Тема: «История: кейсы и квесты» 3 страница



 

А.Буровский, Отец городов русских. Настоящая столица Древней Руси:

Города – это с самого начала родовые и племенные столицы. Деревня могла быть укрепленной или неукрепленной, но ставка князя или воеводы всегда была укреплена – по понятным причинам. Летопись отмечает «городки», которые были у каждого племени – племенные «столицы». А впрочем – и без кавычек! Столицы. Племя – не великое государственное образование, ну и столица невелика. Летопись хорошо знает эти столичные городки: Искоростень, стольный город древлян, Туров, стольный город дреговичей, Червен – главный город волынян, Полоцк – главный город полочан, одного из племен кривичей. Впрочем, перечислять можно долго. Более интересно другое – нет ни одного племенного городка, который бы разросся, сделался по-настоящему большим и славным городом. По какой-то непонятной причине ни один племенной городок не имел исторической перспективы. Искушенный в истории читатель тут же возразит мне: а Киев?! Племенной центр полян, а вон какой городище вырос. И Киев тоже не исключение! Киев – это торговый город, выросший на месте традиционного старого торжища. Племенной центр полян изначально располагался не здесь, а судя по всему, на реке Ингул... Мы привыкли к тому, что город отличается от деревни не укреплениями и не размерами, а функцией. Деревня – поселение земледельцев и скотоводов, там занимаются сельским хозяйством. Город – центр ремесла и торговли. Насчет ремесла – сложный вопрос; по крайней мере города Руси очень долго не были такими центрами. Не говоря ни о чем другом, расстояния на Руси очень уж велики. Крестьянин при самом пылком желании не мог бы ездить в города за железными гвоздями и керамическими горшками. Город стал ремесленным центром в более позднее время, когда городов стало побольше, а население плотнее. Ремесленные посады вырастали там, где сидел князь с многочисленной дружиной, где было много людей, которые сами ремесленных изделий не изготовляли, но могли платить за них. Таковы административные центры, племенные городки… На Руси быстро росли города, которые могли стать центрами не ремесла, но именно торговли. В таких городах поселялись и ремесленники, их продукция там пользовалась спросом. Все растущие, динамичные города Древней Руси, о которых мы имеем надежные сведения, – это в первую очередь торговые центры. Полоцк – центр вовсе не всех кривичей, а одного из племен. Но этот город стал богат и знаменит, потому что стоит на Западной Двине, при впадении в нее реки Полоты. Другие центры племени кривичей, типа города Кречут, лежали вне торговых путей; он влачил убогое существование и в конце концов исчез с лица земли. Город Менск, который мы сегодня называем Минском, – никак не племенной городок. Впервые он упоминается в 1067 году как крепость Полоцкого княжества. Но крепость оказалась расположена очень уж удобно, на реке Свислочи, притоке Березины, что впадает в Днепр. Маленькая крепость, как оказалось, имеет большую перспективу развития, чем Полоцк и тем более Кречут. На крайнем западе Руси город Галич известен только с X века; Владимир-Волынский основан Владимиром Мономахом в XII веке; Львов основан в 1256 году. Все это города гораздо более молодые, чем племенные центры Теребовль или Дорогобуж, но они «хорошо» расположены. Владимир стоит на водном пути через Западный Буг в Вислу и на перекрещении сухопутных дорог. Одна из них ведет в Люблин, Щецин и Познань (на ней вырос город Холм), другая – на Сандомир, Краков и Вену (на ней вырос пограничный город Сутейск). Галич стоит в верховьях Днестра, на пересечении сухопутных путей, ведущих из Киева на Краков, в Польшу и на Пешт, в Венгрию. Львов и Перемышль лежат на скрещении дорог, одна из которых ведет на Краков и Вену, а другая – в Венгрию. Князья основывали и строили Галич, Владимир и Львов – но и строили именно потому, что находились они на скрещении транспортных артерий. Князь возводил город там, где была перспектива торговли. Не торговля пошла там, где сидел князь. Князь пришел и сел туда, где шла торговля... Откуда такая значимость торговли? Ответов, наверное, два. Во-первых, Русь лежит на скрещении нескольких трасс международной торговли: на пути торговцев с Востока, из мусульманского мира, которые двигались в Европу. На пути купцов из Германии и Скандинавии, которые шли на Восток. Кроме того, и сама Русь богата, ей есть что предложить и Востоку, и Западу – металлы, мед, древесина, зерно, холст, пушнина. Торговать с Русью выгодно, купцы разных