Лекция 8 Игровые методы обучения и воспитания подростков



План

1. Психологические особенности подростков.

2. Организационно-деятельностные и инновационные игры.

3. Ролевые игры подростков.

4. Формы игры: викторина, КВН, брейн-ринг, «Мозговой штурм».

5. Особенности информационно-коммуникативных игр.

6. Игровой тренинг.

 

Организационно-деятельностные и инновационные игры.

Организационно-деятельностная игра (ОДИ) - это один из методов решения сложных экономических, социальных, организационных, педагогических и других проблем.

Разработал и описал ОДИ выдающийся отечественный методолог Г.П. Щедровицкий. Ряд игр он провел по актуальным проблемам образования. Его ученики широко используют ОДИ для развития образования в стране, в том числе и высшего образования.

Суть ОДИ раскрывается в ее названии. Игра называется организационной, так как она специально организуется, проектируется и программируется. С этой целью создается организационный комитет. У каждой игры есть свой персональный руководитель или два руководителя, которые осуществляют процесс организации и управления игрой, следя за ее ходом и регламентом.

Игра называется деятельностной, так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных. Но, как и в детской игре, в ОДИ могут быть как более активные (лидеры, заводилы), так и менее активные (инертные, ведомые) участники. Такое разделение в ОДИ зависит от меры включенности в игру каждого участника, от его стремления внести максимальный вклад в продвижение обсуждаемой проблемы, от точности в следовании правилам игры.

Несколько слов о сущности игры. Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры. Результат детской игры - в развитии сознания и личности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, общаться и взаимодействовать между собой.

Так и в ОДИ: она не преследует задачу научить вас чему-то, сообщить вам какие-либо сведения. Цель ОДИ в другом - всем вместе коллективно обсудить вынесенную тему или проблему, выработать мыслительные средства анализа и понимания проблемы, определить возможные подходы и пути решения. Главные приобретения в игре - это развитие самих участников, внутреннее их продвижение в собственной деятельности.

В игру каждый участник включается добровольно, роли в игре не назначаются, а выбираются самими играющими, определяются в процессе игры. В игре всегда присутствуют правила, следование которым поддерживает и сохраняет ее. Вне правил игра бессмысленна.

И в то же время каждая игра - это творчество. Удалась она или не удалась - всецело зависит от фантазии и мышления играющих, от их установки на кооперацию и понимание другого, умение принять или предложить новое правило и способ его выполнения. Какова организация ОДИ?

Разделение на команды. ОДИ может иметь самое разное количество участников (от 20-30 до 200 и более). Количество участников игры определяется сложностью и глобальностью темы игры. Все участники ОДИ добровольно разделяются на группы и команды. Основой для разделения участников на команды является оргпроект. Оргпроект фиксирует проблемы, включенные в тему игры (комплексную проблему).

Каждая команда решает общую проблему с точки зрения своей проблемы, под своим углом зрения. Обсуждение комплексной проблемы с позиций конкретных проблем позволяет увидеть ее в полном объеме, целостно, во взаимосвязях и взаимоотношениях. Разделение игроков на команды в ОДИ обеспечивает общий плацдарм (пространство) игры, на котором каждая из команд должна предложить свой подход к общей теме.

Организация работы по дням. В основе организации ОДИ лежит тематическое планирование. Единицей тематического планирования определен день, т.е. каждый день игры посвящен определенной теме. Распределение последовательности тем связано с последовательным продвижением в реализации общей темы. Тема каждого следующего дня строится с учетом полученных результатов предыдущего дня.

Программа, регламент, организаторы игры. ОДИ строится по программе и по регламенту, которые получает каждый участник. Руководят игрой организаторы ОДИ: руководители ОДИ и руководители (игротехники) групп (команд).

Как проходит ОДИ?                                                                                                  

ОДИ проходит строго в соответствии с разработанными программой и сценарием игры. Игра начинается с установочного доклада руководителя, в котором определяется актуальность темы ОДИ.

