Школа как культурно-образовательное пространство – это 11 страница



 

Сублимация(от лат. sublimare — возносить) — в психоанали­зе: один из механизмов психической защиты, снимающей напряжение в ситуации конфликта путем трансформации его в формы, более приемлемые для индивида. Частным слу­чаем С. является психический процесс преобразования и переключения энергии на цели соц. деятельности и куль­турного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом в 1900 г.

 

 

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующе­еся его

уравновешенностью с окружающей средой и отсутстви­ем к.-л. болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и соц. благополучия, наличие у человека достаточно­го количества энергии, энтузиазма и настроения для выполне­ния или завершения дела (ВОЗ. Е. Минард). 3. человека в зна­чительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. 3. является личной и общественной ценностью. Формированием такой установки на собственное 3. занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.

 

 

Здравый смысл— стихийно складывающиеся под воздействием повседневного

опыта и проверенные им взгляды людей на ок­ружающую действительность и самих себя, к-рые являются ос­нованием для их практической деятельности.

 

 

Зеньковский Василий Васильевич(1881-1962) — православный педагог,

психолог, богослов, философ. В 1919 г. был вынужден покинуть страну. Преподавал в Белграде, Праге, с 1962 г. — в Парижском Богословском институте им. С. Радонежского. Ос­новные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и пе­дагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педа­гогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагоги­ка и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Считал, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Смысл, задачи и возможности познания определяют­ся из общего отношения человека к миру. Выдвигал на первый план антропоцентризм русской философии, к-рая больше все­го занята темой о человеке, его судьбе и путях развития. Гово­рил о связи воспитания с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное вос­питание», выступая против сторонников свободного воспитания пед. течения, ставящих в центре всего ребенка и его индивидуаль­ные запросы, направленные на воспитание эгоиста, пользующего­ся всеми благами соц. развития, но живущего только своими про­блемами. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и осо­бенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл». Он не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь сво­боды и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития. Призывал признать учение об образе Божь­ем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании. Согласовать идею личности с соц. сре­дой возможно лишь через естественную, приводящую к возник­новению коллективного духовного начала и благодатную собор­ность, к-рой является церковь. Построил собственную возраст­ную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. Раннее детство — ребенок вживается в весь безграничный мир смыслов, в приро­ду, в человеческие отношения. Второе детство — ребенок стре­мится приспособиться к миру и людям, к порядкам природы и соц. жизни. Отрочество — для подростка характерны мечтатель­ность, ирреализм, нежелание считаться с реальностью, уверен­ность в праве жить своей жизнью. От отрочества в юность при­ходит могучая сила пола, укрощенная и просветленная развити­ем эроса. Юность — период внутреннего единства и творческой цельности, увлечения, вдохновения, доверчивого отношения к миру и людям, пронизанным религиозной верой в Бога. Считал необходимым на всех возрастных этапах в процессе воспитания иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как ес­ли бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавал главнейшим принципом педагоги­ки принцип индивидуальности. Подчеркивал, что моральная жизнь становится фактором духовного устройства лишь как ре­лигиозная жизнь. Не абсолютизировал дисциплину. Она высту­пает лишь как инструментальный фактор духовного воспитания ребенка, регулирующий духовную жизнь, освобождающий ду­ховные силы ребенка от случайных порывов. Эстетическое воспитание имеет две цели: низшую и высшую. Первая служит задачам развлечения и игры. Вторая — «воспитанию души че­рез приобщение души к красоте». Эстетическое воспитание дол­жно быть связано с трудом души. Интеллектуальное воспитание развивает потребность в целостном мировоззрении через разви­тие инициативы ума, творческих сил и интуиции. Религиозное воспитание направлено на развитие религиозного вдохновения, живой, всецелой и свободной погруженности души в жизнь цер­кви. Физическое воспитание оправдано, «оно священно как ус­троение жизни тела». Сексуальное воспитание имеет чрезвы­чайно серьезное значение. «Устроение сферы пола имеет особо важное значение для эмпирического и духовного здоровья лич­ности». Все запросы и стремления, связанные с полом, должны разрешаться только в браке. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждо­го ребенка. Без этого нет пед. интуиции, а, следовательно, не будет и пед. мастерства.

 

 

Знание— верное отражение действительности в мышлении чело­века; проверенный

общественной практикой результат процес­са познания. Выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений. Бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практи­ки, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отно­шения.

 

 

Знание(в пед.) — понимание, сохранение в памяти и вос­произведение фактов науки,

понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой, систем­ностью, осознанностью и действенностью.

 

 

Значимый другой— человек, являющийся авторитетом или име­ющий значение для

данного субъекта общения и деятельности (по Г. Салливану).

 

 

Зона актуального развития— состояние в развитии ребенка, ког­да предлагаемая

задача ориентирована на созревшие психичес­кие функции. Это проявляется в том, что ребенок может решить (выполнить) поставленную задачу самостоятельно.