стран легко обогащаются этой торговлей. На Руси находят клады арабских монет VIII–IX веков – значит, уже тогда, задолго до классов и государства, были богатые люди: те, что смогли накопить монеты далеких, экзотических для Руси стран. Вторая причина еще проще: на Руси нет своей соли. Не везде есть железо высокого качества, а ведь без железного топора, железного сошника на плуг, железного ножа никак не освоить лесных дебрей под пашню. В одних местах железа много, но в другие области Руси железо приходится ввозить. Без соли жизнь человека невозможна… Тем более что не существует пока никаких других способов консервировать продукты. Ни квасить капусту, ни сохранить мясо в теплое время года (с марта по октябрь) без соли невозможно. А соли на Руси нет, и ее приходится ввозить. Русь изначально обречена на торговлю... Чему пока нет объяснения – почему открытые торгово-ремесленные поселения прямо не перерастают в города? Город Полоцк находится в стороне от Полоцкого городища – места открытого торгово-ремесленного поселения. Смоленск находится в 22 километрах от типичного открытого торгово-ремесленного поселения Гнездова… Примеры можно умножать. Впрочем, и племенные центры далеко не всегда и везде перерастают в средневековые древнерусские города. Ростов-Залесский находится в нескольких километрах от Сарского городища, столицы местного племенного союза. Переносились и Туров, и Пинск, и Чернигов. Явление это такое распространенное, такое типичное, что в исторической литературе прочно угнездился термин «перенос городов». Странным образом, историки «проглядели» очень интересное явление – на Руси вообще города, казалось бы, незыблемые по определению, иногда «переезжали» на новое место. Уже в XIII веке, после монгольского разорения, по крайней мере два города – Галич и Рязань – были отстроены на новых местах. Когда земли много, совершенно необязательно отстраивать город в точности на том же самом месте. А земли у восточных славян было столько, что ученые ввели для них странно звучащий термин «относительная оседлость»... Хорошо было им, римлянам, связывать Италию и Галлию сетью отличных дорог – расстояния там невелики: вся Галлия с севера на юг меньше в полтора раза, чем расстояние от Ладоги до Киева, в два раза меньше расстояния от Балтики до Черного моря. В самом широком месте «сапог» Апеннинского полуострова чуть шире, чем от Пскова до Новгорода или от Киева до Чернигова. К тому же население густое – есть кому строить, есть кому поддерживать в порядке. В Галлии и в Италии реки не сносят мосты – не бывает такого половодья, талые снега не размывают полотно дороги – не бывает снежного покрова. От перепада температур не лопаются камни и не устает до времени металл, – нет таких весен, когда днем +15, а ночью -15 градусов. В общем, грунтовых дорог на Руси пока мало и они оставляют желать лучшего. Кроме того, много ли увезешь даже на возу? Тонна груза – это уже много, и эту тонну еле-еле волокут медлительные волы по 20–25 верст за день. Волов нужно кормить, за ними нужно следить, волы должны отдыхать… Но ту же самую тонну груза можно положить даже в не очень большую лодку; в ладью войдет несколько тонн. Ладье не нужно делать дорогу, ее не нужно кормить и оберегать от волков. По течению вода сама несет лодку, даже ночью. Водные пути и города на водных путях особенно важны для Руси. Тем более что в те времена реки были полноводнее, мощнее и глубже. А между речными системами Балтийского, Черного и Каспийского морей делались волоки: такие места на водоразделах, где между реками разных систем меньше всего расстояние. Русь все же равнинная страна, водоразделы не были гористыми, без скал и резких подъемов. Грузы на волоках переносили на себе или перевозили на быках, на лошадях. Ладьи же перетаскивали, подкладывая под днище обрубки бревен, чтоб перекатывались. Много волоков было на Руси, и много современных городов в своих названия несут слово «волок». Самые известные из них – Волок Ламский, нынешний Волоколамск, Вышний Волочек и Вологда («Волок да волок…»). На волоках вставали большие торговые города. Берестье, современный Брест, лежит на волоке из бассейна Западного Буга в бассейн Днепра. На путь из варяг в греки словно нанизаны крупные славянские города – Ладога, Новгород, Старая Русса, Смоленск, Любеч, Киев. Наверное, это обилие городов на водных путях и волоках вызвали к жизни и славянское название Руси – Гардарики, Страна городов. Пусть в городах жил ничтожный процент населения, сами города лепились к речным системам, к крупным рекам. Пусть