Школа как культурно-образовательное пространство – это 35 страница
Синкретизм(психол.) (от греч. synkretismus — соединение, объединение) —
нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных оснований. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Система образования— совокупность взаимодействующих преемственных
образовательных программ и государственных образовательных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций. Характер С. о. определяется: соц.-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Система образования региона — относительно обособленная совокупность связанных между собой образовательных, обеспечивающих, инновационных и управленческих образовательных структур на территории одного из субъектов РФ.
Система педагогическая— совокупность взаимосвязанных средств, методов и
процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы С. п.: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения. М. б. в масштабах страны, отдельного образовательного учреждения, в рамках учебного предмета, деятельности отдельного преподавателя. Широко известны авторские С. п.: А. С. Макаренко, В. Н. Сороки-Росинского, М. Монтессори, С. Френе, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.
|
|
Ситуация педагогическая—1. совокупность условий и обстоятельств специально
задаваемых учителем, или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания:формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2. кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.
Скаутизм — одна из самых распространенных форм детского и молодежного движения
за рубежом, объединяющая детей, подростков и юношей в возрасте от 7 до 21 года. Главная цель С. — воспитывать у подрастающего поколения преданность своей стране, религии, формирование определенных нравственных качеств, таких как: правдивость, смелость, вежливость, «быть другом всех людей и братом каждому скауту», «подчиняться бесприкословно своим руководителям». У скаутов есть закон и клятва. Девиз скаутов: «Хороший поступок — каждый день». Одним из основных принципов воспитания в скаутских организациях является учет возрастных особенностей детей, преемственность в работе. Выделяются 3 возрастные группы: 1-я — мальчики 7-10 лет — кабскауты («волчата»), девочки — браунискауты («птенчики»); 2-я группа — 11—12 лет — разведчики; 3-я группа — «искатели» и «гиды» — скауты в возрасте от 15 до 21 года. Каждая ступень роста скаутов предполагает овладение определенными знаниями, умениями и навыками, (см. Баден-Пауэл Р.). В России скауты возникли в 1909 г. и просуществовали до возникновения пионерской организации как массовой. В 90-е гг. XX в. С. вновь возродился в России как одно из многообразных детско-молодежных объединений. Сильные стороны С: пристальное изучение психологии, интересов и запросов воспитанников; использование детской инициативы, красочность и привлекательность ритуалов, формы, церемоний; конкретность и понятность общих и частных целей, заданий, лозунгов, правил поведения; овладение различными практическими навыками; четкость организационной структуры; умелое использование склонностей детей к коллективизму, к путешествиям, героическим подвигам и приключениям, применение живых форм работы, особенно игр.
|
|
|
|
Склонность— устойчивая направленность к определенной деятельности,
выражающаяся в эмоциональном ее предпочтении др. видам деятельности. Раннее выявление С. у детей, создание условий для их развития — задача любого образовательно-воспитательного учреждения.
Сковорода Григорий Саввич(1722-1794) — украинский философ, поэт,
просветитель-гуманист. Был странствующим философом. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.
|
|
Скопофилия(визионизм, вуайеризм) — влечение к подглядыванию за половым актом
или обнаженными представителями избранного пола.
Славянофильство(в пед.) — идеология, не принимавшая рационализм и
индивидуализм западной педагогики, ставила вопрос о специфическом для России взгляде на воспитание, как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозного чувства. Человеческая индивидуальность рассматривалась прежде всего с позиций соборности.
Слайд(англ. slide — скользить) — отдельный диапозитив, помещаемый обычно в
стандартную пластмассовую рамку 50 х. 50 мм. С. — прозрачное фотографическое (или рисованное) изображение на пленке или стекле, предназначенное для проецирования на экран.
Слушание— вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с
восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее.
Виды собеседников— разнообразие проявлений личностных характеристик человека в процессе вербального общения, к-рые педагогу полезно учитывать при выборе тактики взаимодействия с воспитанниками. С доминантным собеседником: напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать, не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и решительно; недоминантного собеседника: деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно почаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении воспитанника: подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично придерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного: медлительного, неуспевающего за сменой тем, не стоит торопить, надо давать ему возможность до конца высказаться. Экстраверт — общителен, активен, больше обращен на собеседника. С ним, как правило, общаться легко. Интроверт не очень разговорчив, трудно переходит от темы к теме, если предыдущая не завершена. С ним надо быть терпеливым и вдумчивым слушателем.
Слушание рефлексивное — слушание с анализом, уточнениями, перефразированием.
Слушание эмпатическоев пед. взаимодействии — метод слушания, основанный на способности учителя понять собеседника в сопереживании ему — переживании им тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает воспитанник (родитель, коллега и т. д.) через отождествление с ним.
Смысл— воспринятое личностью значение к.-л. явления, предмета, знака; идеальное
содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-л. (С. жизни, С. истории и т. д.).
Смысл личностный— понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л. Н. Толстой). Осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, роли, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.