 

 

Зона ближайшего развития— расхождение между уровнем акту­ального развития

и уровнем потенциального развития (задачи (задания), предлагаемые ребенку, он может решить сам при мак­симальном усилии или с помощью взрослых). Понятие введено Л.С. Выготским, к-рый считал, что З.б.р. определяет несозрев­шие психические функции, но находящиеся в процессе созре­вания. З.б.р. определяет перспективу развития ребенка. З.б.р. подтверждает мысль о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, ориентированное на З.б.р., — разви­вающее обучение.

 

И

Игра— одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.

Суть И. состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив к-рой лежит не в ее результатах, а в самом процессе. И. детская — способ воспроизведения детьми дей­ствий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. способствует пси­хической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическо­му, умственному и нравственному воспитанию детей.

 

Игра компьютерная— это программа, специально создан­ная для компьютера и

предоставляющая пользователю (иг­рающему) возможность активного участия в изменении игровых ситуаций, отображаемых на экране компьютера. Набор таких программ хранится на магнитных или лазер­ных носителях. В большинстве И.к. пользователь анали­зирует игровую ситуацию на экране, принимает решение по воздействию на нее для достижения определенной цели и реализует это воздействие с помощью клавиатуры компьютера либо с помощью специальных устройств вво­да — джойстика, мыши и др. Среди И. к. можно выделить игры логические, на быстроту реакции, обучающие, разви­вающие и тренирующие. Логические игры близки по сюже­там и целям к традиционным математическим головолом­кам и упражнениям, к-рые оформлены в виде игровых ситуаций на экране. Пример такой игры — «Угадай число». В таких играх важна не скорость, а верность ответа. Игры на быстроту реакции представляют собой практически бес­конечную совокупность сменяющих друг друга сюжетов, отображающих некую искусственную среду. В этом случае цель каждого этапа игры заключается в том, чтобы, управ­ляя неким объектом (человечком, летательным аппара­том, мячиком), догнать кого-то (что-то) либо от кого-то (чего-то) увернуться и т. д. Игры обучающие, развивающие и тренирующие имеют целью с помощью игровых ситуа­ций сообщить пользователю определенные сведения, по­мочь закрепить их, разобраться в каких-то вопросах и т. д. Примеры таких игр: вспомнить перевод иностранных слов, появляющихся на экране, разобраться в тактических замыслах полководцев, чьи войска сошлись в свое время на льду Чудского озера, и др. Развлекательные игры делят­ся на аркадные, 3D — action («экшн»), квесты, игры-симуляторы, стратегии. Аркадные игры — игры-приключения. «Экшн» — так называемые «стрелялки», обычно с военным сюжетом. Цель игры — убить как можно больше противни­ков из имеющегося оружия. Квесты — игры-путешествия с разгадыванием различных загадок. Игры-симуляторы — авто- или авиаигры, футбол, хоккей. Стратегии — игры, в к-рых нужно проявить управленческие способности при выполнении поставленной стратегической миссии: по­строить и защитить город, государство, космическую базу и т. п. Современные И.к. в полной мере используют исключительные графические возможности современных компьютеров и их возможность синтезировать звуковые эффекты. Грамотно спроектированные и примененные И.к. могут оказать неоценимую помощь в развитии по­знавательных, художественных и профессиональных способностей молодежи, в ее эстетическом воспитании. Результатом правильного применения специально подо­бранных комплектов игр может стать прогресс в позна­нии возможностей компьютера, приобретение навыков работы с его устройствами, овладение приемами и мето­дами создания алгоритмов и программ. Важную роль в обучающих и развивающих видах выполняет игровая компонента — специально разработанный для данной игры программный модуль, позволяющий отобразить на экране компьютера динамичную игровую ситуацию. Цель игровой компоненты — внесение в процесс рабо­ты пользователя с компьютером элемента развлекательности. Кроме того, игровая компонента зачастую выпол­няет функцию отсчета времени, отведенного на решение предложенной задачи, включает в себя при необходимо­сти элементы подсказки.

 

Игра предметная— детская игра с предметами человечес­кой материальной и духовной культуры, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению.

 

Игра ролеваясовместная групповая игра, в к-рой ее уча­стники распределяют, берут на себя и используют различ­ные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

 

Игра символическая— игра, в к-рой реальность воспроиз­водится в виде символов, знаков, а игровые действия вы­полняются в абстрактной, символической форме.

 

Играсюжетная— игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.

 

Игры компьютерные дидактические и развивающие— иг­ровые программы для персональных компьютеров, имею­щие обучающий и развивающий характер. Виды: абстрак­тно-логические, сюжетные и ролевые. И.к. д. и р. расширя­ют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют те или иные умения и навыки (игро­вые тренажеры) и способствуют психофизическому раз­витию ребенка. Однако излишнее увлечение играми мо­жет нанести ему вред.

 

 

Идеал(фр. ideal; от греч. Idea — идея, первообраз) — образ, явля­ющийся воплощением

 совершенства, образец, высшая цель стремлений человека.

