Затем он был сослан в один из тверских монастырей, где и был задушен ближайшим помощником царя Малютой Скуратовым.



«Повинуюся твоей воле; но умири же совесть мою: да не будет опричнины! Да будет только единая Россия! — ибо всякое разделённое Царство, по глаголу Всевышнего, запустеет. Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества».

Свой главный удар опричнина нанесла по тем силам, которые могли угрожать самодержавной власти царя. В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом удельным князем Владимиром Старицким. Услышав, что удельный князь якобы замышляет его отравить, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так был устранён возможный претендент на престол.

Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины

Давно тревожил Ивана Грозного и вольнолюбивый Новгород, не забывший своих древних вечевых традиций. В декабре 1569 г., получив донос о боярском заговоре, царь выступил в поход против древнего города. Опричники грабили встречавшиеся им на пути города и сёла, подвергали насилию и казням их жителей. В самом Великом Новгороде кровавая расправа и грабежи продолжались около шести недель. Затем царь двинулся на Псков. Но смирение горожан и встреча Ивана IV хлебом-солью избавили город от массовых казней. Он был лишь разграблен.

«Победоносно» закончив новгородский поход, опричное войско в 1571 г. пропустило к Москве крымского хана Девлет-Гирея, который сжёг столицу. На следующий год крымские татары повторили свой набег. Царь был вынужден объединить отряды опричнины и земщины. Во главе объединённого войска был поставлен опытный полководец князь Михаил Воротынский. В 1572 г. в бою у деревни Молоди (в 50 км южнее Москвы) силы Девлет-Гирея, превосходившие в два раза войско Воротынского, были разгромлены. Эта победа показала царю преимущества единого войска.

В период опричнины царь Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Осенью 1572 г. опричнина была отменена. Царь даже запретил под страхом смерти упоминать это слово. Но казни продолжались. Теперь царь расправлялся уже с самими опричниками.

Ущерб, нанесённый Российскому государству опричниной, был огромен и привёл к хозяйственному упадку страны.

ВОПРОС 2

Церковь после Смуты

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть духовенства во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия I (сам патриарх венчал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленённых оказался и ростовский митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов — отец первого государя из новой династии). Но всё это не только не сломило, а, наоборот, укрепило духовные силы верующих и священнослужителей.

После 8-летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 г. возвратился в Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нём роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Филарет был фактически вторым государем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил Фёдорович никогда не принимал без согласия отца. Случалось, что по государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

Филарету удалось укрепить авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при нём, ни при его преемниках — патриархах Иосафе I и Иосифе.

Реформа патриарха Никона

В середине XVII столетия обострились противоречия в церковной жизни. Стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы (когда и священник, и дьякон, и сами верующие молились одновременно, порой используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и др.

Мнения верующих разделились. Одни (в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в своё время переписывались.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!