Далее осуществляется самоопределение участников по группам и формирование групп. В дальнейшем работа строится согласно тематике дня.

Каждый день игры строится по единому принципу. Сначала идет групповая работа. В группе происходит обсуждение темы дня с точки зрения проблемы группы. В отведенное регламентом время группа должна подготовить доклад или сообщение на 10-15 минут. С докладом выступает один из членов группы.

Затем идет общее заседание (общий плацдарм игры). Представители групп выступают с подготовленными докладами. На плацдарме реализуется групповой подход к общей теме, происходит столкновение позиций, вырабатываются подходы к осмыслению проблемы дня.

После общего заседания может быть организована лекция кем-либо из участников или организаторов игры по конкретным проблемам темы ОДИ.

Очередной день начинается с рефлексии, т.е. с обсуждения того, как и в чем продвинулась группа в избранном ею подходе за прошедший день игры, как этот подход соотносится с подходами других групп, какие аспекты собственной работы следует в связи с этим перестроить или уточнить. После этого начинается групповая работа по теме дня.

Организаторы игры в конце каждого дня проводят оргрефлексию. На ней обсуждается, насколько был достигнут запланированный на данный день результат, как продвинулись группы в ходе игры, какие трудности встретились, намечаются коррективы для продолжения игры на следующий день.

Каковы итоги ОДИ?

Итоги ОДИ различны для каждого ее участника. Они зависят от его ценностных ориентации и интересов, степени включенности в игру, уровня активности и т.п. Главный итог игры - осознание играющим ценностей и смыслов в деятельности и в жизни, своих рефлексивных возможностей, самоопределение в профессии, приобретение каждым участником умений и средств коллективной мыследеятельности. Такие приобретения составляют важную основу успешного освоения профессии и ее дальнейшего развития.

Естественно, что авторы не смогли осветить более подробно проблемы отдельных методов обучения. Интересующиеся этим вопросом могут ознакомиться со специальной литературой, указания на которую приведены в библиографии.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр.

Под инновационной игрой подразумевается совокупность мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, а также на обучение специальным методам и приемам ориентирования в нестандартных ситуациях (Ю. В. Вертакова, Е.С. Симоненко «Инновационный менеджмент») .

Игра помогает приобрести навыки системного анализа ситуации, группового метода работы и умение активно взаимодействовать с окружающими.

Метод инновационных игр (ИНИ) был предложен В.С. Дудченко в 1981г. Его группа к 1990г. провела около 70 игр, в ходе которых ставились задачи разработать стратегию развития отрасли, перехода организации на хозрасчет, внедрения системы подготовки и продвижения руководителей, концепцию производственно-экономической учебы и т.д.

Общими признаками инновационных игр являются:

- Участники работают над решением «размытой», а не жестко структурированной задачи.

- Основой игры является групповая работа, в процессе которой вырабатывается непредсказуемый интеллектуальный продукт.

- В ходе игры возникает феномен групповой сплоченности ориентация на совместные ценности.

- В группах постоянно формируется установка на инновационное поведение.

- В процессе выработки инновационного проекта резко возрастает интерес участников к своим собственным профессиональным проблемам, решение которых они находят в работе группы.

- Возникают навыки совместного решения инновационных проблем.

- Формируется потребность в деловом и межличностном общении участников игры.

Для организации инновационных игр необходимо выполнение следующих условий:

1. Участие руководителя высшего уровня.

2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.

3. Продолжительность – не менее пяти, максимальная – одиннадцать дней.

4. Рабочий день – не менее 14 часов с перерывами на обед и ужин.

5. Не разрешаются опоздания к началу работы и досрочный уход.

6. Общая численность участников игры – 35-50 человек вместе с консультантами (по одному на каждые семь игроков).

7. Численность группы – не более 9 человек. Число групп – 3-6.

8. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным.

9. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования.

10. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.

