Литературная ситуация 1760–1770-х годов



 

Социодинамика десятилетия и русское общественное сознание. Идеологические модели европейского Просвещения и их бытование в России. Дальнейший процесс эмансипации культуры и литературы: превращение эстетической деятельности в самостоятельный и независимый культурный феномен. Ускоренный процесс освоения новых жанров и стилей, нивелирующий прежний исключительно государственный пафос искусства.

Смена эстетических установок и жанровых моделей в литературе (массовая литература, комедия, шутливая поэма, роман и т.д.). Новый тип писателя («мелкотравчатые»), новый тип текста и система их восприятия и оценки. Роман М. Чулкова «Пригожая повариха» в контексте эпохи.

 

Литература по теме:

Артемьева Т. В., Замалеев А. Ф. «…Мой друг, не строго их суди» (Судьба и случай в жизни героев авантюрного романа) // Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины. СПб., 1992. С. 3 –12;

Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. Любое изд. (глава 6 «Литературные течения, противостоящие дворянской культуре в 1760 – 1770 гг.»);

Костюхин Е. А. Древняя Русь в рыцарском ореоле // Приключения славянских витязей: Из русской беллетристики XVIII века. М., 1988. С. 5 – 20;

 

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Мыльников А. Петр III: Повествование в документах и версиях. М., 2002.                          

Малэк Э. «Неполезное чтение» в России XVII – XVIII веков. Варшава; Лодзь, 1992.

 

 

Творчество М. М. Хераскова

    Творческая деятельность Хераскова как продолжение и развитие эстетических инициатив «сумароковской школы». «Новые оды» Хераскова и морально-философский пафос его творчества. Создание жанра «эпической поэмы»: семантика, идеология жанра, связь с проблемами национально-исторического развития и морально-религиозными исканиями поколения «первых русских интеллигентов» (масонский панморализм и утопизм). Художественное своеобразие поэм Хераскова («Россияда», «Владимир»). Личность Хераскова в истории русской культуры.

 

Литература по теме:

Гончарова О. М. Власть традиции и «новая Россия» в литературном сознании второй половины XVIII века. СПб., 2004. С. 52 – 95;

Розанов И. М. М. Херасков // Масонство в его прошлом и настоящем. Т.2. М., 1991 (или: М., 1915).

                            

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Пыпин А. Масонство в России: XVIII и первая четверть XIX века. М., 1997.

Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства. Екатеринбург, 1995.

Проблемы национального самосознания в культуре

XVIII века и русская сатира: Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин

 

Литература и публицистика как выражение особой частной гражданской позиции, нивелирующей государственные имперские инициативы (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, В.В.Капнист, сатирическая журналистика). Концепции «сатирического направления в русской литературе» ХIХ века как позднейший идеологический субститут реальных для ХVIII столетия мировоззренческих оснований сатиры. Актуализация сатиры в 1760-е годы как следствие осознания отпадения русского человека и мира русской жизни от истинных идеалов и героизма начала века (ведущая тема –  аморализм и безгеройность). Идеал «русской жизни» и «русского человека» как авторитарно незыблемая истина, как духовная потребность общества и невозможность ее реализации в наличествующем русском бытии – основополагающая эстетическая концепция сатиры. Жанровое своеобразие сатирических текстов: традиции и новаторство.

10.1. Творческая и культурно-просветительская деятельность Н. И. Новикова. Сатирические журналы Новикова 1760-1770-х гг.: структура, жанры, идейно-эстетическая и морально-философская позиция. Идея водворения «подлинной человечности» в представлении Новикова-сатирика. Просветительская деятельность писателя 1770-1780-х гг.: этическая позиция, направленность деятельности, типы изданий, их содержание и значение.  «Новиковское десятилетие» и его роль в становлении общественного сознания: официальная государственная идеология эпохи и культурно-просветительская, литературная деятельность «первых русских интеллигентов» (кружок Н.И.Новикова и Московская типография: формирование круга чтения и нравственно-философских интересов «частного» человека).

  10.2. Творческий путь Д.И.Фонвизина: от ранних сатирических текстов до «Чистосердечного признания». Гражданская позиция писателя и его публицистические тексты (журнальная проза; произведения, определенные позицией панинского круга), эстетическая концепция новой русской комедии и ее практическая реализация («Бригадир», «Недоросль»), своеобразие взгляда Фонвизина на традиционное соотношение своего и чужого, русского и европейского («Письма из Франции»). Жанровая структура произведений писателя и поэтика его сатирической прозы. Культурно-просветительские идеи Фонвизина, представленные в публикациях «Собеседника любителей российской словесности» и в журнале «Друг честных людей, или Стародум». Специфика повествования в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях».

Поэтика и жанровое своеобразие «Недоросля» как «серьезной комедии»: образ идеального человека-гражданина и его искажение в сфере «злонравия»; мотив «скотства» в пьесе и его морально-религиозный смысл; своеобразие речевых характеристике героев; финальная семантика комедии. Судьба творческого наследия Фонвизина в последующей русской традиции.

 

Литература по теме:

Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Т. 1, ч. 1. Любое изд. (Гл. 3, разд. 7 «Появление масонства. Новиков»);

Тукалевский В. Н. Н.И. Новиков и И.Г. Шварц // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 1. М., 1991;

Стенник Ю. В.Сатиры смелой властелин…// Фонвизин Д.И. Избранное. М., 1983. С. 5–22.

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Рассадин Ст.Сатиры смелой властелин: Книга о Фонвизине. М., 1985.

                        

 

Русский сентиментализм

 

Смена эстетической парадигмы и ее ценностной иерархии (1770-е годы), новый тип личности и пути ее самореализации в пространстве русской культуры и дискурсивной практике. Поэтика сентиментального текста как отражение развития внутренних потенциалов художественного модуса речи (образ внутреннего мира повествователя как героя сентиментального текста, образный ряд субъектной рефлексии, структура повествования). Поэзия (Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, М.Н.Муравьев, Н.А.Львов и др.) и проза       (Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, М.В.Сушков и др.) русского сентиментализма. Основные жанры: повесть, дневник, путешествие. Структура и семантика жанра сентиментальной повести («Бедная Лиза» Карамзина как канон жанра). 

Сентиментализм как явление эстетическое и культурно-бытовое: новая парадигма личностной самооценки в русской культуре (культ природы и чувств, саморефлексия, идеи семьи и воспитания) и ее практическая реализация в феноменах «домашнего» творчества или общественной благотворительной и просветительской деятельности.

 

Литература по теме:

Кочеткова Н.Д.Литература русского сентиментализма (эстетические и художественные искания). СПб., 1994;

Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 23 – 44, 80 – 89.

 

Дополнительная литература для самостоятельного чтения:

Коровин В. И.«Наслаждающее размышление самого себя» // Ландшафт моих воображений: Страницы прозы русского сентиментализма. М., 1990. С. 5 – 28;

Песков А. М. Поэт и стихотворец Иван Иванович Дмитриев // Дмитриев И. И. Сочинения. М., 1986. С. 5 – 20.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1093; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!