Николай Бердяев. О назначении человека



Личность и индивидуум. Личность и общество. Учение о человеке есть прежде всего учение о личности. Истинная антропология должна быть персо-налистичной. И вот основной вопрос - как понять отношение между лично­стью и индивидуумом, между персонализмом и индивидуализмом? Индиви­дуум есть категория натуралистически-биологическая. Личность же есть ка­тегория религиозно-духовная. Я хочу строить персоналистическую, но от­нюдь не индивидуалистическую этику. Индивидуум есть часть вида, он вы­шел из вида, хотя он может изолировать себя от вида, противопоставить себя ему и вести борьбу с ним. Индивидуум порожден биологическим родовым процессом. Индивидуум рождается и умирает. Личность же не рождается, она творится Богом. Личность есть Божья идея и Божий замысел, возникшие в вечности. Личность для природного индивидуума есть задание. Личность есть категория аксиологическая, оценочная. Мы говорим об одном человеке, что у него есть личность, а о другом, что у него нет личности, хотя и тот и другой являются индивидуумами. Иногда даже натуралистически, биологически и психологически яркий индивидуум может не иметь личности. Личность есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью. Ин­дивидуум может совсем не обладать такой цельностью и единством, может быть разорванным, и все может быть в нем смертным. Личность и есть образ и подобие Божье в человеке, и потому она возвышается над природной жиз­нью. Личность не есть часть чего-то, функция рода или общества, она есть целое, сопоставимое с целым мира, она не есть продукт биологического про­цесса и общественной организации. Личность нельзя мыслить ни биологиче­ски, ни психологически, ни социологически. Личность - духовна и предпола­гает существование духовного мира. Ценность личности есть высшая иерар­хическая ценность в мире, ценность духовного порядка. В учении о личности основным является то, что ценность личности предполагает существование сверхличных ценностей. Именно сверхличные ценности и созидают ценность личности. Личность есть носитель и творец сверхличных ценностей, и только это созидает ее цельность, единство и вечное значение. Но понимать это нельзя так, что личность сама по себе не есть ценность, а есть лишь средство для ценностей сверхличных. Личность сама есть безусловная и высшая цен­ность, но она существует лишь при существовании ценностей сверхличных, без которых она перестает существовать. Это и значит, что существование личности предполагает существование Бога, ценность личности предполагает верховную ценность Бога. Если нет Бога как источника сверхличных ценно­стей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчиненный родо­вой природной жизни. Личность есть по преимуществу нравственный прин­цип, из нее определяется отношение ко всякой ценности. И потому в основе этики лежит идея личности. Имперсоналистическая этика естьcontradictioinadjecto. Этика и есть в значительной степени учение о личности. Центр нрав­ственной жизни в личности, а не в общностях. Личность есть ценность, стоя­щая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущно­сти, не входит в этот ряд. Единство и ценность личности не существует без духовного начала. Дух конституирует личность, несет просветление и преоб­ражение биологического индивидуума, делает личность независимой от при­родного порядка. Но менее всего личность есть отвлеченная идея и норма, подавляющая и порабощающая живое, индивидуальное, конкретное сущест­во. В личности идея или идеальная ценность есть конкретная полнота жизни. Духовное начало, конституирующее личность, совсем не означает отвлечен­ного бескровного спиритуализма. Столкновение добра и зла, как и столкно­вение ценностей, существует лишь для личности. Трагедия всегда связана с личностью, с пробуждением личности, с борениями личности. Личность соз­дана Божьей идеей и свободой человека. И жизнь личности не есть самосо­хранение, как в индивидууме, а самовозрастание и самопреодоление. Само существование личности предполагает жертву и нет жертвы без личности. Психологический индивидуализм, столь характерный для XIX и XX веков, менее всего означает торжество личности и персонализма. Совершенное раз­ложение личности, т. е. единства и цельности «я», мы видим в творчестве Пруста. «Я» разлагается на элементы, ощущения и мысли, образ и подобие Божье погибает, все погружается в душевную паутину. Утончение души, ко­торая перестает нести в себе сверхличные ценности, божественное начало, ведет к диссоциации души, к разложению на элементы. Рафинированная ду­ша нуждается в суровом духе, сдерживающем ее в единстве, целостности и вечной ценности.

Индивидуум соотносителен роду. Личность же соотносительна обществу. Личность предполагает другие личности и сообщество личностей. Индивиду­ум же предполагает существование рода. Индивидуум питается родом, и он смертей, как смертей род. Личность же не разделяет судьбы рода, она бес­смертна. Сложность человека в том, что он есть и индивидуум, часть рода, и личность, духовное существо. Индивидуум в своем биологическом самоут­верждении и эгоцентризме может оторваться от жизни рода, но это само по себе никогда не ведет к утверждению личности, к ее раскрытию и расцвету. Поэтому христианская этика персоналистична, но не индивидуалистична. Удушливая изоляция личности в современном индивидуализме есть гибель, а не торжество личности, есть обезличивание личности. Затверделая самость, это порождение первородного греха, не есть личность. Личность раскрывает­ся, когда расплавляется и побеждается затверделая самость. В натуралистиче­ском роде происходит борьба за самоутверждение индивидуума, но не борьба за личность. Борьба индивидуума за существование и преобладание в нату­ральном роде менее всего связана с ценностью личности. Борьба за возвыше­ние личности и за ценность личности есть борьба духовная, а не биологиче­ская. В борьбе этой личность неизбежно сталкивается с обществом, ибо чело­век есть существо метафизически социальное. Но к обществу, к социальному коллективу личность принадлежит лишь частью своего существа. Остальным же своим составом она принадлежит к миру духовному.

Человеческая лич­ность не может не определить своего отношения к обществу, но она не может нравственно определяться обществом. И этическая проблема соотношений личности и общества очень сложна. Она одинаково ложно разрешается син-гуляристическим индивидуализмом и социальным универсализмом. Два про­цесса разом происходят в мире: процесс социализации человека и процесс индивидуализации человека. И в мире всегда происходит столкновение и борьба социального нравственного сознания и личного нравственного созна­ния. Отсюда возникает различие между правом и нравственностью. Порази­тельно, что вXIX иXX веках человек позволил убедить себя в том, что он получил свою нравственную жизнь, свое различение между добром и злом, свою ценность целиком от общества. Он готов был отречься от первородства и независимости человеческого духа и совести. О. Конт, К. Маркс, Дюркгейм приняли нравственное сознание первобытного клана за вершину нравствен­ного сознания человечества. И они отрицали личность; для них есть лишь ин­дивидуум соотносительный с социальным коллективом. Этика должна преж­де всего вести духовную борьбу против той окончательной социализации че­ловека, которая подавляет свободу духа и совести. Социализация этики озна­чает тиранию общества и общественного мнения над духовной жизнью лич­ности и над свободой ее нравственной оценки. Врагом личности является об­щество, а не общность, не соборность. Примером ложного универсализма в этике является Гегель. Ложный универсализм есть в «Этике» Вундта, в соци­альной философии Шпанна.

Бердяев Н.А. О назначении человека. -М., 1993. - С. 62-67.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!