шаг в сторону от рек и городов, на малые речки – и не будет никаких городов, одна сельская и лесная Русь на сотни верст... На Руси не было горожан. На Руси горожане не были особым сословием и не отличались так уж разительно от вольных сельских жителей... О том, какую роль играла торговля на Руси, говорит такой факт: на Руси никогда не было права захватить иноплеменника и зарубежного торговца. В германском праве оно есть и носит очень выразительное название Wildfang – то есть «поимка дикого». Согласно Wildfang'у, община и государство обязаны охранять жизнь, свободу и имущество только члена общин и государств, которые заключили договор с данной общиной и государством. Если договора нет, то этот человек – «дикий», Wild, и его вполне можно убить, продать в рабство, а имущество его присвоить. В Германии такой закон был; на Руси – не было. По-видимому, для Руси было важнее передвижение купцов и их товаров. Вся эта повернутость восточных славян на торговлю невольно напоминает, как возникло первое государство и у западных славян. В IX–X веках рождаются польские и чешские государства, отдаленных потомков которых мы уже хорошо знаем. Но в VII веке у этих государств появляется предшественник: некое «государство Само». Некоторые ученые считают его не государством, а племенным союзом, – но в любом случае, это первое надплеменное объединение западных славян. И основал его торговец по имени Само... В зимнее время князья разъезжали по покоренным племенам, собирали дань. Позже, при княгине Ольге, населению дадут «уроки» – определят размер дани. Ольга создаст погосты – укрепленные дворы княжеских приказчиков, на которые местное население может съезжаться, отвозя дань. Так Ольга начала превращать дань с покоренных племен в налог, собираемый с подданных. Но до Ольги все было не так, все было грубее и проще: дань. Одним словом называли то, что вырвали у византийских императоров, и то, что получили на самой Руси. И правда – чем отличаются в этом смысле вожди древлян или радимичей от императоров Византии? А ничем. Русь завоевывает и тех и других, принуждает к уплате дани. Лучше платить, чем погибнуть. Лучше отдать кошелек, чем жизнь, – вся мораль. До 970-х годов князья сами ездили на полюдье, то есть на сбор дани. Разве что поручали самым видным, самым приближенным дружинникам собирать для себя дань в том или ином месте. Дань была тем, что завоеватели отнимают у завоеванных. В 882 году только одно племя южнее волоков из Ловати в Днепр платило Олегу – поляне. Остальные племенные союзы жили сами по себе (волыняне и дулебы, например) или платили дань хазарам. Олег сказал радимичам и северянам: «Не дайте хазарам, но мне дайте». Трудно сказать, в какой степени добровольно, но радимичи и северяне стали платить дань Олегу. Древлян Олег тоже заставил платить себе дань. Он пытался заставить платить дань еще уличей и тиверцев, но они воевали с Олегом и платить дань не хотели. Сегодня мы называем Русью всю территорию, на которой обитали племена восточных славян. Это справедливо не для любой эпохи. Известно время, когда последнее восточнославянское племя – вятичи начали платить дань Киеву. Это 964 год. С этих пор уже все восточнославянские племена подчинялись киевскому князю и входили в Древнерусское государство. А во времена Олега только шесть племенных союзов из двенадцати входили в Русь, да и то непрочно. На середину X века приходится очень значительный поворот в истории Древней Руси. Во-первых, на Руси появляются первые князья со славянскими, а не с варяжскими, именами: Святослав и Владимир. Во-вторых, династия Рюрика заканчивает завоевание всей Руси – при Святославе. Теперь Русь – это действительно все славянские племена и многие финноугорские. В-третьих, устанавливается регулярное обложение подданных налогами. Ольга установила «уроки» – то есть размер дани. Раньше брали, сколько могли взять, – как Игорь в Искоростене например. Теперь дань, отбираемая у побежденных, плавно переходит в налог, взимаемый с подданных. В-четвертых, изменяются отношения Руси с Византией. В 957 году Ольга впервые едет в Константинополь, где принимает крещение. И не просто так себе принимает: ее крестным отцом становится сам император! Северная Русь платила князьям, платила много – две тысячи гривен, то есть 400 килограммов серебра в год. Огромная сумма даже для наших времен. Но на Севере давно уже дань стала обычнейшим налогом, а не ограблением побежденного. На что имелись сразу две причины: моральная и материальная. Моральная состояла в том, что именно