Рассказ о музейных экспонатах в Оружейной палате.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ                       

                                                 (МГОУ)

                        Факультет истории, политологии и права             

                      Кафедра (истории Средних веков и нового времени)

 

                                БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

           на тему» Оружейная палата в годы правления Александра первого»

                                    

                                 (Клименко Игоря Евгеньевича)

 

по направлению подготовки

46.03.01 «История»

 

Руководитель бакалаврской работы

(ученая степень, звание, Ф. И. О.)

_______________________________ (подпись, дата)

 

                                                  Москва 2017

                                   Оглавление

1.ФФормирование Оружейной палаты   в годы Александра1……………6

2..Рассказ о музейных экспонатах в Оружейной палате…………………37

3.3.Синтез культур в Оружейной палате…………………………………64

Список используемой литературы

Приложения

     

 

Введение

 

Оружейная плата-это один из самых интересных музеев нашей страны. Он появился (официально) в 1806году и с небольшим временным затишьем продолжает нас радовать своими произведениями культуры такими как посольские подарки, металлические оружия наших чудо оружейников, кареты и различные одежды ив том числе легендарная шапка Мономаха- известна еще с древности. Это организация проделала очень большую работу. Еще в 15 веке на территории Московского кремля там появились различные мастерские и склады для оружия, которые постепенно пополнялись. В первой половине 18 века случился большой пожар, из-за которого большая часть пропала, но что-то удалось сохранить. Здесь огромную роль внес царский Борис Хитрово. Он стал директором той организаций, которую впоследствии назовут Оружейной палатой в ту пору Оружейным приказом, в том здании, еще тогда называвшемся Казенным двором, находился еще иконный и золотых и серебряных дел приказы. Хитрово проделал, огромную работу по восстановлению учреждения также стал одним из первых его коллекционеров, который внес вклад в музей. Официальный статус уже получил при императоре Александре Павловиче Романове. Именно он первым закрепил юридически за музеем статус. Также действовал по этому поводу определенный регламент, который помогал ему существовать в качестве научного учреждения страны. Он не был первым в стране. Первым самым ранним стал музей кунсткамера, созданный на голландский манер. Очень сильно напоминающий анатомический театр. Но стал первым профессиональным и доступным. Созданный и собравший в себя очень много вещей роскоши и празднества по сию пору хоть и с небольшим отпуском является достопримечательностью города Москвы. Еще нельзя не сказать, что палата является ровесницей такого зодческого стиля как ампир, (желтые и серые цвета) интересно, что сам музей поставили не в этом оттенке, а в другом бирюзовым. Но только в летние время его могли посещать гости став таким неким местом летнего отдыха. Культурное паломничество высшего общества дворян с целью ознакомления-с историей и культурой разных народов в контексте продолжительно сближения с западом. Эта была западно-дворянской культуры и роскоши шикарных дворцов здесь же происходит развитие новой культурной революции в лице Оружейной палаты. О ней ив то ив советское и в наше время будет описано разных трудов. Чего только стоит Труд П.Свиньина. Формирование музея шло параллельно с новой экспедицией по поиску разных культурных объектов, но вскоре свернули. Работа по созданию оставила много чего интересного архивного материала, в которым если изучат можно находить информацию и почву для развития истории и их писать о них с в новом веке. Различные поэты тоже посвящали ей стихи такие как:

          Оружейная палата

           Простирается в кремле

           И такая есть отрада

           будто видел все во сне.

Наряду с этим в мире шел, процесс биполярного мира и каждые из государств из России и Франции должна была создать те культурные объекты, в случае если они станут уже не второстепенными, а главными чтобы их музеи стали главными законодателями мод. Такие ученые как Малиновский, Вельтман, Ульянов, Цветков написали о ней много работ. Собрание коллекций в данном музее это совокупность культурного наследства предков наряду с становлением и развитием музейного дела, которое идет и будет идти и развиваться много веков .Литература о различных трудах музея это сохранение и скопление информации и обработка для будущих научных трудов для развития истории отчизны и для сохранности на компьютерные носители с переводом их в формат 3-D ,для боле тщательной экспертизы и создания в электронном доступе.

 Оружейная палата стала культурным феноменом так и Москвы так и 19 века. Александр Павлович ее создал ее на официальном уровне, поскольку боялся, что ее растащат. Именно то искусство, которое являлось символом эпох прошлых лет. За многие десятилетия ее постигли огромное количество человек, поскольку в эпоху императорского периода он стал олицетворением и обожествлением символов данного периода, где была представлена геральдика монаршей особы. В течение всего 19 века она вносит в большой вклад в культуры нашей страны сюда приезжают иностранные гости, она участвует в Парижской выставке, студенты Строгановского училища здесь проходят практику. Сама по себе коллекция насчитывает: очень много  уникальных произведения русских златокузнецов и серебряников XII — начала XX века, коллекции западноевропейского художественного серебра XIII — XIX веков, памятники оружейного мастерства XII—XIX веков. Военные награды России, роскошные драгоценные ткани, древнерусская светская и церковная одежда, парадный костюм XVIII—XX веков. Государственные регалии, парадное конское убранство и редчайшая коллекция старинных экипажей XVI—XVIII столетий. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ. Эта организация проделала очень большую работу по сбору информации, собиранию памятников по разным участкам страны и принявшая подарки о различных коллекционеров иностранных руководителей. Общая работа любого музея это планирование и распределение различных экспонатов, которое происходит все время в музейных фондах. Также как и музеи   архивы накопили очень много информации о музее ведь не случайно самым первым музеем еще в античное время был Александрийский музеон – где хранилось огромное количество рукописей. Не случайно музей и архив это культурные организации, чьи структуры и полномочия пересекаются еще с незапамятных времен. В 20 веке уже в советский период в многие церкви разместят архивы ведь есть несколько церквей в российском государстве которые очень похоже на оружейную палату вед большая част архитектуры того периода строилась по определенным канонам поэтому они так похожи следовательно здесь уже следует сказать о синтезе культур, надо заметить то что Оружейная палата является как бы музеем в музее ведь там есть предметы искусства, которые представлены в других концах нашей гигантской страны. К примеру, Оружия (тульский оружейный музей.) посольские подарки - они представлены в своих странах в огромном количестве - особенно ценится серебро из Англии и Германии, и работы, выполненные в кремлевских мастерских, откуда они сами перешли. В Оружейную палату-тут следует провести параллель с русским и традиционным народным промыслом как: Палех (известные миниатюры); Жостово (металлические подносы) Каргополь (особый вид игрушки) и т.д. Описанная выше информация, говорит о том, какая проделывается работ по изучению и созданию прошлого в лице музея московского кремля, и продолжает, проходить уже в 21 веке и туристы продолжаю, и продолжают ее посещать с целью ознакомления с культурными ценностями прошлого.

Цели и задачи моей дипломной моего диплома является описание работы музея на примере Оружейной палаты при Александре 1. Описание становления музейного дела, в 19веке которое создало почву для дальнейшего развития музея по всей стране, описании экспонатов музея, которые составляют наиболее важную ценность, как и для русской, так и для мировой культуры. Описание развития совмещения культур в лице Оружейной палаты для боле четкой характеристики описания музеев в стране, для полной совокупности ее отображения картины. Любой проходит большую цепь ступеней развития и должно здесь разобраться, как идет его развитие. Музей нам показывал и показывает разные культуры разные эпохе и разное мастерство умельцев, что и сейчас используют в разных реконструкциях, а сохранность в этом обеспечивает музей.

