Школа как культурно-образовательное пространство – это 3 страница
Анимация — мультипликационное изображение, фильм.
Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему
вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая характеристика
печатного произведения с точки зрения содержания, назначения, формы и др. особенностей. Носит пояснительный или рекомендательный характер. Умение составлять А. необходимо формировать уже в школе.
Аномалия — отклонения разной степени от нормы.
Аномия (от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — состояние общества,
при к-ром отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения людей, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже потеряли свое значение, а новые еще не сложились. В таком обществе люди становятся отчужденными, апатичными, лишенными целей, имевших ценность.
Антипатия — чувство неприятия, отвращения.
Антиципация(от лат. anticipatio — предвосхищение) — способность предвидеть
развитие событий, явлений, результатов действий.
Антагонизм — непримиримое противоречие; борьба против к.-н.; враждебность.
|
|
Антропогенный — связанный с происхождением человека и его деятельностью.
Антропокосмизм — философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек,
его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В концепции А. существенное значение имеет уподобление человеческого индивида вселенной — параллель «микро-» и «макрокосмоса», вера в планетарное единство человечества, солидарность народов и диалог культур, что в педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, направленного на постановку и ненасильственное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.
Антропологизм — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека
как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.
Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая
позволяет понять структуру воспитания лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский). Воспитание в А.п. понимается как атрибут человеческого бытия.
|
|
Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития
и становления субъектности, внутреннего мира человека.
Антропология философская — учение о сущности человека, его
происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентировано на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.
Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека д. б. проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности как творческую и свободную личность. В нем ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием для педагогики христианства.
|
|
Антрополого-гуманистический принцип (в пед.) — организация учебно-
воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.
Антропософия — учение о человеке, развитое в начале XX в. Р. Штейнером, как
разновидность теософии. В А. делается упор на неортодоксально понятую христианскую мистику и европ. идеалистическую философию и подчеркивается принципиальная общедоступность «высшего знания». Цель А. — выработка чувства единства с духовной основой Вселенной. Согласно Штейнеру, при помощи соответствующего воспитания (включающего обучение медитации, музыке, эвритмии — разработанному Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку и др.) каждый человек способен пробудить дремлющие в нем «духовные органы познания» и достичь «высшего состояния сознания».
|
|
Апатия(от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся
снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.
Апологет — активный, нередко предвзятый сторонник, защитник, приверженец.
Аппеляция— обжалование к.-л. постановления в высшую инстанцию; обращение за
советом, поддержкой к к.-л. авторитетной инстанции, к общественному мнению.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний. Учет
особенностей А. учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует положительному влиянию на содержание и направленность восприятия обучаемыми передаваемой информации.
Апостериори (от лат. a posteriori — из последующего) — происходящее из опыта.
Априори (от лат. a priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и
независимое от него.
Апробация (от лат. approbatio — одобрение, признание) — одобрение, сделанное на
основе испытания, проверки.
Аргумент — суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение
истинности другого суждения (концепции, теории); основание (часть основания) доказательства. Обучать умению аргументировать следует с начальных классов.
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреч. философ, к-рый систематизировал все
области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, актуальны и в наше время. Цель воспитания — гармоническое развитие всех сторон души (физическое, нравственное, умственное), воспитание деятельной, волевой, самостоятельной личности. Забота о воспитании граждан д. б. делом государства. Воспитание — средство укрепления государственного строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.
Артефакт — 1. факт, не характерный для естественного течения данного процесса и
вызванный искусственно; 2. продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама породившая его культура.
Арттерапия — см. Психотерапия.
Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов, переходящих из поколения
в поколение: образы Бога, матери и т. п. Термин введен К. Юнгом — швейц. психологом и психиатром. А. сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом из людей наряду с личным бессознательным и сознанием. А. выступают основой общей структуры личности, ее поведения, мышления, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.
Аскетизм — сознательное ограничение, обуздание человеком своих чувственных
влечений и желаний. А. содержит в себе рациональный смысл: утвердить приоритет духовных ценностей над ценностями низшего уровня (преходящими, материальными). Проповедуется как высшая добродетель в христианском воспитании. Антипод А. — гедонизм — этический принцип, отводящий высшее благо жизни удовольствию, чувственным наслаждениям.
Аспект — точка зрения, с к-рой рассматривается предмет, явление, понятие.
Ассоциация (в психол.) — связь между психол. явлениями, при к-рой актуализация
одного из них влечет за собой появление др.
Атеизм — система взглядов, отвергающая веру в Бога и сверхъестественные силы.
Атрибуция каузальная (от лат. attribuo — приписывать, наделять, causa — причина)
— интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения др. людей на основе домысливания недостающей информации. Эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение интерпретатора. Заложил основы изучения А.к. Ф. Хайдер. Выявлено, что в группах высокого уровня развития (коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.