Северная Русь призвала династию Рюрика. Считать Рюриковичей своими князьями по выбору имели право четыре племенных союза – два славянских (словене ильменские и кривичи), два финноугорских (весь и чудь). Но ведь и князья из династии Рюрика считали эти племенные союзы самыми «своими» и самыми надежными. Судя по многим признакам, князья Древнерусского государства относились к Северной Руси примерно так же, как французские короли относились к Иль-де-Франсу – буквально «острову французов». На этой небольшой территории сложились и французский этнос, и французская государственность. Отсюда Франция постепенно расползалась, завоевывала сначала совсем родственные Овернь и Шампань, потом более далекие Лангедок и Прованс, совсем чуждую французам кельтскую Бретань… Материальная причина состояла в том, что волочить через волоки собранную дань было трудно, дорого, да к тому же и не очень надо. Ведь из Новгорода и Ладоги водные, удобные пути вели на запад, в Данию и Германию, во Францию и Британию, в Скандинавию и в земли фризов, будущую Голландию. Зачем долго и трудно везти в Византию, если сбыть можно и поближе, а князю отдать серебром? Так и удобнее, и легче, и выгоднее – ведь если отдавать шкурки бобра или куницы, то учитывается их стоимость на Руси… Низкая стоимость. Князь все равно загонит шкурку в Константинополь и получит другую цену, высокую; разница пойдет, конечно, князю. Если продать те же шкурки в Дании, а князю отдать серебро… Тогда, конечно же, часть серебра останется в руках предприимчивого человека. Разницу тогда получит он и все те, с чьей помощью он будет доставлять шкурки в Данию. В результате часть жителей Севера станут гребцами на кораблях, корабелами, купцами, писцами, кузнецами, выковывающими якоря. И так далее, и тому подобное. Северная Русь имела экономику более свободную, более гибкую, более сложную, чем Южная. Северная Русь была независимее и активнее. Северная Русь развивалась без таких рывков и крутых поворотов, как Южная. В истории бывали и другие государства, состоявшие из разных исторических областей. Самый известный пример – Древний Египет, фараон в котором на троне восседал в особой шапке-тиаре. Одна половина тиары была красная, другая – белая. Одна символизировала Верхний Египет, узкую долину Нила, зажатую между песков. Другая половина символизировала Нижний Египет, дельту Нила с ее пастбищами и стадами... Киев и Новгород – два самых крупных, самых значительных, самых богатых и сильных русских города IX–XIII веков. Каждый из них воплощает «свою» часть Руси, северную и южную. Новгород IX–XIII веков практически не уступает Киеву размерами, богатством, численностью населения и красотой. Судите сами: население Киева в X–XI вв. – порядка 10–12 тысяч человек. Новгорода – 7–8 тысяч. Вполне сравнимые величины... С VIII по XIII век из Скандинавии постоянно тек людской ручеек. В основном шли вооруженные дружинники, но не только они: в Исландию, Гренландию, на южный берег Балтики, на полуостров Нормандия переселялись целыми семьями, крестьянскими общинами. Такого расселения не шло из других стран Европы. Почему? Проблема северных германцев состояла в том, что в Скандинавии слишком мало пахотных земель и земли эти слишком уж холодные и суровые. Для прокормления семьи здесь нужно много земли – в десятки раз больше, чем на теплом, удобном для жизни юге. Вторая причина появления викингов – ярко выраженный северный тип их хозяйства. Земледелие на севере поневоле сочеталось со скотоводством. Островки населенных земель окружали леса и горы, покрытые лесами и лугами. Жизнь среди дикой природы требовала владения оружием. Жизнь маленькими коллективами, а то и отдельными семьями воспитывала уверенность в себе, умение полагаться исключительно на себя и на кучку самых близких людей. Древние скандинавы были людьми очень крепкими, выносливыми и физически, и психологически. Такие легко могли отправляться на освоение новых земель и с тем же успехом – нападать на соседей, чтобы отнять необходимое. Третья причина лежала вокруг Скандинавии. Море давало пищу – рыбная ловля могла оказаться выгоднее, чем скотоводство и земледелие. Море было торной дорогой – во многие места легче попасть морем, чем по суше, а в ладье можно увезти больше, чем на собственной спине или на спинах вьючных животных. В Норвегии побережье изрезано глубокими узкими заливами – фьордами. Во многих местах от хутора до хутора можно добраться только морем. Самый сухопутный по своей природе человек поневоле осваивал лодку, весло и парус. По мнению В.