11. Обычный день на игре включает следующие фазы: групповая работа, дискуссия, общение в «клубном режиме».

12. В последней фазе организуются лекции и рекреационные формы деятельности.

Этапы игры:

- диагностика проблемы;

- анализ ситуации;

- формулирование проблемы;

- определение целей;

- выработка решений;

- разработка проблемы;

- формирование программы реализации проекта.

Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы :

1) Системность, заключающаяся в программировании и развертывании инновационной игры как целостной системы человеческой деятельности: выработка решений, группообразование, обучение.

2) Коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.

3) Единоначалие руководителя игры.

4) Самопрограммирование , позволяющее по ходу проведения инновационной игры вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».

5) Саморазвитие . Инновационные игры как метод, учитывая развитие социальной среды и специфику конкретных задач, «выращивает» себя для решения все более сложных проблем. Каждая последующая игра непохожа на предыдущую.

6) Принцип контролируемой борьбы , заключающийся в конкурсности и соревновательности групп.

7) Принцип развивающего обучения , ориентирующий участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задачи консультантов – не найти решение проблемы, а научить этому игроков.

Важный момент в проведении инновационной игры – понятие о норме. Обычно нормальным считается средний результат. Но в инновационной игре делается упор на достижение максимально возможных результатов и на высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности. При обучении в ходе инновационной игры целесообразно давать информацию большими объемами, формируя для человека информационно насыщенную среду. Мозг человека «атакуется» десятками тысяч бит информации, а дальнейшая работа заключается в актуализации, извлечении полученных данных из подсознания и налаживании каналов, по которым она становится доступной сознательному использованию.

Важным фактом при проведении инновационных игр является сознание личной заинтересованности в результатах работы, или мотивирование. Консультанты помогают каждому игроку найти аспект, интересный лично ему и позволяющий преодолеть его собственные затруднения. Этот факт тесно переплетается с понятиями о норме в игре, поскольку игрок тем более стремится к максимизации усилий и, соответственно, результатов, чем сильнее он лично заинтересован в них.

Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания сотрудников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от враждебной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.

Инновационная игра позволяет посредством исследовательских процедур определять базовые социальные и другие условия для развития организации, посредством рабочего процесса (групповой работы) – вырабатывать наиболее перспективные стратегии этого развития и осуществлять начальные фазы реализации этих стратегий через развитие участников как носителей деятельности управления и через развитие самой этой деятельности.

Ролевые игры подростков.

В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Причем подросток стремится представлять себя не вообще взрослым, а взрослым-победителем. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости.

«В каждом нормальном подростке заключен огромный, поистине неисчерпаемый заряд энергии. Эта энергия, если не направить ее умело в нужную сторону, может найти самый неожиданный выход. Слава богу, если она исчерпывает себя в сравнительно безобидной игре», - пишет Б.Сарнов.

 Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности – своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. Подростки осознают социальные ожидания взрослых, но не могут им следовать вследствие повышенной ориентации на сверстников. Но в то же время им важно, чтобы «взрослыми» их признавали не только сверстники, но, прежде всего сами взрослые. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению. Но в суждениях подростков преобладает прямолинейность, «черно-белая» логика, «шарахание» из одной крайности в другую.

Все это приводит к обостренной потребности в создании своего собственного мира. Хотя бы в воображении. Тем более, что подростковый период характеризуется взлетом фантазии.

Стихийные групповые игры подростков.

Общее количество игр в подростковом возрасте необычайно велико. В одном исследовании выявлено, что у одного подростка в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате наблюдений более, чем за сотней подростков у них было зафиксировано более 1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что существующее среди некоторых педагогов мнение о резком сокращении ролевых игр среди подростков не подтверждается.

В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны в групповой игре не только продумать весь ее ход, но и без помощи взрослых (а иногда и в тайне от них) организовать достаточно сложную совместную деятельность.

