Творчество И. А. Крылова (1780–1800-е годы)



 

Эстетические воззрения Крылова – писателя, критика и журналиста. Статьи о театре: «Примечания на комедию Смех и горе», «Похвальная речь Ермалафиду». Сатирические произведения Крылова, их моральный пафос («Похвальная речь моему дедушке», «Почта духов», «Каиб»). Жанр комедии и драматургическое новаторство Крылова («Модная лавка», «Урок дочкам»). Комедия Крылова «Трумф, или Подщипа»: поэтика и семантика, жанровая специфика («шутотрагедия»), «карнавальный» характер пьесы и его связь с эстетическими проблемами литературного развития конца XVIII – начала XIX века.

 

Литература по теме:

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. С. 299 – 369;

Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С. 96–129.

Гордин М. А. Жизнь Крылова, или Опасный лентяй. СПб., 2008.

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Иван Андреевич Крылов:Проблемы творчества.Л., 1975;

Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М., 2000. С. 309 – 326.

 

Основные понятия курса:

 

Культура, социокультурная динамика, социум, культурный и ментальный универсум, концептуализация (концепт), национальное самосознание, формулы и символы национальной идеологии, самореализация личности в пространстве культуры, традиции и новаторство;

Эстетическая парадигма, ценностная и жанровая иерархия, эстетическая установка, текст, художественный язык, эстетическая интерпретация, внутренний потенциал художественного модуса речи, эстетическая манифестация;

Литература, творческая деятельность, просветительская деятельность, художественная концепция, поэтическое и жанровое мышление, идеология и семантика жанра, поэтика текста, структура образа, тип героя, поэтический язык, художественное новаторство (инновация, инициатива).

 

СЕМИНАРЫ по курсу:

 

СЕМИНАР № 1

 

Тема: «Основные черты русской культуры начала XVIII века:

 традиции восприятия и современные интерпретации»

Задание:  Отреферировать рекомендованную научную литературу и сделать обобщающие выводы по вопросам:

1. Каковы основные тенденции и причины формирования специфики восприятия русского XVIII века в общественном сознании, историографии и историко-литературных работах XIX – XX века?

 

2. Как можно охарактеризовать новые подходы к изучению эпохи начала XVIII века в современной науке?

 

3. Какие результаты для современного сознания дают метод рассмотрения русской истории как целостной национальной культуры и семиотический подход к анализу исторических фактов («historia sub specie semioticae»)?

 

Литература:

1.Гончарова О. М.Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С. 3–15;

2.Панченко А. М.Начало Петровской реформы: идейная подоплека//Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. [XVIII век. Сб. 16]. М., 1989. С. 5 – 16; Или: //Из истории русской культуры. Т.3. М., 1996, с. 519–527;

3.Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва – Третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык Средневековья. М., 1982. С. 236–249;   

4.Успенский Б. А. Historia sub specie semioticae // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 286–291.

 

Дополнительная литература:

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984;

Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000;         

Погосян Е. Петр I – архитектор российской истории. СПб., 2001.                  

 

СЕМИНАР № 2

Тема: Поэтика Ломоносовской оды

Задание:

1. Отреферировать указанные научные статьи, обратив особое внимание на связь русской оды с национальной традицией, языком Св. Писания и религиозной образностью. Сделать итоговые выводы о специфике русской оды и ее истории (влияние оды на развитие русской поэзии XIX–XX веков).

 

2. По материалам работ № 1–2 сделать выводы о специфике одической формулы «поэтический восторг» и характере образа монарха (письменно).

 

3. Проанализировать три оды Ломоносова (на выбор) и определить основные мотивы образа России в его произведениях. Выявить и объяснить семантику образа и его составляющих: например, уподобление России раю, пространственные характеристики и т.д. (письменно).

 

Литература:

1.Гончарова О. М.Поэтическое наследие Ломоносова и русская поэзия XIX – XX вв. //Вестник Российской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. Вып. 3. СПб. С. 209–217.

2. Гончарова О.М. Богородичные черты русской женственности в одах М.В. Ломоносова // Культура и текст: В 3 т. Т. 2. Барнаул, 2005. С. 3–12.

3. Успенский Б.А., Живов В.М. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. С. 110 – 218 (о Ломоносове: 176–180).

4.Живов В.М.Язык оды и церковнославянский панегирик // Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996. С. 243–264.

СЕМИНАР № 3

 

Тема: Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец»

 

Задание:

1. Изучить материалы лекции «Русский классицизм» и обратить внимание на такие философские концепты, как «идеальное государство» и «общественный договор», естественное право (свобода и равенство), «народное право».

