В XVII в. крестьянская семья состояла, как правило, из 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина.



Вступать в брак можно было не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание. С XVII в. заключение брака в обязательном порядке должно было благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, поздней осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ.

ВОПРОС 3

Мануфактура — предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

БИЛЕТ 24

ВОПРОС 1

Архитектура

В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию к вопросам архитектуры и градостроительства. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Не только со всех концов страны, но и из Европы в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные государственные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. АлевизФрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора — и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.

Приглашённый из Италии Петрок Малой возвёл стены и башни Китай-города, построил ряд церквей. Ему же некоторые учёные приписывают авторство церкви Вознесения в селе Коломенском.

Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатёр храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок.

Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска, возведённые под руководством Фёдора Коня. Длина смоленских крепостных стен по периметру составляла 6,5 км. На всём их протяжении равномерно размещалось 38 башен. Для строительства смоленской крепости были собраны каменщики и мастера со всей России.

После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля. Русские мастера возвели южную фасадную часть Кремля со Спасской башней, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними. Казанский кремль поражал воображение современников. Английский путешественник, посетивший Россию в XVI в., писал: «Четыре крепости — Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская — построены весьма хорошо и могут выдержать всякую осаду... их почитают неприступными».

ВОПРОС 2

Походы на Дальний Восток

Другие отряды первопроходцев двигались из Якутска на юг. На Ангаре были поставлены Братский и Иркутский остроги. В 1643 г. казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу. В Забайкалье были основаны Чита, Удинский острог (нынешний Улан-Удэ) и Нерчинск. Прибайкальские буряты согласились принять российское подданство из-за опасности монгольских набегов.

Дворянин Василий Поярков в 1643— 1646 гг. возглавил первый поход якутских служилых и «охочих людей» на Амур. С отрядом в 132 человека он по реке Зее вышел в Амур, по нему спустился к морю, прошёл вдоль юго-западных берегов Охотского моря до устья Ульи, откуда по маршруту И. Москвитина вернулся в Якутск. За время трёхлетнего похода он прошёл около 8 тыс. километров, потеряв от голода, болезней и в столкновениях с местными племенами две трети своего отряда. Поярков собрал сведения о живущих по Амуру народах — даурах, дючерах, нанайцах и нивхах. Он убеждал якутских воевод присоединить эти земли к России: «...в том государю будет многая прибыль, потому что те землицы людны, и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и хлеба родится много, и те реки рыбны...»

Рассказы об открытых землях позвали в дорогу других смельчаков. Предприимчивый торговец из крестьян Ерофей Хабаров для похода на Амур собрал и снарядил на заёмные деньги около 200 человек. В 1649—1653 гг. он дважды побывал на Амуре: с боем брал укреплённые «городки» дауров и нанайцев, облагал их данью, жестоко подавляя попытки сопротивления. В 1652 г. Хабаров разгромил тысячный отряд напавших на него маньчжур. После поражения маньчжуры стали переселять дауров и дючеров из русских владений в глубь Китая. Хабаров составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению этой территории русскими людьми — вслед за казаками на Амур двинулись промышленники и крестьяне.

Весной 1697 г. из Анадырского острога на оленях 120 человек (русские и юкагиры) во главе с казачьим пятидесятником Владимиром Атласовым отправились на Камчатку. За три года Атласов прошёл сотни километров, основал в центре полуострова Верхнекамчатский острог и вернулся в Якутск с ясаком и первыми сведениями о Японии.

Освоение Сибири

Казаки Ермака проложили дорогу на сибирские просторы энергичным и предприимчивым русским людям. Большую часть тайги и тундры русские отряды прошли без серьёзного сопротивления. В отличие от европейских колонистов в Америке русские казаки и поселенцы не вытесняли и не уничтожали аборигенов. Местные племена сохраняли зверовые и рыбные промыслы, пастбищные угодья и были поставщиками ясака; гарантией уплаты служили заложники-аманаты, проживавшие в русских острогах. Ясачные люди должны были перевозить казённые грузы и обеспечивать гарнизоны рыбой, дровами, ягодами. Русские воеводы порой были жестокими и жадными, но они же прекращали кровавые распри между родами и племенами Сибири. Русские гарнизоны защищали местное население от набегов кочевников — казахов и енисейских киргизов. В 1667 и 1679 гг. киргизский полководец Иренек дважды осаждал Красноярск; только после его гибели русским удалось установить контроль над Южной Сибирью.

Просторы Сибири и её редкое население позволяли обходить места компактного расселения сибирских народов. Русские жили чересполосно с бурятами, якутами и эвенками или основывали новые сёла на свободных и пригодных для пашни территориях. Отправляющимся в далёкий путь крестьянам предоставлялись льготы — освобождение от повинностей на несколько лет, ссуды деньгами, семенами, лошадьми. В Сибири не было ни вотчин, ни поместий, и крестьяне там не знали крепостного права.

К концу XVII столетия за Уралом проживало уже около 200 тыс. переселенцев — почти столько же, сколько аборигенов. Крестьяне обеспечили Сибирь хлебом. В XVII в. были составлены первые карты Сибири, начали находить месторождения руд цветных и драгоценных металлов.

Переселенцы одевались так же, как местные жители, ездили на собачьих и оленьих упряжках. А коренные жители стали ставить рубленые избы и хозяйственные постройки, использовать новые орудия труда и выращивать ранее незнакомые им земледельческие культуры. Однако вместе с пришельцами появились и неизвестные ранее болезни (оспа, тиф), аборигены познакомились с водкой и табаком; происходило оскудение промысловых угодий.

ВОПРОС 3


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!