Мальчики более чем девочки, стремятся держать свои игры в тайне от взрослых. Но могут и пользоваться ими как средством самоутверждения перед взрослыми. В этом так же проявляется противоречие возраста.

Среди спонтанных игр школьников хочется выделить игры-фантазирования, наедине с товарищами или в одиночестве, которые занимают особое место в жизни ребенка.

В реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство играющих вынуждены удовлетвориться той ролью, которая достанется. В играх-фантазированиях автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

Проанализировав такие игры можно выделить наиболее характерные их черты:

Увлечение такими играми охватывает период от 8 до 15 лет. «Пиковый» возраст, когда один и тот же сюжет разыгрывается ежедневно, приходится на 11 – 13 лет.

Игры в подавляющем большинстве проходят наедине, очень редко вдвоем.

Игра может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Играющие в большинстве своем играют втайне не только от взрослых, но и от сверстников, так как боятся, что сверстники подумают: «Вот дети, еще играют…».

Игры обязательно обставляются предметным оформлением разного типа сложности. С возрастом подготовительный период игры (заготовка атрибутов и аксессуаров) увеличивается по сравнению с периодом самой игры.

Игра – норма для ребенка. Вернее, нормальная форма усвоения социальных взаимоотношений и ролей, независимо от того, перерабатываются они в процессе сложнейшей фантазии или проигрывании более конкретных сюжетов.

Если бы все взрослые мудро относились к играм-фантазированиям подростков, это уменьшило бы число внутренних и внешних конфликтов школьников. Игры-фантазирования – это часть сокровенного мира подростков, для них невыносима даже мысль о возможной иронии к этому миру со стороны взрослых и сверстников.

Игры-драматизации.

Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.

Игра должна отвечать следующим требованиям:

игра должна содействовать сплочению коллектива;

иметь познавательное значение;

обеспечивать мыслительную активность участников игры;

создавать условия для детского творчества;

соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, очень велика роль взрослого. Очень важно вовремя повернуть сюжет, если игра затормозилась», и в то же время не подавлять учащихся своей инициативой.

Если желающих играть много, педагогу следует или ввести очередность «играющих» и «зрителей», или ввести «роли» декораций: кто изображает лес, кто горы, кто ворота и т.д.

Проведение ролевой игры Технология проведения и анализа ролевой игры

(по материалам пособия Л.И. Федоровой «Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем», С.99-115)

В большинстве случаев, а особенно, если ролевая игра используется педагогом впервые, к ее проведению стоит подходить очень серьезно.

Ввод в ситуацию ролевой игры может осуществляться разными способами. Главное — это не навязывать ее ученикам, сделать так, чтобы в процессе изучения какой-либо проблемы (учебной темы) ролевая игра стала естественным компонентом учебного процесса, его логическим звеном.

Один из вариантов ввода учащихся в ситуацию игры — это предложить им проблемную ситуацию и несколько вопросов о ее гипотетическом разрешении: «Могла ли ситуация развиться по-другому? Что могло бы произойти, если бы...» и т. д. Организуя первоначальное обсуждение проблемы, учитель может побудить учеников взглянуть на нее с позиций разных сторон, разных участников ситуации. Вызвав таким образом несколько начальных реплик, можно предложить разыграть какой-либо эпизод: «Давайте предположим, что...». Можно даже предложить участникам несколько первых реплик, из которых они могут выбрать одну, стартовую, которая спровоцирует дальнейшее общение.

Главное здесь для учителя — это представить проблему так, чтобы не навязывать учащимся своего видения обсуждаемого вопроса. Выбор возможных решений и способов их реализации должен оставаться за учениками.