 

2. Анализ текста трагедии: ориентируясь на образец, выписать все словесные ряды и определения из текста трагедии, сделать итоговые выводы и обобщения:

 

а. сущность трагического конфликта и его разрешение в трагедии (устно);

 

б. противопоставление Димитрия как не-личности положительным героям как личностям (устно);

 

в. идея «праведной» (самодержавие) и «неправедной» (самовластье) власти и ее художественное изображение в трагедии; представления об идеальном государстве и настоящем монархе, о Законе и Истине в трагедии (письменно);

 

г. тема «народного права» (письменно).

 

Образец:

    Праведная власть (самодержавие):

«Самодержавие – России лучша доля»;

«Блажен на свете тот порфироносный муж,

Который не теснит свободы наших душ».

 

     Неправедная власть (самовластье):

Пармен: «Ты много варварства и зверства сотворил,

Ты мучишь подданных, Россию разорил,

Тирански плаваешь во действиях бесчинных,

Ссылаешь и казнишь людей ни в чем не винных…»;

Димитрий: «Российский я народ с престола презираю»;

«Перед царем должна быть истина бессловна;

Не истина – царь, – я; закон – монарша власть,

А предписания закона – царска страсть»;

 

      «Народное право»:

«Не род, но царские потребны нам дела.

Когда б не царствовал в России ты злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно»;

«Народ, сорви венец с главы творца злых мук!

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук»;

«Чай, мерзостный тиран, и жди достойной мзды!

В геенне соберешь насеяны плоды»…

 

 

СЕМИНАР № 4

 

Тема: «Жанр комедии в русской литературе второй половины XVIII века:

 “Недоросль” Д.И. Фонвизина и “Трумф, или Подщипа” И.А. Крылова»

Задание:  

1. Обобщить (письменно) основные положения концепции «идеального человека» Д.И. Фонвизина (действие третье, явление I; действие пятое, явление I).  

 

2. Прочитать:

а). статью «Скот» из книги св. Тихона Задонского «Сокровище духовное»;

б). раздел «Животное, скот» из «Опыта российского сословника» Д.И. Фонвизина;

в). «Письмо Тараса Скотинина к родной сестре его» из журнала «Друг честных людей, или Стародум» Д.И. Фонвизина.

Выписать основные положения и определения.

 

3. Письменно проанализировать текст комедии «Недоросль»:

а). выписать словесный ряд, организующий мотив «скотства» (все определения и предикации, связанные с понятием ‘животное’ или ‘скот’);

б). обратить внимание на акцентную речь Вральмана и на то, какое значение приобретают в пьесе неправильно произнесенные слова;

в). найти ответ на вопрос: что означают имена персонажей (Простаковы, Митрофанушка, Стародум).

 

4. Прочитать:

а). комедию И. А. Крылова «Трумф, или Подщипа»;

б). главу III монографии О. М. Гончаровой «Власть традиции и “новая Россия” …» (С. 100–129);

в). обобщить прочитанное в кратком устном сообщении.

 

Литература:

1.Гончарова О. М.Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004.

2.Задонский Тихон св.Сокровище духовное от мира собираемое. М., 2000. С. 332–337.

3. Фонвизин Д.И. Избранное. Л., 1983 [все тексты есть и в других аналогичных изданиях].

4. Крылов И.А. Трумф, или Подщипа [любое издание].

 

Дополнительная литература:

Валагин А. П. Прочитаем вместе… Комедии Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского. М., 1991.

Рассадин Ст.Сатиры смелой властелин: Книга о Фонвизине. М., 1985.

 

 

СЕМИНАР № 5

Тема: «Поэзия Г. Р. Державина»

Задание:  

I. Отреферировать указанные в списке литературы статьи.

II. Проанализировать следующие тексты Державина: «Фелица», «Лебедь», «Памятник», «Ласточка», «Русские девушки», «Кузнечик», «Тоска души», «Бессмертие души».

III. Обобщить прочитанное и анализ текстов, сделать выводы по следующим вопросам:

1. Какова роль Державина в развитии русской литературы и прежде всего   

  поэзии?

2. Как соотносятся художественные искания Державина с поэтическими

  открытиями Пушкина? 

3. В чем состоит своеобразие поэтического «языка» Державина?

4. Каковы основные мотивы и темы поэзии Державина (с примерами из  

его произведений)?

5. Какие мотивы поэзии Державина стали традиционными для    

  последующей русской лирики?

