретились на льду Чудского озера.

Это было весною, в начале апреля; лед на озере был крепок и мог еще выдержать ратников. Дружина князя смело готовилась к битве под предводительством мужественного князя Александра. «Княже честной и дорогой, - говорили ему воины, - ныне настало время положить за тебя головы свои». Такая любовь немало поддерживала князя, влагая в душу его новое мужество и стойкость. При виде врагов, он поднял руки к небу и громко сказал: «Суди меня, Боже, и рассуди мою распрю с этим народом; помоги мне, Господи, как помог Ты прародителю моему Ярославу противу окаянного Святополка».

Немцы врезались в русские полки и разделили Александрову рать на две части. В русском войске произошло замешательство, но Александр приказал с боков напасть на немцев, а сам с запасным полком ударил сзади и нанес врагам страшное поражение. Льда на озере стало не видно: все покрылось кровью. Семь верст гнали по льду русские побежденных немцев, кололи копьями, рубли мечами и топорами. Пятьсот немецких рыцарей пало в этом бою, а простых воинов без счету.

После этой битвы, прозванной «Ледовым побоищем», с великим торжеством вступил Александр в Псков. Духовенство с крестами и образами вышло к нему навстречу; все славили и чтили победителя над врагами России. С восторгом принятый псковичами Александр завещал им любовь и к своему потомству. «Если кто из потомков моих,- сказал он,- прибежит к вам в печали или придет пожить к вам и вы не примете и не почтите его как князя, то назоветесь вторыми жидами». Новгородцы приняли возвратившегося с поля битвы князя с большим почетом и любовию, и память о победах славного героя долго жила среди них. В продолжение трехсот лет в церквах новгородских на ектениях поминали воинов, павших в битве Невской и Ледовом побоище.

Пришлось благоверному князю Александру оборонять Новгородскую область еще от третьего врага, который, пользуясь татарским погромом, захватил русские земли и стал далеко распространять свои разбойничьи набеги: то были литовцы. Александр Невский три раза поразил литовцев, истребил многих вождей и их принудил на некоторое время оставить в покое Северную Русь.

Слава Александра росла и достигала отдаленного Запада. Многие считали за честь видеть его и побеседовать с ним и приходили к нему, как некогда царица южная приходила к Соломону, желая слушать его премудрость. Проведал о нем и Римский папа Иннокентий IV, глава латинской Церкви. Он послал к Александру послов, которым приказал передать князю Новгородскому: «Слышали мы, княже, что ты честен и дивен и велика земля твоя; поэтому прислали мы к тебе двоих мудрых послов, да послушаешь учения нашего». Убеждая вступить в союз с римскою Церковию, папа писал: «Просьба наша обещает выгоды. Мы заступаем место Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя; напротив, этим путем возрастает временная и вечная свобода. Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями и всегда с особенной заботливостью будем стараться об увеличении твоей славы».

В ответ на это послание передано папе православное изложение веры, а проповедникам было сказано: «Мы знаем историю веры от начала мира до Рождества Христова и от Рождества Христова до своего времени; ни к чему же нам новые проповедники?» Так и ушли ни с чем послы папы».

Славному победителю внешних и внутренних врагов России предстояла, однако, другая, более трудная борьба - над самим собою. Доселе он не преклонял выи своей в Орде и мог по справедливости гордиться этим. Уже много князей перебывало в Орде, но Александр не совершал этого тяжкого пути. Теперь же наступила пора, когда и он должен был пожертвовать великою славой и из любви к своей родине идти на поклон к Батыю. Сам Батый потребовал к себе Александра. «Мне покорил Бог многие народы, - велел хан сказать ему, - ты ли один не хочешь покориться державе моей? Если желаешь сохранить землю свою, приходи на поклон ко мне и увидишь честь и славу царства моего». Нужно было ехать, и, скрепя сердце, победитель стольких врагов покорно отправился в Орду. Он знал, что всякое прекословие татарскому хану только навлечет на обессиленную Русь новые бедствия.

Путешествие в Орду было долгое и трудное, хотя и благополучное для Богом хранимого князя. По прибытии Александра в ханскую ставку, потребовали от него, чтобы он прошел между двух огней и поклонился солнцу. Но благочестивый князь смело отказался исполнить это требование. «Я - христианин, - говорил он, - не подобает мне кланяться твари; кланяются Отцу, и Сыну, и Святому Духу - Богу Единому, в Троице славимому, создавшего небо и землю». Татары прогневались на такой ответ князя и сообщили об этом хану своему. Много слышавший про доблестного князя Батый так сильно желал видеть Александра, что не велел принуждать его и приказал с подобающею честью привести к себе.