 

1.ФФормирование Оружейной палаты   в годы Александра1.

К 19 веку будущий музей выглядел как учреждение состоявшие из 2 организаций Мастерскую и Оружейную палаты, и они были предназначены, для хранения царских реликвий и государственных регалий. 10 марта 1806 года Александр Павлович подписал указ о создании национального музея. Этот документ юридически закрепил бывшие государственные казнохранилища в 1 исторический общедоступный музей, который станет памятником русской культуры Москвы 19века-где, будут представлены оружия, посуда, различные костюмы и кареты что стали визитной карточкой транспорта до 20 века, как и России, так и Европы. Вообще если взять изначально одну из главных ролей в создании музея принадлежало идеологической установке. Это связано с тем, что уже к 19 веку наша Россия была многонациональным и много конфессиональным государством. Мировоззрение, система оценок, традиции и обычаи, дружба с другими европейскими государствами. Все это объединяет людей еще со времен родоплеменных отношений. Поэтому люди собрались и создали музей, чтобы была жива память о пращурах   и на ее основе мы могли на ее основе создать и хранить ценные предметы декоративно-прикладного искусства с целью ее сохранения и передачи предкам.

Государственная оружейная палата один из 1 музеев нашего отечества. Ее собрания имеют исключительную историко-художественную значимость. Это ставит Оружейную палату на большой пьедестал с памятниками мировой художественной культуры. В состав музейного собрания входит коллекция регалий русского государства, что придает ей особый статус сокровищницы, хранилища памятников культуры существовали при дворах монархов, и очень сильно распространились в Эпоху Возрождения. Это были учреждения особого рода. Они представляли собой казнохранилища, в которых часть предметов хранились постоянно. Как правило, это были символы монаршей власти, участвовавшие в государственных церемониалах. И Александр Павлович боясь, что будут, воровать трофеи из казнохранилища решил, создать 1 в России общедоступный исторический музей, где будет знакомство с культурными традициями прошлого. Надо отметить такую вещь, что обстоятельство, что закрепило за вчерашними архивами сокровищ новый общедоступный музей, что очень редкое сочетание для одного культурного центра в котором были собраны: сокровищница, арсенал, галерея портретов исторических деятелей и архив - собрание рукописных документов и благодаря этому она получила статус научного учреждения, где будут работать искусствоведы.

Москва и Оружейная именно эти два слова являются символами Александровской эпохи. Первый символ изменил первопрестольную столицу до неузнаваемости в лице Александровского ампира, что и в 21 веке является архитектурным памятником отечества. А вторым символом стало или точнее получило новое рождение при Александре Благословенным, поскольку 1 император Петр Алексеевич написал указ, который закрепил за новым музеем место сохранности трофеев и исторических реликвий. Также неразрывная связь с кремлем, где и сейчас и тогда идет переплетение культурной и политической власти в стране. Это обусловленность, выражена в составе его коллекции, казна русских царей сохранялась, не только в кремле на протяжении столетий, но и пополнялась изделиями различных кремлевских мастерских. Вообще все начало 19 века особый период в истории развития музейного дела. Именно тогда возникают 1 общедоступные музеи. Это предопределило и то, что всего лишь за 100лет в России произошел рывок в сторону запада чего только стоят непревзойденные дворцы Растрелли. В Оружейной палате, как первом музее исторической направленности получили распространения приемы практической работы, не применявшиеся в российских музеях, что и составило вектор направленности ее истории. Основанные на базе царских архивов первого свободного музея было равносильно культурной революции начала 19 века в Москве бывшего уже до этого крупным научным и культурным ядром России. До войны 1812 года здесь печаталось достаточно много разнообразной поэзии, была развита книжная продукция, тиражировались разнообразные газеты и журналы, существовало индивидуальное коллекционирование. Оружейная палата привнесла национальную идею при Александре Павловиче способствующей приобщению и изменению исторической культуры в культуру массовую. Именно тогда при московском университете открылось, огромное количество исторических обществ их заседания были широкодоступны, но популяризации научных знаний не было их приоритетным направлением, если бы не Оружейная палата. На протяжении всего 19 века она оставалась неповторимым феноменом музейной жизни. Даже когда во 2 половине 19века откроют исторический музей, он не сравнится с ним по количеству раритетов.

Характерной чертой первых десятилетий стал ряд проектов исторических музеев, в которых бы проведен исторический профиль, который был задуман как развитие культуры в новой Северной столице - Санкт-Петербурге. От членов Румянцевского кружка: Ф.П.Аделунга и В.Г. Вихмана. Но все равно, несмотря на все старания, он так и остался на бумаге, сделав Оружейную палату единственным музеем с исторической направленностью в 1 пол 19 века. Нельзя говорить, что лишь Оружейная палата была, первым историческим музеем в России, где история становления человека была показана. В Кунсткамере, где было показано становление жизни человека. Большую ее часть составили различные заспиртованные трупики или же скелеты человека. Здесь надо сделать акцент на то, что Петр Алексеевич любил Голландию, и такая дикость в те времена считалась нормой, и это тема была и будет еще изучена историками. Оружейная палата: стала визитной карточкой музеев страны, вобравших в себя самые драгоценные и роскошные сокровища прошлых лет и настоящих. Создавшая синтез Российской и Европейской и Азиатской культур, где также были представлены доспехи, и латы, что говорило о мощи и развитии армии в разных странах, которая не могла ни найти интерес у москвичей, живших в Российской империи, в начале 19 века. Ведь надо еще учесть, большинство из них в столице были дворянами, любившими французскую культуру и ее особый колорит и следившими за стилем французской моды не говоря о том, что они прекрасно говорили по-французски, и если взять Пушкина, умевшего, блестяще изъяснятся и писать стихи. Так вот во Франции такие музеи уже существовали, яркий тому пример Лувр и туда эта элита общества стала посещать его с большим интересом.

Уже через много лет в середине 20 века будут написаны различные книги. Об оружейной палате. Одним из таких примеров является» Дворцовые и музеи и хранилища в 18-1 пол 19века».В этом произведении создатель дал нетолько полный и доскональный рассказ о деятельности музея, но и в впервые стал, изучен в контексте истории, других придворных музеев и хранилищ. Автор поведал, что на преобразование повлияло, царские древне хранилища именно тогда и был заложен в формирования исторических музеев. Юридически закрепленные «правила» от 10 марта1806года-имереторские указы стали регламентировать работу культурного учреждения. Стоит отметить, что отношения правительства к музею на протяжении 19 века менялось и зависело от государственных установок. О собирании экспозиции можно сделать следующую оценку. Дворцовые хранилища состояли из наиболее ценного, а сам процесс составления коллекций и экспозиций музея приобрел очень сильное политическое значение. Стрелка компаса коллекционной работы определялись не только модой, вкусами, уровнем развития науки, но и зависело от дипломатических связей и военных побед Российской империи. Нельзя не сказать о рассмотрении отдельных векторов направления музейной работы. Если взять развитие экспозиции в 1 пол 19 века надо отметить что комплектования оружейной палаты происходило по распоряжению императора и имело определенную программу, которая включала в себя сбор раритетов и предметов имеющих значение императорских регалий и военных трофеев. Также этим автором были обозначены основные источники комплектования. Нельзя не сказать об видных работниках музея и деятелей культуры начала 19 века, а именно: Главноначальствующего Экспедицией кремлевского строения, Мастерской и оружейной палаты Петра Степановича Валуева, его приемника на этой должности Николая Борисовича Юсупова, директора музея в 30-гг 19 века Федора Ушакова. Так как именно эти люди внесли неоценимый вклад в развитие музея, помогли ему в его самые тяжелые годы и сумевшие закрепить за музеем неофициальное имя славы культуры и музейного достояния России. Изготовление предметов дикоротивно-прикладного искусства существовало еще с Домонгольского периода и таким экспонатом является чаща, выполненная из серебра принадлежавшая князю Владимиру Черниговскому. Для такой работы было характерно: простота сдержанность и четкость форм (вскоре она появится в музее).

