После смерти патриарха Иосифа главой церкви (по предложению Алексея Михайловича) был избран новгородский митрополит Никон.



В 1653—1655 гг. была проведена церковная реформа. Согласно ей вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги.

Эти изменения вызвали протест широких слоёв населения. К тому же начавшуюся войну с Речью Посполитой, связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценили как Божью кару за нарушение церковных традиций.

Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Усиление разногласий между церковной и светской властью

Новый патриарх был человеком своенравным и волевым. Получив огромную власть над верующими, Никон вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Фёдоровича и патриарха Филарета.

Однако царь не пожелал ни с кем делить свою власть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приёмы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе Никон заявил о сложении с себя патриарших полномочий и удалился вВоскресенскийНовоиерусалимский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный собор 1666—1667 гг.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под охраной привезли подсудимого. Алексей Михайлович заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся». Тем самым царь давал понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозила смерть на костре. Реформа патриарха Никона и собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви.

ВОПРОС 3

Опри́чнина — в Русском государстве 1565—1572 годах личный удел царя Ивана Грозного с особой территорией, войском и государственным аппаратом, доходы с которого поступали в государственную казну.

Шляхта — название дворянского сословия в Речи Посполитой.

БИЛЕТ 19

ВОПРОС 1

Итоги царствования Ивана IV

Несмотря на многие достижения и победы, общие итоги правления Ивана IV были печальными. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. По всей стране стояли заброшенные деревни и сёла. Пашни зарастали лесом и бурьяном. Многие крестьяне, спасаясь от непомерных податей, произвола властей и помещиков, бежали на юг, в Сибирь и Поволжье. Стремясь не допустить окончательного разорения помещичьих хозяйств, Иван IV усилил политику, направленную на закрепощение крестьянства (введение заповедных лет).

Разгром родовых боярских вотчин, раскол на опричников и земских привели к существенным изменениям в высших слоях общества. Боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя. Напротив, люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои владения, но и приобрели новые земли. Опричники получили преимущества и в продвижении по службе.

Трагически заканчивался и жизненный путь самого царя. Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый, Иван IV в припадке гнева в ноябре 1581 г. убил своего сына и наследника престола — царевича Ивана. Царевич был сподвижником отца, во многом походил на него, но не боялся говорить своевольному царю правду.

ВОПРОС 2

Церковный собор 1666—1667 гг.

Для суда над Никоном в 1666 г. был созван Церковный собор. На него под охраной привезли подсудимого. Алексей Михайлович заявил, что Никон «самовольно и без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрёкся». Тем самым царь давал понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие на соборе церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь.

Одновременно собор поддержал церковную реформу и предал проклятию всех её противников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозила смерть на костре. Реформа патриарха Никона и собор 1666—1667 гг. положили начало расколу в Русской православной церкви.

Протопоп Аввакум

Выдающимся руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620—1682). С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время Аввакум входил в число членов кружка ревнителей благочестия. Его участники стремились к исправлению церковной и светской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 г. Именно там он познакомился с поддерживавшим кружок царём Алексеем Михайловичем.

Реформы патриарха Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишён места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключён в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьёй в Сибирь. Куда ни бросала его судьба, Аввакум везде вёл активную проповедь старообрядческих идей и принципов. В 1663 г., после десяти лет ссылки, он вернулся в Москву, где стал продолжать борьбу с церковной реформой. За свой отказ от смирения на Церковном соборе 1666—1667 гг. Аввакум был осуждён, предан анафеме (проклятию) и сослан в Пустозёрск, где провёл 15 лет в земляной тюрьме. Там он написал своё знаменитое литературное произведение «Житие» и десятки других работ.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1538; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!