Соборность— качество личности, выражающееся в принятии ею сверхличных и
сверхиндивидуальных идеалов и ценностей, возникших и развившихся на базе духовного единства людей и их общности. Термин «соборность» предложен ранними славянофилами (А. С. Хомяковым и др.). В понятии С. акцент делается на этической значимости человеческого коллективизма. Возрождение национального сознания русского народа, проявляющееся, в частности, в развитии русских школ в современной образовательной системе и в остром интересе к христианско-антропологическому направлению в русской философско-пед. мысли конца XIX — начала XX вв., вновь вводит понятие С. в число нравственных качеств, подлежащих формированию у подрастающего поколения.
Совесть— категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед
самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.
Совместимость межличностная— взаимное принятие партнеров по общению и
совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентации, соц. установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и др. значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психол. характеристик.
Содержание образования и воспитания— система научных знаний, умений и
навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение к-рыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источники С. о. и в. — все многообразие культуры.
Созависимость— устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных
(т. е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения др. людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность. Поведение созависимых — неуправляемо, не поддается контролю сознания, т. е. бессознательно. Это состояние болезненной зависимости, т. е. оно может трактоваться как заболевание, и, как любое заболевание, иметь свою причину (источник), развитие и конечную стадию — выздоровление или полное разрушение личности в соматическом, интеллектуальном или духовном аспектах. С. затрагивает все структуры личности, деформируя ее. Созависимый человек — это человек с деформированным «Я». Он нередко испытывает чувство патологического стыда из-за переживаемой явной или кажущейся человеку, напр., из неблагополучной семьи, отверженности обществом; потерю собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней; чрезмерную озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайную зависимость — эмоциональную, соц., иногда даже физическую от этого человека, процесса или явления; остановку развития собственного «Я» и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг при недостаточности реакций на происходящее внутри самого человека; долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств, непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем и др.
Сознание педагогическое— совокупность знаний и ценностных установок
учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношений к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции; В-концепции (концепции Воспитанника: как он его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: понимание природы и специфики пед. деятельности, ее структуры, выделение тех или иных доминант).
Созревание половое — сложный процесс сексуального развития, в к-ром
физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной степени контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек.
Сократ(ок. 469—400 гг. до н. э.) — древнегреч. философ-идеалист. Жил в Афинах, где
его слушали многочисленные ученики: Платон, Антисфен и др. Об учении С, к-рый ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», — одно из известнейших изречений Сократа. Высшие добродетели по С: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. «Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетель, т. е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы). Идеалистическая этика С. перерастает в теологию. Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Сомнение служило С. предпосылкой для обращения к собственному «Я», к субъективному духу, дальнейший путь вел к объективному духу — божественному разуму. Цель воспитания — познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и в создании гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов, видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию «всеобщего» в нравственности как основы истинной морали. Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, явился источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.
Соматический — телесный, относящийся к телу.
Сорбонна— распространенное наименование Парижского университета. В XIII—XVI
вв. — студенческое общежитие теологического факультета этого университета. Названо по имени основателя — духовника короля Людовика IX Робера де Сорбона. Постепенно превратилось в типичную для средневековых университетов «коллегию» — самоуправляющееся учреждение, где жили студенты и профессора, читались лекции и проводились экзамены.
Сорока-Росинский Виктор Николаевич(1882-1960) — русский и советский
психолог и педагог-гуманист. Работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Принципы воспитательной системы: национальные школы и национальная психология, демократичность воспитания и обучения, коллективное воспитание с учетом индивидуальности каждого воспитанника, переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности, всякое знание превращать в деяние, принцип игры. И принципы суворовской педагогики: «Глазомер, быстрота, натиск»; «Тяжело в учении, легко в бою». Много сделал в разработке теории и практики воспитания трудновоспитуемых детей. Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример». Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.
Сотрудничество в обучении— совместная, взаимосвязанная деятельность
учащихся и учителей, построенная на демократических принципах, ориентированная на достижение осознаваемых личностно значимых целей как учениками, так и учителями.
Софисты— платные, иногда странствующие, преподаватели философии, математики,
мифологии, поэтики, этики, политики и риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. В своих философских воззрениях придерживались идей, что «человек — мера всех вещей» (Протаргор) и «если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо» (Горгий), т. е. релятивизма и скептицизма. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного исключительно на практическую целесообразность, на достижение личного успеха. Такой человек имеет свою точку зрения и умеет убеждать др., поэтому С. такое большое значение придавали риторике — искусству красноречия. В процессе обучения красноречию С. впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые в древнегреч. истории воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.
Социабельность — зависимость от группы.
Социализация— совокупность всех соц. и психол. процессов, посредством к-рых
индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в соц. среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности. С. предполагает освоение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и пр.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры, Дж. Кольмана и др. Решающую роль в С. ребенка играет семья.
Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение соц. ролей. А. первичной социализации:семья, приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. А. вторичной социализации:администрация школы, университета, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Первичная С. осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная С. осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни. Термин возник в 80-е гг. XX столетия.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!