Собирание культур и сувениров эпохи играет первостепенную роль в практической работе любого музея. Значение этой работы для музея переоценить сложно, поскольку то эта главная роль в сохранности культурного фонда любой страны. Однонаправленной коллекционная деятельность и практика создает предметный базис, формирует собственные экспозиции и организации научно-просветительской программы. Таким образом, комплектование музейных собраний лежит в основе развития работ любого музея. Идеология страны и планы коллекций находят отражение в силе особой роли музея в культурно-историческом процессе, новом взгляде общества на всеохватное значение как культурные эпохи наших предков. Комплектование коллекции может сыграть большую роль в становлении музея в независимости от политического или экономического состояния страны, Если взять пример один король построил себе шикарный дворец, и которой он обставил различной шикарной мебелью, и трофеями. В то время как финансовое состояния страны ухудшалось и ухудшалось. А со временем, здесь был организован музей, который на данный момент является памятником эпохи своего времени.

Основу экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля составляют творчество русских умельцев, которые в течение 16-18 веков. изготовлялись в кремлевских царских мастерских, изделия восточной и западноевропейской культуры которые шли в Россию в виде посольских подарков, а также специально приобретались для российского правителя, Это были лучшие образцы ремесла, доспеха, холодного и огнестрельного оружия, Также еще в царских палатах хранились, пользовались особым интересом предметы связанными с историческими событиями, конкретными государственными, церковными делами. В эпоху древней Руси сбор вещей преследовал идеи, которые были далекими от музейных. Он был нацелен на создание материальной базы-казны государства, и оригинального фонда копий, который использовали русские оружейники и златокузнецы для совершенствования своего мастерства, и благодаря тому, что объекты для царских архивов очень тщательно отбирались, была создана уникальная коллекция данного музея. Таким образом, на начальном этапе существования Оружейная палата, как царская мастерская и хранилище пополнялись высокохудожественными произведениями, историческими реликвиями. Критерии отбора соответствовали высокому статусу кремлевских хранилищ - царских сокровищниц. Также следует еще сказать до того как здесь появился музей. Первоначальные богатства казны хранились в подклетях Благовещенского собора и других кремлевских церквей. В конце 15 века столетия для них между Архангельским и Благовещенским соборами строится специальное здание - Казенный двор. С ростом могущества Москвы они приумножались, и кремлевские сокровища из частных превращаются они изменяются в государственные. В 16-18 на территории царского двора создаются казнохранилища и мастерские - Казенный двор, Государева и Царицына мастерские палаты, Оружейная палата, приказы золотого и серебряного дела, Конюший приказ. Среди кремлевских придворных учреждений была Оружейная палата она и дала название будущему музею.

Если взять систему взглядов на формирование музея то оно получило путевку в жизнь в 1806 году т.н. документах, которые назывались» Правила»и они нашли отражение в 2 направлениях, Первое из себя могло представлять: оно было взято от предшествующих эпох и включало в себя расширение основного собрания коллекции. Предметы пополнялись в фонды по личному распоряжению государя. Отбирали только те экспонаты, в которых был замечен яркий след древности или искусства. Критерий оценки отбора: был довольно расплывчатым, но здесь прослеживается тот же принцип, что, и в прошлое время - сбор трофеев. Источники комплектования были теми же что и ранее - учреждения государственного и Синодального ведомства. Второй же способ формирования музея появился незадолго до создания самого музея. Он пополняет свои архивные фонды. Большие собрания: его документальных материалов, которые существовали в культурной организации, были непосредственно, объединены хранимыми для музея вещами. По тем правилам для отбора являлась полезность источника для изучения собраний музея, Они должны были включать в себя важные сведения о музейных экспонатах. Это стало, новым вектором развития в комплектовании Оружейной палаты оно получило научный характер, поскольку выбор источников для архива и их ревизию в этой же стороне соединения формирования Оружейной палаты с российской исторической наукой она проявила на нее большой ажиотаж в изучении ее документов.

Русская бюрократия выделяла деньги на ее создание, но оно не было выдержанно в целевом финансировании. НА развитие коллекций и прочие дела, и другие расходы составляли, 3720руб в год и это было небольшой суммой. Здесь можно проследить, как наше правительство сейчас не выделяет должным образом деньги на культурные мероприятия или же пытается утаить бюджетные деньги в виде строительства ненужных объектов, которые никому не нужны (но все-таки он был создан).

В Александровскую эпоху на создание музея повлияла еще одно всеохватное культурное мероприятие. Большой интерес к собственной истории, возникновение национальной идее и заставило правительство постаралось в духе своего времени придать Оружейной палате национальный колорит и убрать династическую направленность. Попытка демократизации в процессе комплектования музея, привлечь на ее изучение научную и передовую общественность и чтобы все это выразилось в патриотических настроениях масс элит общества. Выделение денег от частных персон были юридически закреплены «Правилах» 1806г. в качестве субъекта трансформации бывших государственных хранилищ. Предметы искусства, подаренные, от частных лиц пополнялись в собрании культурного объекта наследия и в 16-18 веках, но лишь в царствовании Александра Павловича этому предали огромный общественный резонанс. Имена этих людей вошли в 1 путеводители по Оружейной палате составленной искусствоведом Малиновским. Стоит отметить таких частных коллекционеров: Екатерина Романовна Дашкова, которая подарила туда пару изумрудных столов, или же известный деятель наук А.И.Мусин-Пушкин принес в дар собранию несколько предметов, связанных с эпохой Петра Великого сумев тем самым увеличить синтез и конгломерат различных культур музея. Где еще, будут представлены, памятники Древней Руси: такие как «Звездчатый колт» из Тульского клада., а также новгородская икона - «Похвала божьей матери»- сделанная из золота, драгоценных камней и скани. В «правилах» говорилось, была дана резолюция на поиск ценных экспонатов древностей. Этим оно и стало заниматься в 1 годы своего существования, но, к сожалению, была только одна экспедиция, проходившая в 1809-10 по инициативе статского советника М.Н.Бороздина. Другой деятель культуры С.Н.Глинка издатель московского журнала «Русский Вестник » в которым он рассказал о важности и нужности развития музеев в стране тем, дав понять интеллигенции необходимости создания национального исторического музея, где будет видна развернутая картина истории отчества, поскольку наша страна самая большая по населению и в ее удаленных уголках есть много памятников. Надо учитывать еще то, что мы уже продвинулись до Дальнего востока, где жило очень много народов со своими культурными традициями и обычаями, и только уже из этого можно было создать исторический музей. Не говоря о центральной России, где есть сотни монастырей и почти каждый представляет мировую художественную ценность. Возвращаясь к экспедиции, она прошла по центральному ядру северо-восточной Европейской части нашей страны, а именно в: Шлиссельбург, Тихвин, Белоозереск, Кижи, Новгород, Старая Русса. О результатах этой экспедиции до нас не дошло никакой информации. Но один из современников отмечал, что работа была сделана достаточно неплохо, Команда экспедиции составила два альбома с экспонатами и они даже были представлены Александру Павловичу, и было даже поручение правительственному кабинету выделить средств их опубликовать и предоставить денежные средства Бороздину за создание поисков и памятников искусств. Но дальше слов ничего не было, поскольку началась война с Наполеоном, и проект был заморожен. Руководитель Московского Кремля П.С.Валуев и по совместительству руководившей Оружейной палатой ратовал за продолжение изучения исторических культур России, т.е. продолжение экспедиционной практики плюс к тому же выделению из бюджета 5000руб ежегодно. Чтобы поиск памятников символизирующих Российское былое величие был постоянным, эту работу планировали совмещать эту работу с Министерством народного просвещения и туда же их формирование экспедиций, но чиновники этой организации выступили, решив, что это привет к огромному увеличению  расходов и в результате все мероприятия прекратились. Это еще раз подчеркивает, как госчиновники любят утаивать деньги от очень нужных культурных мероприятий тем самым из-за личной выгоды ничего не хотят сохранить для своих предков. И еще заметна слабость Александра Павловича, который мог бы надавить на чиновников и заставить повести эту важную программу, в которой соединись бы изучение истории и географии нашей страны. Говоря о работе музея надо отметить такую вещь как сохранение комплекса музейного фонда и составляющего его различных трофеев. Т.Н. работа по сохранению состоит из учета хранения и реставрации коллекций для сохранности исторического наследия.