Другой способ заставить учеников задуматься над предметом ролевой игры — это написать заметку или письмо, которые станут отправной точкой игры. Можно также использовать сюжетные картинки, только рисунки должны быть неоднозначными, предполагающими разные варианты развертывания ситуации. В таком случае от дискуссии на основе рисунка легко перейти к ролевой игре. Представлять темы для игры можно также с помощью опросников. Членов группы спрашивают, как они отреагируют или поступят в определенных проблемных ситуациях, а после дискуссии можно попросить отдельных респондентов показать, как они будут действовать на практике. Еще один вариант — разделить учащихся на пары и предложить обсудить проблему в парах или взять друг у друга интервью о предмете исследования. При этом пары могут работать над одним и тем же аспектом проблемы или каждая над своим.

Все представленные выше способы направлены на возбуждение у учащихся интереса к обсуждаемой теме. Но бывают случаи, когда перед ролевой игрой полезнее сконцентрироваться на создании атмосферы расслабленности, непринужденности. В таком случае рекомендуется провести с учениками несколько упражнений на разминку, которые позволят им преодолеть скованность, смущение, недоверие.

Когда учащиеся достаточно готовы к тому, чтобы приступить к игре, педагог знакомит их с сюжетом и игровыми задачами. Затем происходит распределение ролей, которое может осуществляться различными способами: по жребию, по указанию учителя, по желанию учащихся. Педагог распределяет роли сам в том случае, если преследует этим действием какую-либо педагогическую цель, например, для формирования организаторских способностей и уверенности в себе он может назначить на роль руководителя наиболее застенчивого и нерешительного ученика. Содержание игры также может требовать особого распределения ролей, например, на роли экспертов, консультантов назначаются самые сильные ученики, на второстепенные роли — наиболее слабые по данной дисциплине. В любом случае необходимо учитывать при распределении ролей индивидуальные особенности игроков.

Разные ипостаси, в которых школьник может выступать в игре, принимая на себя ту или иную роль, могут быть связаны и со степенью самовыражения ребенка, отражения его жизненной позиции. С этой точки зрения он может выступать как:

ü самостоятельный автор роли, способный творчески развить ее, дофантазировать в соответствии со своими знаниями, жизненным опытом;

ü лидер, который старается в любой роли (главной, второстепенной, эпизодической) выйти на первый план;

ü инициатор и организатор, способный воодушевить на игровые действия других, предложить новые идеи;

ü ведомый, повторяющий, копирующий действия других игроков, подражающий им;

ü бунтарь, постоянно с чем-то или с кем-то несогласный из духа противоречия;

ü наблюдатель, который пассивен в игре и предпочитает быть зрителем, наблюдающим за действиями других.

Хорошее знание педагогом своих воспитанников, учет всех этих типов поведения при распределении ролей во многом обеспечивает эффективность игры.

Следующий важный момент — знакомство с правилами и условиями игры. Как показывает практика, во избежание недоразумений, многочисленных дополнительных вопросов со стороны игроков, лучше их сообщить как минимум дважды. Правила также можно включить в письменные инструкции игрокам, записать на доске.

Как только учащиеся получили игровые роли, у них возникает множество вопросов к ведущему. Это и понятно, им нужно время, чтобы обдумать образ, который они собираются воплотить. Кроме того, им надо справиться со своим волнением, преодолеть боязнь публичной оценки, которые все же остаются в некоторой степени, несмотря на все подготовительные упражнения. Потому педагог (ведущий) должен отвести некоторое время на обдумывание роли. Это время можно употребить и на консультации, дополнительный инструктаж, который может быть как индивидуальным, так и групповым.

Проведение ролевой игры может осуществляться несколькими способами в зависимости от поставленных целей и особенностей учащихся. Рассмотрим некоторые из возможных способов, или техник.