Александр вошел, поклонился хану и сказал: «Тебе, царю, поклоняюся, - Бог бо сочтил тебя царством; твари же не поклоняюся, так как она создана ради человека». Батый принял его милостиво, почтил дарами и, по уходе его, сказал ближним людям своим: «Все, что мне ни говорили о нем, все - правда: нет князя, подобного ему». После этого Александр должен был еще предпринять путешествие в глубину Татарии, в Азию, к великому хану. И там он нашел такой же прием, как у Батыя. Великий хан утвердил Александра по смерти отца его, незадолго перед тем умершего, на престоле Владимирском, поручив ему всю Южную Русь и Киев.

Не на покой и отдых принял благоверный князь великое княжество во Владимире, а на тяжелый труд для блага и счастия народного. Прибыв во Владимир, Александр тотчас же занялся земским делом – устроением Русской земли. Он начал восстанавливать храмы Божии, собирать на родное пепелище разогнанный Татрами народ, всячески помогая ему обустраиваться и обзаводится хозяйством. Но не дали ему долго заниматься этим делом.

В Новгороде опять поднялись неудовольствия: недовольные сыном Александра Василием новгородцы удалили этого князя из города. Не желая проливать братской крови, Александр, имея наготове войско, вступил в мирные переговоры с ослушниками. Вспомнили новгородцы про горячо любимого ими князя и, как говорит писатель того времени, «приняли его с радостью великою, покорились сыну его, а самого отпустили с великой честью, получив от него мир». Вскоре после того опять пришлось Александру Ярославовичу послужить Великому Новгороду. В его отсутствие поднялись против новгородцев шведы с финскими племенами и напали на новгородские земли. Александр спешно приготовился к походу и, как Божья гроза, прошел землю шведов из края в край, до моря, много забрал в плен и с богатой добычей вернулся в Новгород. Смирились шведы и финны и долгое время, даже по смерти Александра Невского, не тревожили новгородцев.

Как заботливый о своих детях отец, много потрудился благоверный князь Александр на пользу Православной Руси. Главным подвигом его жизни было устроение внешнего и внутреннего мира в любимом им отечестве. Его боялись и уважали. Не только иноземные властители, но и князья русские, удельные, не перестававшие враждовать между собою среди порабощения варварами, и он умел держать их в повиновении, мире и согласии с собою.

В делах княжеских не забывал Александр Невский дел христианской любви: много золота и серебра передавал в Орду на выкуп русских пленных; многих вывел из лютой неволи татарской и осушил горькие слезы. Недаром древние писатели восхваляют любовь святого Александра к подданным, милосердие к бедным и разоренным жителям, самоотвержение и готовность принести все в жертву отечеству. В летописях наших он изображается «вдов и сирот питателем, печальных утешением, обидимых и отчаянных заступником, больных врачом». По любви к отечеству он не жалел своих сил, здоровья и трудов ко благу его, за него положил и самую жизнь свою, скончавшись в цвете лет на пути из страны поработителей России.

После почти годичного пребывания в Орде, куда князь ездил для оправдания себя и русских людей от несправедливых обвинений ханских чиновников, Александр с новыми милостями возвращался в Россию. Близок был конец путешествия его. Уже он миновал монгольские пустыни и достиг Нижнего Новгорода, но жестокий недуг сокрушил тело, истомленное душевными тревогами, заботами и непосильными трудами. Доехав только до Городца (ныне село в Балахнинском уезде) и почувствовав приближение кончины, благоверный князь поспешил принять схиму с именем Алексия и представился в ночь на 14 ноября 1263 года, на 45-м году от рождения.

Горестная весть о кончине Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о благополучном возвращении его на родину. Блаженный митрополит Кирилл со слезами воскликнул к народу: «Дети мои милые! Закатилось солнце земли Русской!» Слезы и рыдание народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «Погибаем!» Митрополит с духовенством, князья, бояре и народ в глубоком унынии встречали останки любимого князя у Боголюбова. По словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий. Наконец, тело великого печальника за Русскую землю было привезено во Владимир и 23 ноября погребено в соборной церкви Богородице-Рождественского монастыря.

Современники повествуют, что, когда митрополит Кирилл, совершив чин погребальный, подошел к усопшему, чтобы вложить в его руки прощальную грамоту, блаженный князь сам простер руку принять ее и затем опять сложил руки свои крестообразно. Все присутствовавшие поражены были ужасом при этом чудесном событии и уверились, что Бог желает прославить своего угодника. Благоговейное уважение к памяти святого Александра Невского особенно оправдалось при великом князе Дмитрии Донском, когда найдены нетленными мощи его и последовали исцеления многих больных.

Император Петр 1 в 1724 году с большим торжеством перенес из Владимира мощи святого Александра на берега Невы, в сооруженный им в С.-Петербурге Александро-Невский монастырь, и Церковь установила праздновать память его, кроме древнего праздника 23 ноября, еще 30 августа.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!