Ревизия музейных трофеев - важная составляющая архивной работы. Документооборот, который идет параллельно с ней является показателем ее ступени развития, в наши дни. По-целому ряду документов можно увидеть становление экспонатов, состояние их целостности, количество реставрации и участие в международных выставках, процесс этой работы эволюции комплекта учетно-хранительной документации шел по одной стороне с их практической деятельностью. Именно опыт оружейной палаты как первого музея исторического является важной вехой на пути развития истории отечественного музейного дела. Перемещение экспонатов информация об их реставрации обозначалась и в журналах и протоколах и занесением его в опись коллекций, эти так называемые описи оставались единственным учетным документом, там пронумеровывали, каждый лист соединяли, прошнуровывали и отпечатывали печатью учреждения руководившего музеем. Так начиналась работа с бумагами, в музее исторического профиля. Ее еще называли сводная опись, предполагаемая с целью учета царских хранилищ и развитием дальнейшего музейного комплекса, Эта цель была поручена действительному статскому советнику Владимиру Юрьевичу Соймонову. Проведенная: с 1805 по 1808 года значительная эта работа для учета и хранения экспонатов была очень результативна по многим причинам, нужно было проводить осмотры, чтобы существовал строгий учет контроля, за трофеями из музеев. Уже на учете находилось 6000 предметов, а 11808 стало систематизировано и совмещено в воедино 6571 предмет. Т.о, в описании стали значится ювелирные характеристики: все вещи размер суммарная цифра драгоценных камней, а иногда каждый описывался отдельно. Для ювелирной оценки предметов по идеи Александра Павловича пригласил лучших московских ювелиров. Помимо этого проведена систематизация экспонатов, проведенная еще в 18 веке учеными. Также Соймонов провел программу по комплектованию регалий в несколько разделов - посуда, оружие и т. п. Внутри самих этих больших собраний распределялись тоже по категориям, к примеру, вазы, подносы. Каждый трофей получил,   в новых распределениях Соймонова номер учетный регистрации в добавление к этому каждому номеру были сформулированы «исторические комментарии», для создания которых занимался определенный круг лиц, а именно чиновники бывших двух музеев. На основании описей 18 века они провели целый анализ и составили исторические описания, включенные Соймоновым в описи. Изучение старых инвентарей Оружейной палаты от 1746 года, Конюшенной казны 1759г., Мастерской и Оружейной палаты 1776 и 1779 гг. Позволило сделать нумерацию предметов в описи двойной. Этот новый каталог должен был представлять собой страницу про экспонат. На ней указан новый номер предмета, а вторым указан, его номер по старым описям. В итоге нужно сказать, что построенное описание явилось новым инновационным опытом совмещенного описания по значительному объему коллекций. Оно сыграло, решающую роль в сохранении, экспозиций музея которое поспособствовало прекращению раздачи ценных вещей из музея. Детище монархов прошлых лет с изволения императора, правительства, и придворного ведомства дало резолюцию и на развитие исторического культурного наследия с его магическим синтезом культур.

Новую главу в развитии учреждения называемо Оружейная палата сыграло построение нового здания на территории Московского кремля. К 19 веку наша страна с огромным потенциалом заложенным Петром 1. Именно, он положил основу музейных дел, опираясь на западную и европейскую модель культуры своего времени. Выставление экспозиции визитная карточка любого музея, ее составление это долгий и сложный процесс который проходит годами и сейчас он приобрел как сюжет для длительного сериала, который идет поэтапно. В любую историческую спираль наука или идеология будут зависеть от программы политического института государственной власти (в большей или меньшей степени). Надо еще напомнить, что в первые советские десятилетия Оружейная палата вообще была закрыта и стала кремлевской квартирой для руководства ЦК КПСС и тут о никакой экспозиции и думать не приходится и после этого случится второе рождение культурного объекта. Но это продлилось недолго, до 1955года. Ритуал демонстрации трофеев был заложен по инициативе архитектора Баженова. Экспонаты часто переводили из одного здания кремля в другое. В конце 18 века собрание Мастерской и Оружейной палаты стояло из 2 частей, Больше половины оружия находилась в здании Сытного двора, возведенного в 17 столетии около Патриаршего дворца для хранения продуктов питания. В нескольких комнатах Теремного дворца, у которых была своя отдельная дверь, располагалась собственно Оружейная палата. Эти две части уже с конца 18века были запрещены для просмотра из-за противопожарного состояния. И в начале 19 века встал вопрос о состоянии музея Московского кремля, который уже существовал непродолжительное время. Тогда же исторический прогресс позволил, чтобы коллекции Оружейной палаты стали востребованы в национальной идее государства.