«Аквариум». Основные игроки располагаются в центе помещения, остальные садятся вокруг них и наблюдают за действием. Второстепенные персонажи могут находиться среди зрителей и по мере необходимости присоединяться к основным игрокам, возвращаясь затем на свое место. Если помещение не позволяет расположить зрителей по кругу, то они могут находиться напротив игроков, как это происходит в зрительном зале или в классе на уроке. Под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

У данного способа есть ряд очевидных преимуществ и недостатков. Это очень удобная форма для наблюдения за действием, так как зрителям хорошо видно происходящее. Все ученики приобретают один и тот же опыт, все могут участвовать в его анализе. С другой стороны, условия аквариума подчеркивают искусственность ситуации и напоминают любительский театр. Игроки, чувствуя себя актерами на сцене, испытывают напряжение, которое мешает естественному протеканию ролевой игры. Наконец, техника «аквариума» предполагает, что каждая роль приписана только одному ученику, и поэтому другие лишены возможности испытать ее на себе. Кроме того, успех игры в данном случае во многом зависит от качества игры участников, от их актерских способностей.

«Параллель». Класс разбивается на группы по 2—4 человека, и все эти группы одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, параллельно проводится несколько одинаковых ролевых игр. Созданные подгруппы могут состоять из одних игроков или включать в себя также и зрителей (2 игрока и 1-2 зрителя). Этот способ проведения игры значительно меньше смущает игроков. Кроме того, он позволяет опробовать сразу много интерпретаций и за счет этого сэкономить время. После того, как все группы завершат свои игры, они могут объединиться для обсуждения и анализа, обмена впечатлениями.

Недостатком этой техники является то, что учитель не сможет следить за работой всех групп сразу и может пропустить что-либо важное, не имеет возможности оказать помощь, поправить игроков. И еще одна практическая проблема состоит в том, что одна группа может закончить работу раньше, и ей придется ждать следующего этапа.

«Ротация ролей». В данном способе одна и та же основная роль переходит от одного ученика к другому. Каждый проигрывает роль в течение нескольких минут, приобретая соответствующий опыт. Эта техника полезна тем, что позволяет ученикам продемонстрировать разные подходы к решению одной и той же проблемы. Она уместна там, где педагог хочет, чтобы несколько учеников попробовали себя в какой-то особенной роли: директора, посредника, советника и т. п.

Более сложный в организационном плане вариант — это одновременная ротация нескольких или всех ролей с целью предоставить участникам возможность взглянуть на разыгрываемую ситуацию с разных сторон, увидеть, как разные люди могут реагировать на одну и ту же проблему. Такой способ проведения не подходит для игр с большим количеством персонажей.

«Поддержка». Суть этого способа в том, что главная или наиболее трудная роль в игре поручается двум ученикам сразу, при этом один из них играет роль, а другой ему помогает. В тех случаях, когда основной игрок не знает, что сказать дальше, как ответить на реплику, другой ученик, его помощник, может сделать это за него. Лучше, если основной игрок и его двойник согласуют свои позиции заранее.

В некоторых случаях можно проводить переигровки. Повторение одной ролевой игры несколько раз становится важным, когда речь идет об обучении простейшим навыкам межличностного общения (на русском или иностранном языках). Переигровки используются довольно редко, так как на них обычно не хватает времени, или учитель опасается, что повторение одной и той же игры может утомить учеников и наскучить им. Но организаторы ролевых игр рекомендуют лучше использовать более короткие игры и повторять их либо полностью, либо частично, чем прибегать к играм длинным и сложным и разыгрывать их только единожды. Переигровки не обязательно должны точно повторять ролевую игру, они могут проводиться в разных формах. Можно при этом использовать ротацию ролей, введение игроков- помощников, изменение инструкций для зрителей.

Желательно, чтобы педагог овладел различными техниками проведения ролевой игры, так как их комплексное использование позволяет полнее реализовать возможности как самой игры, так и учащихся. На практике в одной игре можно сочетать несколько самых разных технических приемов: отдельные зрители могут входить в состав консультационных групп; консультационная группа может выдвинуть из своих рядов ученика для выступления в качестве дублера; ротация ролей может происходить внутри консультационной группы и т. д. Все эти модификации не только вносят разнообразие, элемент новизны в урок, но и дают возможность учащимся почувствовать себя активными субъектами учебного процесса.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!