Н. Топорова, «вызов моря» разрушал жизнь древних греков в родовых общинах, заставлял их искать другие формы общественной организации. На кораблях плавали не родовыми общинами, а командами. Членов команды нужно было отбирать по личным качествам, научиться искать собственное место в команде, строить отношения с остальными. Но ведь то же самое происходило не только с древними греками, но и со скандинавами: ведь команда любого, самого мирного корабля – та же дружина... Мало кто из жителей побережья общался с жителем фиорда – громадным осьминогом-пульпом или тащил из сетей морского змея; далеко не всякий швед видел в хлопьях несущейся метели санки Снежной королевы. Но, живя на краю обитаемой земли, северянин все время ожидает появление «иного». Того, кто живет за пределами человеческого жилья. Во время природных экстремумов, когда человеческое бытие еще менее комфортно и благополучно, чем обычно (штормы, метели, зимний мрак и т.д.), ожидание «другого» неизбежно усиливается. Скандинавы жили в особой среде; они и сами не очень понимали, где границы возможного и как разделяются мир реальный и потусторонний. Для жителя большинства стран и земель это показалось бы симптомами сумасшествия. Все это: и экономика, и дефицит ресурсов питания, и вражда всех ко всем, и жизнь на Севере – все это формировало тип сознания, отличный от характерного для большинства земледельческих народов. Ведь земледельцы обычно не только трудолюбивы, но и добродушны. Для них важно воспитать молодежь не только в уважении к труду, но и в миролюбии. Они не склонны мстить и быть жестокими. Земледельческие народы учат детей сотрудничать, а не воевать, искать точки соприкосновения, дружить с соседями, уважать старших, помогать младшим… У скандинавов же формировались черты характера, очень похожие на черты характера жителей Северного Кавказа. По схожим причинам – и в Скандинавии, и на Северном Кавказе общество веками жило в условиях «относительного перенаселения». Проблему перенаселения и скандинавы, и кавказцы решали похожими способами – через набеги на соседей... Находя в болотах клады времен викингов, ученые долгое время делали выводы: клады золотых и серебряных монет, драгоценных камней и золота оставляли на «черный день», закапывали между походами. Наверное, слишком многие викинги, оставив клад, просто не имели возможности его выкопать, потому что погибали на чужбине… Постепенно ученые стали замечать – клады часто захоронены так, что их при всем желании нельзя извлечь при жизни хозяина. Да и какой смысл захоранивать клад, если его содержимого хватило бы на всю жизнь владельцу и осталось бы детям и внукам. В сагах викинги достаточно откровенно объясняли, почему они делали такие клады: добыча для них вовсе не была только материальной ценностью. Боги послали добычу; тем самым они показали, что наделяют владельца добычи удачей, выделяют его из других людей. Для викинга было еще неизвестно, что важнее – потратить добытое или навеки сохранить его так, чтобы знак удачи викинга, его связи с богами навсегда остался с ним – так, чтобы никто и никогда не смог отнять. Норманны казались европейцам огромными свирепыми великанами: ведь средний рост рыцаря не превышал и 160 сантиметров; современный европеец не смог бы надеть латы воина того времени. Средний рост норманна тоже известен – 178 сантиметров. Многое объясняется тем, что норманны хотя и в глаза не видели апельсинов и даже яблок – но зато вволю ели мяса, масла и сметаны. Во Франции даже дворяне ели не всегда досыта… Опять преимущества северного типа хозяйства. Норманны вели себя иррационально; европейцы не в силах были понять, какая логика ими движет. Порой воевать им было интереснее, чем получить самый лучший выкуп... В 911 г. вождь викингов Роллон получил в лен от франкского короля Карла Простоватого территорию в устье реки Сены. Из этого вынужденного «дара» родилось герцогство Нормандия. Поселившись в цивилизованной стране, потомки викингов быстро изменились и стали вполне обычными феодалами, рыцарями и баронами. Но долгое время норманны в Скандинавии считали нормандскую военную касту дорогими сородичами и приходили к ним на помощь. Последний раз это случилось в 1066 году, когда нормандский герцог Вильгельм привел в Англию нормандцев, говоривших на французском языке, и викингов, говоривших на древних версиях шведского и датского. Походы викингов из Скандинавии в Западную Европу прекратились около середины XI века: в Европе спины начали гнуться не так легко.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!