Начало 19 века в Москве вызвало ажиотаж строительных работ в Московском Кремле. В конце 1804 планировалось убрать Сытный двор, и вдобавок несколько царских палат, которые раньше принадлежали царю Борису Годунову, а теперь это были просто сараи и пристройка к Теремному дворцу там и располагались эти удивительные композиции. Руководитель палат был против сноса зданий и обратился к императору, поскольку тогда бы все пропало. От Александра поступило резолюция не трогать архивные склады, и в тоже время Александр Павлович поручил Ю.В.Соймонову осмотреть бывшие сараи все помещения, чтобы он дал оценку, сколько это будет стоить и можно ли их вообще восстановить. Также к осмотру пригласили директора Московского архитектурного училища Ивана Васильевича Еготова. Он составил два строительных плана. Согласно первому полное восстановление Сытного двора обойдется в сумму136467 руб. Согласно второй - реконструкции Сытного двора к нему подсоединялся готический фасад, что прибавляло его стоимость до 183946руб. Против этого были: П.С.Валуев и Московский генерал-губернатор Александр Беклешов выступили против его восстановления, считая это все дорогим и неперспективным из-за его плохо вида. Выходом из этого положения, они видели: в перераспределении обязанностей между дворцовыми, и военными ведомствами. В руководстве генерал-губернатора планировалось передать оружие и размесить его в здании Арсенала в Кремле, а трофеи декоративного – прикладного искусства оставить в руководстве дворцового ведомства и выставить напоказ в комнатах Теремного дворца. П.С.Валуев согласился приступить к передаче предметов, но в тоже время говорил, чтобы восстановить Сытный двор можно более дешевым способом (из недавних средств экспедиции), за 9000 руб. Александр Павлович изъявил желание: чтобы вещи хранились в Кремле, вместе с драгоценностями и оружием не допуская разрушения, редкого по собранию символа культуры. Решили строить новое здание,: которое создаст тот базис историзма, которым позже будут проникнуты и Исторический, и Политехнический. И совершено новый музей войны1812 года, в котором ярко будет отражена преемственность культур и трофеев. Поскольку время создания Оружейной и декорации экспозиции 1812 года совпадают полностью, здесь проглядывается величественность Российской империи.

На начало 19 в России принадлежала роль фарватера в Европейской политике. От ее института политической власти зависела стабильность - мир, процветание и по общему счету вся политическая система. Как писали историки потом. Ни у одного правителя, который до этого заходил на престол, не было такой неразберихе у власти, учитывая еще то, что возрастало влияние Наполеона в то время, и на Александра Павловича легла роль правителя, участвующего в Европе в решении очень важных мировых вопросов он вступил в изменение политической модели континента. В сложившихся обстоятельствах государственные просветители сделали различные меры по утверждению престижа царя в мире. И тогда же в 1805 году по инициативе П.С. Валуев проявил концепцию о создании новых зданий для развития музея. В обращении к царю он обосновал мысль, что на данном отрезке времени в царских хранилищах находится очень много шедевров, о которых практически никто не имеет, представления вместе с этим он обосновал программу демонстрации исключительно об идеологических установках. Искусствовед также подчеркнул, что в экспонатах есть взаимосвязь с монархическими династиями России, среди которых имеются подарки иностранных послов и государей и награды и оружия, пожалованные за службу великим полководцам. Все это говорит о том, что будущий пантеон замасливался как музей славы Российской империи. Исследования музейных комплексов немыслимо без детального изучения музейного здания. Архитектура - это основа основ любого музейного строительства с его мировидением, жизненными ценностями, связи с традициями и обычаями и культурной памяти предков сюда же входит главная архитектурная мысль и правовая доктрина страны. Весь архитектурный кампус, начиная от места строительства, шел параллельно с национальной идеей и идеологической задачей.

В 1 десятилетие 19 века месторасположение здания оружейной палаты выбрали площадь у Троицких ворот, где находились палаты Бориса Годунова и на том месте, которое называлось Сытный двор. Задачи создания проекта поручили И.В.Еготову самому модному в то время архитектору. Он задумал проект, в стиле высокого классицизма. Особенностями архитектуры тех лет было приковано к ансамблевой застройке и расцвету культур интерьера, который дружит в полном стилистическом соответствии и пластической характеристикой внешнего облика здания. И.В.Еготов очень стильно его вписал музей в ансамбль Кремля, где главным зданием была Сенатская площадь, на треугольной плоскости, где у вершины основания была Никольская башня и с разных сторон Арсенал и Сенат. Очень многие авторские проекты, которые сохранились, говорят, что архитектор ступенчато приводил свои идеи стилистического единства здания с этим ансамблем музеев кремля. В силу семиотичности позднего классицизма близость к двум крупным общественным сооружениям 18 века имела глубокое символическое значение. Так идя в направление этим зодчим античным маршрутом, выраженного различными архитектурными путями подчеркивался статус музея как достояния нации. Многие современники тех лет отмечали, что только храм является культурным образцом для описания русской старины в музее. Как в период античности помещение было украшено и оформлено различными барельефами и скульптурами. К сожалению подробного описания не сохранилось. Лишь в самом начале в 19 века искусствовед П. Свиньин оставил в своем справочнике оставил описание стиля и попытался раскрыть его содержание, и также еще описав экспонаты музея. Итак, снаружи здание было сделано сине-бирюзовым цветом, которым переплелись этапы древней и новой истории. По карнизу фасада располагались скульптуры, против которой, реальные и легендарные персонажи, выбирались в зависимости от их вклада в пользу нашей страны, И в этом же пути каждый охарактеризовал собой различные эпохи нашей страны. Особое внимание делалось романовскому периоду - масштабным событиям 17 века, которые увеличили территориально нашу страну, и сделал внешне политические успехи в нашей стране. Такое огромное культурное учреждение как Русский музей написало, чуть позже написал про П.С. Валуев, что его новое детище превзошло и по высоте и по огромности и по величию такие Здание Арсенал и Сенат своей красотой и монументальностью.

В настоящие время выставка и 1 здание Оружейной палаты начала 19века не описано и не проанализировано. Это связано с тем, что задание просуществовало всего несколько десятилетий. Если бы оно дожило, хотя бы до конца 19 века может что-нибудь бы и получилось, но не будем ставить историю в сослагательное наклонение и продолжим. Многие профессора ее называли экспозицию монархической. Нет сомнений, что она была императорской и другой она быть никак не могла. Но как бы то ни было эта выставка первых десятилетий существования музея достойна широкого обозрения различных культур и прежде всего культуры дворянской. С целью их сохранения в специально поостренном архитектурном памятнике. Как показывают различные собрания документов, трофеи в залах поместили уже в августе 1810 года. Незадолго до этого, а именно 20 июля года  «Благославенный»одобрил доставленные ему описания экспозиции и аналогичные ему рисунки, где были изображения фигур. К глубокому сожалению эти архивные бумаги не дошли до наших дней. Самые ранние сведения об экспозиции музея содержатся в указателе уже названном П. Свиньина 1826г. они и послужили базисом для реставрации музея.

Здание музея состояло из двух этажей, Первый этаж занимал архив и зал, где была выставлена модель Кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова. Для самих же экспонатов и коллекций предназначался второй этаж, куда вела парадная лестница, замысел зодчего дизайна второго этажа Оружейной палаты представлял собой интереснейшие явления в искусстве. Он соединил в себе две совершенно разные идеи, существовавшие в маршрутах к становлению экспозиции в Оружейной палате. Первая появилась еще в 18 веке и называлась она традиционная и включала в себя показ оружия раздельно от древних памятников. Вторая же представляла совершенно новую форму собирания искусства целую демонстрацию монархического сокровища. В проекте Еготова одна часть залов от другой отделялась лестницей, которая одновременно была композиционной осью единой анфилады помещений второго этажа. Чуть ближе к лестнице находились большие вытянутые в прямоугольнике в плане залы по одному с каждой стороны, которые фланкировались малыми квадратными залами, имевшими с двух сторон полукруглые эркеры. Слева от лестницы располагалось Оружия - как символ военную историю России, справа - регалии, символы российской государственности и территориального роста России, а также посольские подарки-свидетели высокого престижа российской государственности на международном театре мировой и европейской политике на протяжении нескольких веков. Вся анфилада второго этажа отличалась торжественностью, была украшена лепниной и росписью.