 

 

Идеал воспитания полисный— принципиально новые ориги­нальные подходы к

постановке и решению воспитательно-об­разовательных проблем, отличающихся от традиций как позднепервобытных, так и древневосточных обществ зародились на Западе в древнегреческих полисах — городах-государствах в эпоху так называемого «культурного переворота» (VIII—V вв. до н.э.). В эту эпоху в полисах расширяются личные свободы граждан, делается попытка обеспечить гармоничное сочетание интересов индивида с интересами коллектива, усиливается ори­ентация людей на достижение личного успеха. В мировоззрении утверждаются принципы светского и рационального видения мира, развиваются свободомыслие и прагматическое отношение к традициям прошлого, свободное творчество становится в кру­гах полноправных граждан нормой жизни, соц. ценностью, це­лью и в нек-ром роде смыслом человеческой деятельности.

 

 

Идентификация(от позднелат. Identifico — отождествлять) — 1. опознание чего-л.,

к.-л.; 2. процесс неосознаваемого отожде­ствления субъектом себя с др. человеком, группой людей, обра­зом. Термин был введен 3. Фрейдом; 3. уподобление, отождеств­ление с к.-л., чём-л.. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, в инженерной и юри­дической психологии, где И. понимается как процесс сопостав­ления, сличения одного объекта с др. на основе к.-л. признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия; 4. понимание др. через, в той или иной степени, осознанную постановку себя на его место, в предпола­гаемый мир его мыслей, отношений, реакций; 5. защитный ме­ханизм, при к-ром человек видит в себе др., переносит на себя мотивы и качества, присущие др. лицу.

 

Идентификация полоролеваяпроцесс и результат приоб­ретения ребенком психол. черт и особенностей поведения человека одного и того же с ним или др. пола.

 

 

Идеология— система взглядов, идей, выражающая отношение к действительности

людей, классов, групп, партий, составляю­щая их мировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеоло­гами. Оказывает активное влияние на общество и отдельную личность.

 

Идеологизацияпроцесс насильственного подчинения об­щественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

 

 

Идея— мысль, получившая концептуальное оформление

 

.

Идиотия — см. Олигофрения.

Иерархия — «служебная лестница»; система элементов, находящихся в

 последовательном подчинении.

 

 

Изоляция, отчуждение — см. Защита психологическая.

 

 

Иллюзия(от лат. illusio — ошибка заблуждение, illudo — обманы­ваю, насмехаюсь,

разыгрываю) — 1. неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств; 2. ложные, несбыточ­ные надежды, мечты.

 

 

Имаготерапия— см. Психотерапия.

 

 

Имбецильность— см. Олигофрения.

 

 

Имидж учителя(от англ. image — образ) — эмоционально окра­шенный стереотип

восприятия образа учителя в сознании вос­питанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. В основе И.у. — формальная система ролей, к-рые учитель игра­ет в своей жизни и деятельности, дополняющаяся чертами ха­рактера, интеллектуальными особенностями, внешними данны­ми, одеждой и т. п. При формировании И.у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружа­ющими.

 

Имиджмейкер—специалист по формированию имиджа.

 

 

Имманентный(от лат. immanentis — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-

либо) — внутренне присущий к.-л. явле­нию, проистекающий из его природы, сущности.

 

 

Императив(от лат. imperativus — повелительный) — приказ, кате­горическое

требование, должествование.

 

 

Имплицитный— не проявляющийся явно, открыто, не обнаружи­вающийся при

поверхностном наблюдении. Противоположное понятие — эксплицитный.

Имплицитная концепция воспитания— подразумеваемые, но не

сформированные теории воспитания, присущие определенному этносу и выступающие как центральная ценностная ориентация взрослых в сфере соц. поведения по отношению к подрастающе­му поколению.

 

 

Имплицитные концепции личности— подразумеваемые, но не сформированные

теории личности, присущие каждому этносу; совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на вопросы: какова природа и каковы возможности человека? Чем он является, может и д.б.? Понятие разрабатывается И. Коном.

 

 

Импритинг(англ. imprint — запечатлевать, оставлять след) — спе­цифическая форма

научения у новорожденных высших позво­ночных, при к-ром в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов (чаще всего родительских особей, выступа­ющих одновременно носителями типичных признаков вида, братьев и сестер, пищевых объектов, в том числе животных-жертв, и др.). И. возможен в течение весьма ограниченного («сенсибильного», «критического») периода. Процесс И. совер­шается чрезвычайно быстро, без внешнего подкрепления, и ре­зультат его, как правило, необратим. И. обеспечивает животным охрану потомства (следование детей за родителями), узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых парт­неров, признаков местности и др. В искусственных, эксперимен­тальных условиях у нек-рых видов животных и птиц И. м. б. выз­ван любым живым или неживым движущимся объектом.

 

 

Импровизация педагогическая— нахождение учителем неожи­данного пед.

решения в ходе урока или общения и практичес­ки мгновенное его воплощение. Процесс И.п. состоит из четы­рех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап — пед. озарение (ин-сайт). В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового мате­риала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Рождение идеи возникает интуитивно, а путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап — публичное воплощение, или реализация, пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И.п. Четвертый этап: осмысление, т. е. мгновенный анализ про­цесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И.п. позво­ляет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на воз­никающие задачи.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!