А. Н. Радищев: философ, публицист, писатель



    Становление философского дискурса русской культуры в творчестве А.Н.Радищева. Европейская философия и синтетическое усвоение ее опыта в нравственно-философских (итоговое произведение – трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии») и государственно-политических («Письмо к другу», «Путешествие из Петербурга в Москву») воззрениях русского писателя и мыслителя. Радищев и Мабли. Радищев и Руссо.

Характер творческой деятельности и тип личности Радищева как проявление новых мировоззренченских стратегий в русском культурном универсуме. «Путешествие из Петербурга в Москву» как сентиментальное литературное «путешествие» и философский трактат: образ героя и мира русской жизни (путь героя как реально-чувственное и духовное познание самого себя и действительности), смысл названия, главные идеи и художественные решения, поэтика текста. Синтетический характер книги Радищева: решение вопросов познания мира, проблем власти, государства, законодательства и естественного права, экономики, должности человека и др. Ода «Вольность» как поэтическое изложение философских идей Радищева о развитии цивилизации, общества и человека.

Эстетическое мышление Радищева: традиции и новаторство (стилистика прозы), своеобразие жанровых интерпретаций («житие», «дневник»), «язык» внутреннего мира личности как субъектной философской рефлексии (лирика). Система интерпретаций феномена Радищева в русской мысли и науке ХIХ-ХХ вв.   

 

Литература по теме:

Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С. 130–216;

Лотман Ю. М.Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву»; Радищев и Мабли// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.2. Таллинн, 1992. С. 100 – 123; 124 – 133.

 

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 1, ч. 1. Любое изд. Гл. 3, разд. 8 «Радищев».

 

 

                      

Поэзия Г. Р. Державина

    

    Принципы нового поэтического и жанрового мышления как переосмысление национальной традиции в творчестве Г.Р.Державина. Феномен Державина: новый тип поэта, особенности его самореализации и специфика их оценки в эстетической парадигме 1770 – 1780-х годов. Важнейший принцип новаторской смены в творчестве Державина жанровых и «языковых» установок: от рациональных идеально-теоретических построений начала века к сугубо практической реализации внутренних поэтических и семантических потенциалов русского

Жанровая и языковая специфика текстов Державина (поэтика «стилистических контрастов»). Новые принципы «героизации» личности и государства (торжественная ода и другие жанры); изображения мира внутренней жизни человека в ее отношении к бытию (анакреонтика) и высшим духовным ценностям (философская лирика и духовная ода); внимание к фольклору как проявление этнокультурной специфики поэтической речи (песня). Предметность, живописность, «карнавал» в художественном мире лирики Державина. Художественная концепция поэтического творчества и образа русского Поэта («Руские девушки», «Памятник», «Лебедь», «Кузнечик» и др.).

 

Литература по теме:

Аверинцев С. С.Поэзия Державина//Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996. С. 763 – 780; или: // Державин Г. Р. Оды. Л., 1985. С. 5 – 20;

Гончарова О.М. Державинский Поэт // Г.Р. Державин и его время. Сборник научных трудов. Вып. 2. – СПб., 2005. С. 30 – 39.

Успенский Б.А.Язык Державина// Из истории русской культуры. Т.4. М., 1996. С. 781 – 806;

 

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Романов Б. Н. Духовные стихотворения Державина // Державин Г.Р. Духовные оды. М., 1993. С. 5 – 40.

Ходасевич В. Державин. М., 1988.

Гончарова О.М. О чем поет кузнечик? // Традиционные модели в фольклоре, литературе, искусстве. СПб., 2002. С. 140 – 151.

 

                               

 

 

Творческая деятельность Н.М.Карамзина.

 

Карамзин как новый тип творческой личности: проблемы эволюции и самореализации. Специфика творческой деятельности: культурно-просветительская программа и структура текстов («Московский журнал», альманахи «Аглая» и «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Вестник Европы»). Проблемы развития национального самосознания и русской литературы в критических статьях Карамзина и его публицистике («О случаях и характерах в российской истории», «О любви к отечеству и народной гордости», «Записка о древней и новой России»).

Эстетические модели эпохи и творчество Карамзина (сентиментализм, романтизм). Проза и поэзия 1790 – 1800-годов. Специфика текстов Карамзина («Московский журнал», «Аглая», «Вестник Европы»). «Письма русского путешественника» как художественный текст. Историософские и государственно-политические взгляды Карамзина начала ХIХ века (публикации «Вестника Европы») как синтез русской мысли предшествующего столетия. «История государства Российского» и ее роль в развитии русской культуры.

Историософская, эстетическая и лингвистическая концепции Н.М.Карамзина как результирующие и синтезирующие основные процессы в развитии и становлении национального культурного универсума ХVIII века.

 

Литература по теме:

Гончарова О.М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С. 217–314;

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Письма русского путешественника» Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984. С. 525–606.                

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Лотман Ю. М.Сотворение Карамзина. М., 1987;

Макогоненко Г. П. Николай Карамзин – писатель, критик, историк // Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Л., 1984. С. 5–50.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!