Русские мастера хорошо владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.



Познания в астрономии применялись нашими предками для более точного определения дат переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников (например, Пасхи).

Литература

Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть лишь богословской, церковной — всё больше появлялось светских произведений. В XVII в. впервые стали записывать выдающиеся литературные памятники устного народного творчества — былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры: например, сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная»), в которых обличались государственные, общественные и даже церковные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ерёме» высмеивала неспособных к труду дворянских детей. Сочинялись в XVII в. и многочисленные анекдоты, пословицы и поговорки. Реальных исторических героев в литературных произведениях сменили вымышленные.

Из наиболее популярного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр — биографическая повесть (например, «Повесть об УлиянииОсорьиной», в центре которой — образ ничем не примечательной женщины-дворянки).

Первым произведением в жанре автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в рассказе о мытарствах лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и т. п.

Выходец из Белоруссии, окончивший Киево-Могилянскую академию, Симеон Полоцкий (бывший воспитателем царских детей Фёдора и Софьи) положил начало основам современного стихосложения.

На русский язык переводились труды европейских мыслителей и учёных. Так, поэт, оратор, богослов ЕпифанийСлавинецкий перевёл на русский язык труды учёного-гуманиста Эразма Роттердамского, врача А. Вазалия и др., а также составил греко-славяно-латинский словарь.

Большой популярностью у образованных людей пользовалась переведённая на русский язык зарубежная художественная литература: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы. Возникает и оригинальный русский роман.

Вместе с тем продолжало развиваться летописание. Одним из самых значительных памятников позднего русского летописания является «Новый летописец», созданный около 1630 г. Неизвестный автор в своём произведении описывает события конца XVI — начала XVII в., доказывая законность избрания на престол династии Романовых, подчёркивая, что только благодаря их воцарению в России завершилась Смута.

События Смутного времени отразились также в публицистических и исторических произведениях.

Дьяк Иван Тимофеев в своём «Временнике» размышлял о причинах Смуты, описывая её основные события. На страницах своего произведения Тимофеев выступал за сословно-представительскую монархию в России. Подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря, выдержавших многомесячную осаду польских войск, нашёл своё отражение в «Сказании» Авраамия Палицына.

ВОПРОС 3

Драгуны — вид кавалерии, предназначенный для действий как в конном, так и в пешем строю.

Протопоп — обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

БИЛЕТ 23

ВОПРОС 1

Особенности развития культуры России в XVI в.

Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём.

В это время начинается формирование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель, а также народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Но в то же время всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие глубокий след в развитии русской культуры.

Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи таким образцом служило творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

Просвещение

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили детей в течение двух лет. Однако обучение детей грамоте в домашних условиях светскими учителями было ещё достаточно редким явлением.

Детей обучали началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики появились только во второй половине XVI в.

В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!