Литература:

Аверинцев С. С.Поэзия Державина//Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 763 – 780; или: // Державин Г. Р. Оды. Л., 1985. С. 5–20;

Гончарова О. М. Державинский Поэт // Г.Р. Державин и его время. Сборник научных трудов. Вып. 2. СПб., 2005. С. 30–39.

Успенский Б.А.Язык Державина// Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 781–806.

 

СЕМИНАР № 6

Тема: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева:

поэтика, структура и семантика текста

Задание:  

I. Прочитать раздел «Философское мышление А. Н. Радищева и его эстетическая реализация в художественном пространстве-времени» из монографии О. М. Гончаровой (С. 134–160). Сформулировать для устного сообщения ответ на вопрос о философской проблематике «Путешествия».

II. Отреферировать раздел «Национальные духовные традиции и концепция человека в творчестве А. Н. Радищева» из той же монографии (С. 161–216).

III. Проанализировать 2 главы (на выбор) из текста «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

IV. Обобщить прочитанное и анализ текста, сделать выводы по следующим вопросам:

1. Какова роль архаической лексики в книге А. Н. Радищева?

2. Как соотносится художественная концепция А. Н. Радищева с   

  традициями национальной духовной литературы? 

3. Что такое «внутренний человек» в понимании А. Н. Радищева?

4. Каковы основные мотивы «Путешествия из Петербурга в Москву»?  

     

Литература:

Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С.130–216.

 

Дополнительная литература:

Лотман Ю. М.Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву»; Радищев и Мабли// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.2. Таллинн, 1992. С. 100 – 123; 124 – 133.

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 1, ч. 1. Любое изд. Гл. 3, разд. 8 «Радищев».

 

СЕМИНАР № 7

 

Тема: «Поэтика русской сентиментальной повести»

 

Задание:

 

I. Прочитать повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь» и одну повесть на выбор другого автора («Дневник одной недели» А. Н. Радищева, «Российский Вертер» М. Сушкова или любую другую из сборников «Русская сентиментальная повесть», «Ландшафт моих воображений»).

 

II. Отреферировать указанные разделы монографии В. Н. Топорова «“Бедная Лиза” Карамзина: Опыт прочтения», изучить материалы лекции «Русский сентиментализм» и использовать основные положения при анализе прочитанных повестей.

 

III. Анализ поэтики сентиментальной повести:

1. структура сентиментальной прозы: повесть (об «истории») – повествование – повествователь (обратить внимание на начало каждой повести, на примечания и их роль в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»);

2. показать различия во времени-пространстве героев произведения и времени-пространстве повествователя или рассказчика;

3. проблема изображения «внутреннего мира» человека в повести: чей «внутренний мир» становится предметом изображения у писателей-сентименталистов?

4. почему погибает сентиментальный герой или героиня?

5. в чем состоит значение художественных открытий сентиментальной повести?

   Сравните сентиментальный тип повествования и роман Ф. М. Достоевского  

  «Бедные люди».

 

Литература:

1. Русская сентиментальная повесть. М., 1979.

2. Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990.

3. Радищев А. Н. Сочинения. М., 1988. С. 262–268 [«Дневник одной недели»].

3. Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. – М., 1995 [главы «Карамзин в контексте времени» (С. 23–44) и «Рассказчик-автор» (С. 80–89)].

 

Литература по курсу:

 

а) основная литература:

  1. Бухаркин П. Е. История русской литературы XVIII века. Петровская эпоха: учебник для высших учебных заведений. СПб., 2009.

 

б) дополнительная литература:

    1. Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004.
    2. Гончарова О. М. историческая память и опыт истории в концепции Н. М. Карамзина // Карамзин и время. Сб. статей. Томск, 2006. С. 92–104.
    3. Гончарова О. М. Творческое наследие М. В. Ломоносова и русская поэзия XVIII – XX веков // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. Вып. 3. СПб. С. 209–217.
    4. Гордин М. А. Жизнь Ивана Крылова. СПб., 2008.
    5. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
    6. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования. М., 2012.
    7. Панченко А. М.О русской истории и культуре. СПб., 2000.
    8. Песков А.М.Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И. И. Сочинения. М., 1986. С. 5–20.
    9. Серман И. З. Литературное дело Карамзина. М., 2005.
    10. Погосян Е. Петр I – архитектор русской истории. СПб., 2001.
    11. Ходасевич В. Державин. М., 2011.

 

 

Библиография

(дополнительная литература для самостоятельного чтения)

 

Библиографический список наиболее значимых работ по литературе XVIII века предназначен тем, кто заинтересовался проблемами дисциплины и хотел бы познакомиться с дополнительной литературой самостоятельно. Дополнительная библиографическая информация размещается в портфолио студента, поскольку может оказаться полезной в различных сферах будущей профессиональной деятельности выпускника

 

Аверинцев С.С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 763–780. 