Аттестация образовательного учреждения — установление соответствия
содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждение требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня
квалификации, пед. профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Аттитюд(от фр. attitude — поза, положение) — субъективные ориентации индивидов
как членов группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые способы поведения. А. усваиваются с приобретением жизненного опыта и в процессе социализации, однако не являются чем-то неизменным.
Аттракт (в синергетике) — относительно устойчивое состояние системы, к-рое как бы
«притягивает к себе множество ... траекторий» системы; попадание системы в конус аттрактора приводит к неизбежной эволюции этого относительно устойчивого состояния.
Аттракция(от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — социально-психическое
явление формирования восприятия одного человека др. как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на др. человека. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.
Аутентичный (от гр. authentikos — подлинный) — подлинный, достоверный.
Аутизм (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью,
отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введеный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике, напр., как способ психол. защиты.
Аутоагрессия — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия
направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.
Аутогенная тренировка — см. Психотерапия.
Аутоэротизм — направленность полового влечения на себя (нарциссизм).
Аутсайдер (от англ. outsider — посторонний человек) — неудачник, человек, не
нашедший своего места в обществе.
Афазия — расстройство речи, вызванное поражением определенных участков мозга.
Проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей и понимать высказывания окружающих.
Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно
кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром они находились во время их совершения.
Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А.н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А.н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.
Аффектация — необычное искусственное возбуждение, неестественность в речи,
жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.
Аффилиация (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность
человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. По последним исследованиям пед. направленности личности учителя эта потребность называется одной из основополагающих при определении профессиональной пригодности к пед. деятельности.
Б
Баден-Пауэл Р.С. (1857-1941) — британский полковник, инициатор и организатор
скаутского движения (от англ. boy — мальчик, scout — разведчик). В 1907 г. собрал 11—12-летних мальчиков на англ. острове Браунси в лагерь для бойскаутов. В программу работы первого лагеря для юных разведчиков входили беседы об армии и военной жизни, различные игры, физические упражнения, соревнования. На основе полученного опыта Б.-П. написал книгу «Скаутизм для мальчиков». В 1909 г. он составил программу для девочек (герлскаутов).
База данных — совокупность средств и методов описания, хранения и манипулирования
данными для сбора, накопления и обработки больших информационных массивов; набор структурированных сведений об объектах одной предметной области; поименованная совокупность данных, организованных по определенным правилам, к-рые предусматривают общие принципы описания, хранения и манипулирования данными. Для взаимодействия с Б.д. используются системы управления базами данных (СУБД).
База данных реляционная — база данных, в к-рой присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по к.-л. из них, по любой их комбинации.
Базисные педагогические традиции — система предельно общих стереотипов,
обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практической воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения определенных, заданных социокультурными детерминантами, рамок ее реализации, содержательное наполнение к-рых зависит от конкретно-историческою состояния цивилизации. Определяются: целерационалъно, ориентируясь на достижение практического успеха, практического результата; ценностно-рационально, опираясь на принятую систему религиозных, этнических, идеологических, философских и т. п. ценностей; традиционно, основываясь на механическом воспроизведении привычки; аффективно, эмоционально, базируясь на актуальных аффектах и чувствах (Г.Б. Корнетов).
Байт— набор двоичных элементов (битов), обрабатываемый как единое целое. Б.
состоит из 8 бит.
Бакалавр — в большинстве западных стран первая ученая степень. В Великобритании
и США степень Б. присваивается окончившим университет или ряд др. высших учебных заведений после сдачи специальных экзаменов. Во Франции степень Б. является свидетельством о сдаче специального экзамена за курс средней школы и дает право поступления в университет. В России XIX в. Б. — действительный студент. Для этого студенту необходимо было окончить полный курс обучения в высшем учебном заведении и получить аттестат. В настоящее время Б. пытаются ввести в систему высшего образования.
Барьер общения — психол. трудности, возникающие в процессе общения, служащие
причиной конфликтов или препятствующих взаимопониманию и взаимодействию.
Барьер психологический — психическое состояние, проявляющееся в
неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникновения Б.п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.
Барьер смысловой (от франц. barriere — преграда, препятствие) —
взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл. Наиболее ярко Б.с. проявляется во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, когда ребенок (подросток), даже понимая правильность требований взрослого, не принимает их, если эти требования игнорируют его взгляды, ценности, систему его личностных смыслов. В таких случаях те или иные пед. меры не оказывают на него воздействия. Б.с. бывает трех видов: несовпадение ценностей воспитанника и воспитателя; неприятие воспитанником формы и тона выражения требований педагога; неприятие личности учителя.
Батавия-план — система индивидуализированного обучения, возникшая в Америке в
конце XIX в. в г. Батавия. С классом увеличенной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент — индивидуальные занятия после уроков.
Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа
жизни (ОБЖ — основы безопасной жизнедеятельности) — 1. процесс формирования у подрастающего поколения осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия вредным привычкам; 2.формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на воде, в лесу, в турпоходах и др. опасных для жизни, экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, наводнение, оползни, химическое и др. отравления и т. п.).
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!