Переходя к рассказу о формировании к 1 экспозиции нового исторического пантеона необходимо обозначить и зарисовать отношение к фигуре монарха и монархического строя, как основам основ царства божьего на земле что господствовало тогда в высшей элите российской государственности. Поскольку она считалось незыблемой о сознания идеи наследственной монархии как явлению настолько светлому и чистому, что сам государь как носитель подобной идеи независимо от личных качеств, воспринимался как оплот морально - нравственных устоев общества, лидер, который вел их к достижению высшего христианского образа. Источник высших культурно-творческих ценностей, которыми оправдана человеческая жизнь в царстве русском. В силу сказанного открытие экспозиции коронного зала большим случае посвящено коронным ценностям посвященным церемониям коронации, которое имело важное символическое значение. Зал находился в квадратном помещении с полукруглыми эркерами эпохи Алексея Михайловича Екатерины2», Владимира Мономаха представленные вещи разных исторических эпох синтез культур как становление развитие мастеров умельцев как процесс духовного поиска развитие красот и собственного дела с целью удивить монарха, показать мастерам - рукодельцам, других стран как умеет работать русский человек или же самому копить и развивать собственный опыт своих очумелых рук. Или же развивая конгломерат Мономаховых регалий экспозиционеры, иллюстрировали, официальную теорию происхождения верховной власти в стране подчеркивали ее связь с Византийской империей, т. е. что нашло отражение в концепции в теории «Москва - третий Рим» монаха Филофея, что было придумано еще в 1514году.

Роль, государя монарха в политическом контексте раскрывалась,  следующим зале, где была композиция, которая составлена из венцов и корон побежденных государств, венцы и короны составляли эту экспозицию, их формирование в составе музея связано с присоединением различных земель к Матушке-Руси: Казанская шапка Ивана 4, шапка Михаила Федоровича, или же Сибирская шапка брата Петра Великого, Корона Павла о присоединении Грузии к России в ознаменовании. В этот же комплекс входили: скипетры, венцы царей, цепями орденскими знаками, венцами и коронами. Нельзя не сказать царские костюмы, которые были, свидетелями коронации 18 века в то время когда наша страна стала империей. Поэтому здесь проглядывает силуэт огромного блеска, сочетавшийся с гаммой красок и в том числе скромности, что есть в костюме Петра Алексеевича - распашная длинная одежда, расширенная к низу, с широкими укороченными рукавами и круглым воротником. Даже такое смещения оттенка в какой-то степени может сказать, как велика и могуча русская культура в сочетании с культурой западной, и ставшая отличительным знаком русского дворянства. На протяжении 18 века, где было сделано несколько стилей архитектуры в нашей стране: барокко, классицизм и только стиль следующего века ампир, формировался в одно время с оружейной палатой. И по настоящее время, является памятником русской культуры 1 пол 19 века, идя по Москве сегодня можно ими любоваться, увидишь шедевр в шедевре. Если уже сам Московский Кремль занесен во всемирное наследие ЮНЕСКО, который украшает Москву, начиная с конца 15 века. И более масштабная Оружейная палата, в которой как будто на первый взгляд сочетается, несочитаемое: культура Древней Руси, Византии, Западноевропейская, и Востока. Среди которых есть различные трофеи и регалии, посуда, и медальоны с волосами различных государей. И в отдельном случае есть вещи, изготовленные самим правителем как, к примеру, трость и ботфорты. Важной вехой в собирании экспозиции стало представление «Соборного уложения Алексея Михайловича ведущего свою роль с 1649 года. Это стало памятником идеологии той эпохи. Именно тогда был переход из сословно-представительной монархии в монархию абсолютную и закрепивший бессрочный сыск беглых крестьян. Он был выполнен, в виде позолоченного футляра, который стоял он у входа в самый первый зал. Это давало впечатление о том, что самодержавная монархия есть не что иное, как верный государственный курс, который уже идет несколько сотен лет, в котором он монарх единственный и неповторимый идет строить благо для своих подданных. Предметы: собранные в другой части музея - серебряная посуда, изделия из естественных природных ресурсов - дары послов, определялись историками как «Вещи, присланные в дар «Сильными мира сего». От разных республик, провинций, и баронов и графов. Эта экспозиция была тесна, связана с Коронным залом и направлена на парад высокого марша России на мировой арене. В тоже время здесь шла повесть о политической истории Россию. Этот зал включает в себя формирование особым способом по адресатам (кому вещи были присланы) и корреспондентам (от кого поступили). Эти собрания характеризовали дипломатические и торговые отношения Матушки-Руси с другими европейскими братьями по оружию. Широкий интерес вызывали подарки присланные царю Алексею Михайловичу Королевством Нидерландов, шведской королевой Христиной 1648году, и шведским королем Карлом 11 в 1674 году.

Подводя маленький итог представленная в двух залах экспозиция, названная П.Свиньиным «сокровищницей», воспевала русского монарха как цемент российской государственности, гаранта внутри- и внешнеполитической стабильности, процветаний государства, а монархию как единственно возможную, законодательно и исторически обоснованную форму правления в мире. Сложившиеся традиция в нашей стране, что властитель был и руководителем армии в том числе. Этой особой роли правителя в нашей стране посвящена экспозиция «арсенала»Она находилась в двух соседнихзалах.Этот раздел также открывался небольшим залом в конце анифалады, где центральным экспозиционным комплексом были регалии воинского характера. Согласно традиции в них входили государственный щит - символ необоримости и военной мощи государства, государственный меч, символизирующий долг царя делать добро и наказывать зло, а также быть защитником православной веры; государственное знамя-символ единства многонационального государства. Трофеи отдельных сражений были собраны вместе и декоративно соединены. С помощью таких композиций, впоследствии давших название одному из способов показа оружия, утвердившемуся в практике русских музеев экспозиоционеры, воспевали воинскую доблесть императора, силу, победоносность, мощь русской армии им возглавляемой. Демонстрировались трофеи Полтавской битвы 1708 года. Именно так можно было увидеть предметы армии: носилки короля Карла 12,главнокомондующенго шведскими войсками, а также барабаны, трубы шведской армии. Надо упомянуть про шлем князя Ярослава Всеволодовича найденного археологической экспедицией еще 1808 году. Эта археологическая находка символизировала древность и мощь нашего государства. Благодаря ему ты можешь, представить себя на несколько минут в эту древнюю эпоху смотря на него, а этот вещественный источник!! Это иль ни есть важная особенность и задача музея, хранения древних вещей. Это один из немногих источников, что успела найти экспедиция за свой небольшой период существования.