Анисимов Е. Время петровских реформ. Л.,1989.

Анисимов Е. Россия без Петра: 1725 – 1740. СПб, 1994.

Живов В. М.Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.

Зеньковский В. В. История русской философии. Любое изд. Т. 1.

Из истории русской культуры. Т.3–4. М., 1996.

Каменский А. «Под сению Екатерины…». СПб., 1992.

Каменский А. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.

Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. – М., 2005.

Коровин В.И.«Наслаждающее размышление самого себя» // Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990. С. 5–28.

Кочеткова Н. Д.Литература русского сентиментализма (эстетические и художественные искания). СПб., 1994.

Кургатников А.В. Роковые годы России: год 1740. Документальная хроника. СПб, 1998.

Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М., 1987.

Лотман Ю. М.Классицизм: термин и (или) реальность// Из истории русской культуры. Т.4. М., 1996, С. 123–147.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А.Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык Средневековья. М., 1982. С. 236–249.

Лотман Ю.М., Успенский Б.А.«Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 525–606.

Панченко А. М.Начало Петровской реформы: идейная подоплека //Из истории русской культуры. Т. 3. М., 1996, С. 519–527.

Панченко А.М.Русская культура в канун Петровских реформ. СПб., 2004.

Проскурина В.Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М., 2006.

Развитие барокко и зарождение классицизма в России ХVII – начала ХVIII века. М., 1989.

Русская Старина: Путеводитель по ХVIII веку. М.; СПб., 1996.

Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.;Л., 1966.

Костюхин Е. А. Древняя Русь в рыцарском ореоле // Приключения славянских витязей: Из русской беллетристики XVIII века. М., 1988. С. 5–20.

Стенник Ю. В. «Сатиры смелой властелин…» // Фонвизин Д.И. Избранное. М., 1983. С. 5–22.

Три века Санкт-Петербурга: Энциклопедия. Том 1: Осьмнадцатое столетие: В 2 кн. СПб., 2001.

Топоров В. Н. У истоков русского поэтического перевода («Езда в остров любви» Тредиаковского) // Из истории русской культуры. Т.4. М., 1996, С. 589–635.

Тукалевский В. Н. Н. И.Новиков и И. Г. Шварц // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. М., 1991. С. 175 – 226.

Успенский Б.А.Язык Державина// Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 781–806.

Успенский Б. А. Historia sub specie semioticae // Из истории русской культуры. Т. 3. М., 1996. С. 519–527.

 Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIX века. М., 2004.

Флоровский Г. Пути русского богословия. Любое изд. (Гл. «Петербургский переворот»).

Эйдельман Н.Я. Грань веков: Политическая борьба в России. Конец ХVIII – начало ХIХ столетия. СПб., 1992.

Итоговая аттестация:

Итоговая аттестация – экзамен, который проводится в форме письменной контрольной работы. Подготовка к экзамену предусматривает предварительную работу студента по осмыслению и обобщению самых проблемных и сложных вопросов дисциплины. В работе должна быть раскрыта проблематика вопроса в контексте историко-литературного движения соответствующего времени на основании рекомендованной научной литературы, а также – материалов лекций, семинаров и самостоятельной работы.

 

Вопросы к экзамену:

1. Русская культура эпохи петровских реформ: сущность культурных преобразований, их идеологическая подоплека, формирование новой национальной идеологии.

2. Русский классицизм: мировоззренческие основания классицизма и их трансплантация в русскую культуру, основные идеи и образы, система жанров.

3. Поэтика ломоносовской оды (торжественной и духовной).

4. Жанр трагедии в творчестве А. П. Сумарокова.

5. Творческая и культурно-просветительская деятельность Н. И. Новикова 1770 – 1780 гг.: общественная позиция, этика, издательская деятельность.

6. Жанр комедии в творчестве Фонвизина. «Недоросль»: поэтика, структура, семантика.

7. Поэтика державинской оды (анализ текстов по выбору).

8. Творческая деятельность Н. М. Карамзина: главные особенности, основные жанры и типы текстов.

9. «Письма русского путешественника» и «История государства Российского» Н. М. Карамзина, их роль в развитии русской культуры.

10.  «Путешествие из Петербурга в Москву» как литературное путешествие: образ главного героя, образ мира и принципы его художественного видения, поэтика.

11. Мировоззренческие основы структуры книги А. Н. Радищева и ее композиции. Ода «Вольность» как философское произведение.

12. Драматургическое новаторство И.А. Крылова.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 727; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!