Отдавая дань различным историческим наукам, и в том числе археографии, искусствоведы обособили небольшую группу предметов, заслуживших замечание по содержанию надписей на них, и по своему виду и т. п. Так, например, среди них заходилась братина с надписью: «Любовь да уподобится сосуду злату», ему же разбиться никогда не бывает «аще и погнется, то разумением исправится»

Экспозиция подобна сыгранному спектаклю, отзвучавшей пьесе, возможна лишь восстановить ее строй, но с течением времени становится все сложнее оценить степень ее эмоциональности и размышления от ее современников, разделенных между нами и ними двумя веками. Сентиментально-Романтическое восприятие старины и русской истории присущее начала 19 века и нашедшее мысль в дворянской историографии Н.М.Карамзина, сказалось на отношении современников к Оружейной палате. В 1 четверти 19 века, они расценивали ее как уникальный исторический музей, место, где можно предаться историческим воспоминаниям, почувствовать себя русским, проникнуться гордостью за свой народ и свое отечество, одновременно пантеон воспринимается как место воспитания юношества в духе патриотизма и любви к Родине. Таким образом, в четверти 19 века в Оружейной палате была создана экспедиция, проникнутая идеей, носившей ярко выраженный характер монархический характер. На великолепном материале коллекций Оружейной палаты исключительной исторической и художественной значимости, опираясь на официальную доктрину государственной власти, что нашло отражение в трудах Н.М.Карамзина, экспозиционеры воспели российского монарха, представив его в различных ипостасях. При этом, разумеется, имелись в виду не только самодержавие как единственное органичная для России форма правления, не только правитель России - царь, император как избранник божий вообще, но правящий монарх Александр! Внутри и внешнеполитические особенности ситуации его правления.

Говоря об Оружейной палате в те годы, следует еще упомянуть тот эпизод, что шло становление двух полярного мира России и Франции. Это Наполеон в 1812 году вторгся в нашу необъятную Родину, и с целью прекратить расхищения имущества уже французами учитывая их грабительские интересы и мародерские направленности коим они стали заниматься уже после того как Михаил Кутузов на военном совете в «Филях» решил оставить Москву. И французы, войдя в сердце России не поняв как - это русские свою столицу сдали и уж тем более сам стали поджигать свои дома. В итоге их грабительского наезда на Москву она сгорела на три четверти и с трудом восстановили ее после пожара, а экспонаты музея успели вывести благодаря стараниям работников культ учреждения в Нижний Новгород на 2 года. Это мероприятия стойло огромных трудов и нервов, с которым столкнулись работники музея, а именно Валуев, Давыдов, Еготов, Поливанов. Это стало: таким же подвигом, как и вывоз такого культурного учреждения как Академия наук в Тюмень в годы великой отечественной войны уже в 20 веке. Отдавая дань традиции свозить все и вся культурно-научного достижения с целью сохранения, накопления (развития в месте эвакуации) бережного хранения на месте и как возможно лучшей передачи потомкам, чьи образцы будут храниться бережно в архивах. А сейчас возвращаемся в Оружейной: К числу тех людей кто был, безусловно предан музею, относится П.С.Валуев. Его деятельность оставила очень глубокий след. Он был очень твердым и гибким что для многих людей является редкостью. Эти черты он проявил должным образом при строительстве нового здания Оружейной палаты в начале 19 века. Ведь именно он сумел выделить необходимый бюджет, для строительства из средств экспедиции, что позволило приступить к работе в 1806 году. Он инициатором создания первого альманаха с рисунками про экспонаты музея, благодаря его работе выпустили сводную опись в 1810году.П.С. Валуев вместе с непременным членом команды музейного комплекса, действительным статским советником Поливановым организовал перемежение кремлевских сокровищ в 1812 году, что сыграла не маловажную роль в сохранении российской сокровищницы. К упаковке предметов был привлечен экзекутор Давыдов, работавший там с 1803 года. По его воспоминаниям рисуется яркая картина тяжелого в полном смысле этого слова героического труда коллектива, Оружейной палаты который спешно подготовил коллекций музея к эвакуации 8(20) августа1812 года Московский генерал-губернатор А.А.Беклешов посетил Оружейную палату вместе с Валуевым и отдал распоряжение о подготовке ценностей к вывозу. Коллекции музея упаковывались в обстановке строжайшей секретности, поскольку Москва была заполнена Французской армией Бонапарта Оружейную палату закрыли под предлогом ремонта, а ее стены окружили строительным и лесами, чтобы можно было под видом ветоши для укрывания экспонатов от пыли не вызывая подвоха доставить полотно предназначенное для упаковки. И.Н.Давыдов вместе с тремя лакеями жили в музее, словно монахи честно и исправно молящиеся богу. Их истинное месторасположение скрывали даже от семьи. Семья имела информацию, что они в Сантк-Питербурге в чрезвычайной работе. С утра и до поздней ночи они занимались сбором экспонатов в различные по габаритам упаковки, и еще плотно обматывали полотном и распределяли по маленьким ящикам в том числе. Ящики группировали в номера, плюс к каждому была сделана опись. Уже в конце работы по воспоминаниям И.Н, Давыдова, когда не хватало «ни полотен для обертки, ни ящиков, тогда уже серебряные и золотые вещи упаковывались в царские кафтаны, различные покровы и наконец, знамена. Только к 30 августа коллекции удалось, наконец, упаковать. Сокровища было решено отвозить по реке. На загрузку к кремлевской набережной, а именно напротив Тайницкой башни пригнали корабли. Этим вечером ящики были погружены на баржи, которые перенесли через Тайницкую башню. Вывоз экспонатов проходил как заметил позже И.Н,Давыдов прошла довольно легко заняв времени примерно четыре часа. Ящики замаскировали тюфяками. Неподалеку от Москворецкого моста на судоходные средства посадили стариков женщин и детей в общей сложности несколько сотен человек. Груз с сокровищами отправили в Коломну. И уже следующим утро близ Симонова монастыря «видели по берегам скачущих французов» - вспоминал И.Н.Давыдов. Вместе с Давыдовым в этот экстремальный маршрут были отправлены три лакея, помогавшие в упаковке коллекции. Все члены команды для режима секретности были переодеты в костюмы простых русских крестьян. Эта отважная экспедиция сопровождала экспонаты в течение нескольких лет вплоть до возвращения в первопрестольную столицу в 1814году. Один из работников оружейной палаты и бывших двух музеев, действительный статский советник камергер Алексей Пушкин ушел в армию воевать с французами в округ Петра Алексеевича Толстого. Этот поступок был высоко оценен дворянским ведомством в лице П.С. Валуева, который писал: «увольняя его, предложил я палате, дабы он, находясь в сем ополчении, сохранил при себе звание Члена Мастерской и Оружейной палаты и производимое ему жалование. Вернувшись из ополчения А.Пушкин, прослужил в музее до 1820г. Тогда же уже после увольнения он был утвержден в звании почетного члена-академика наук.

Подводя маленький итог работы музея, следует отметить в то время когда шла, война и москвичи поджигали свои собственные дома тем самым ничего не оставлять противнику. Ведь он (музей) только что начал жить и развиваться и вдруг «война» москвичи - работники музея, сумев быстро сконцентрироваться, перевезли сокровища в другой конец страны. Тяжелая собирательная работа с длительным пересмотром документов и созданием описей для долговременного хранения с учетом того что непонятно если бы Бонапарт дошел бы до Нижнего Новгорода и взял бы экспонаты себе. Учитывая, что сотрудникам музея их приходилось перевозить именно в тех местах, где французские солдаты кружили вместе с огромным количеством разного интернационального войска, с целью захвата нашего государства. Умело организованная работа или же гениально проведенная операция, которую можно было бы назвать как «сокровище в народонаселении»Показала, как надо вести себя, в сохранности вещей сумев то передать и сохранить для будущих поколений. Которые мы многонациональный народ Российской федерации уже в 21 веке можем наблюдать дары императорам в музее и изучать и оценивать и писать о различных культурах книги с целью выдвижения своих мыслей по Культуре Древней Руси или же европейской культуре. О чем будут думать, и размышлять искусствоведы и экскурсоводы в современном обществе. После возврата музея в новую победившую страну надо было продолжать развивать и укреплять музей, продолжать пополнять и находить новые памятники архитектуры и искусства, а также размещать другие трофеи в других (запасных) помещениях, поскольку в самой Оружейной палате уже не хватало места. Или же приумножать запасники, поскольку не хватало места для собраний. Надо учесть еще такой момент, что в те времена, когда не было ни газа, ни света все тепло во всех домах шло от печей с дровами. В Оружейной палате не было отопления вообще. Музей работал только летом. Принимая посетителей, только в теплую погоду на дворе. Это его делало нечто вроде парком летнего отдыха.

Возвращаясь к деятельности музея в послевоенный период. П.С.Валуев проявил предусмотрительность в вопросах организации научной деятельности музея. Для ее осуществления он привлекал в качестве Почетных видных историков своего времени. Это обстоятельство оказало благотворное влияние на формирование собственных научных кадров Оружейной палаты. С течением времени по мере контактов музея с приглашенными специалистами, привлечения работников музея для участия в различных проектах и тем самым возвысив возможности научного потенциала коллектива музея. Доказательством служит свидетельство о том чисто В.Ю.Соймонову при работе над описью 1804-1808гг. помогали сотрудники Оружейной палаты. В 1826 году Павел Свиньин упоминает в своем труде, что для его составления он пользовался сведениями, предоставленных ему сотрудником музея Иваном Галаниным, что говорит и свидетельствует на взгляд автора о зарождении в 20гг. 19 века отдельной научной организации в стенах музея и начале формирования научных кадров. Ведь уже во 2 половине 19 века на стенах русских музеев Санкт-Петербурга будут изображены барельефы с изображением экспонатов из Оружейной палаты. Отдельные ее выставки вырастут в самостоятельные музеи, такие как Исторический музей. Начнется, ее участие в международных выставках ярким тому примером служит Парижская выставка 1867 года или же активное сотрудничество со Строгановским художественным училищем, когда студенты стали там проходить практику, словом: расширение и еще раз расширение работ. Надо еще отметить: что такой известный российский историк, как Сергей Михайлович Соловьев, был директором Оружейной палаты, и написавший большой труд про Петра 1. А ведь именно он в свое время,  дал ход развитию и становлению Европейских музеев в нашей стране, Эта та самая нить истории,  где идет повторение на новом, сплетенном из иголок и булавок уровне,  на карте-одежде страны.

В 1814 году после смерти П.С.Валуева на должность Главноначальствующего, Экспедицией кремлевского строения, а также мастерской и Оружейной палатой был назначен Николай Борисович Юсупов(1750-1831гг.). До этого как Н.Б.Юсупов возглавил придворное ведомство, он проявил себя на дипломатической службе в Италии, Франции, Испании, где в качестве эмиссара правительства Екатерины 2 закупал картины для эрмитажного собрания. С 1788г. сенатор, с 1823г. член государственного совета. В 1791-1796гг. директор императорских театров, с 1792г. Управляющий императорским фарфоровым заводом, шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом. В 1797-1799ггг.Н.Б.Юсупов руководил деятельностью императорского Эрмитажа. Современники отмечали, что Николай Борисович « отличался просвещенным умом своим, утонченным вкусом ко всему изящному…был «весьма сведущ» в отечественных древностях» в 1802-1811гг. много путешествовал по Европе, подолгу жил в Италии и Франции. Вернувшись в Россию, поселился в Москве. Юсупов обладал одной из лучших картинных галерей не только России, но и в Европе. Широко известна усадьба Архангельское - подмосковное имение, приобретенное Н.Б.Юсуповым для размещения части собрания. На посту руководителя кремлевского комплекса, Мастерской и Оружейной палат, Юсупов, руководил восстановительными работами после пожара и войны 1812 года. Знакомство с экспозициями Западно–Европейских музеев-сокровищниц, опыт, который он приобрел, служа в Эрмитаже, помог ему с блеском поруководить восстановлением экспозиции Оружейной палаты в 1814 году, после возвращения вещей из эвакуации в Москву, организовать работу музея в здании И.В.Еготоова. в том числе по приему посетителей. Семнадцатилетний период с 1814 по 1831гг. когда Оружейная палата находилась, под руководством Юсупова следует признать важным в ее деятельности. Помимо организации и осмотров Оружейной палаты (что имелось место в 18 веке), в 1826 году издается первое популярное издание для самой широкой музейной аудитории - путеводитель по музею (Автор П.Свиньин).  Как показывает практика, новые законодательные акты о деятельности той или иной организации, как правило, разрабатываются на базе уже существующих положений. Это обстоятельство дает основание утверждать, что под руководством его деятельности музей приобрел формы близкие или абсолютно идентичные тем, которые были закреплены «Правилах» 1806 г. т.о. именно усилием Юсупова Оружейная палата окончательно превратилась в публичный музей.

Важно отметить еще одну задачу, почему Александр Павлович создал новый музей или как еще ее будут именовать - Рюст-камера. Ведь это культурное мероприятие подразумевало привлечение к культурному туризму дворян - главное сословие Российской империи. Чтобы у них появилось место для веселого времяпрепровождения. А кроме алкоголизма и игры в карты надо людей приобщать к поискам духовного смысла, но выше перечисленные органы давали лишь только знакомство с грехами рода человеческого, создавало почву для дальнейшего разврата в социальном отношении человека. Одна из главнейших задач Лидера была в том, чтобы создать в глазах помещиков важного и преданного руководителя кому бы они могли с легкостью доверять. Ведь тогда от этого очень многое зависело от них фактически. Этот вопрос до сих пор остается дискуссионным, у кого власть в стране была в большем количестве у одного самодержца или у нескольких миллионов дворян?. Это как сегодня у власти находится президент нов тоже время присутствуют уже почти 30 лет олигархи, т.е. кто от кого зависим еще большой вопрос?? Государь-император хотел их таким образом привлечь на свою сторону, чтобы стояли за него, поскольку он помнил как 11марта 1801года-как страшный сон. Дворяне осуществили дворцовый переворот, убили его отца и назначили его императором, и он боялся, что если им покажется что он против них. Тогда его могут свергнуть, и назначить его брата Константина императором. А это могло совершено сильно, изменить, отношение дворянства к нему как к самодержцу. Унижение перед дворянством стало важной чертой правления Александра Павловича, поэтому он и не стал отменять «Крепостное право»- только осуществил слабую попытку в виде указа «О вольных хлебопашцах» когда только 1.5% крепостных получило свободу, когда по всей стране а особенно в центральной России – было много зависимых людей и уж тем более не стал применять введение конституции поскольку этот юридический паспорт смог убрать зависимость крестьян и создать центрально-правовое государство, но нет дворянство, осталось в высших эшелонах власти, а бывшее хранилище русских умельцев получило новое рождение. Описываемое событие: схоже с тем как сегодня соотношение Президента и депутатов Госдумы учитывая, какие у них высокие зарплаты.

Оружейная или же Рюст-камера - как ее называли современники. Стала важным памятником русской культуры 1 пол 19века. Помимо того что она приобрела новое здание выстроенное в стиле классицизма, где разместилась почти вся русская культура сделанная в России с момента ее основания и до новой Александровской эпохе. Кроме всего этот пантеон культуры органично вписался в ансамбль Московского Кремля так и с другими зданиями Москвы изменил ее облик, (несмотря на то, что простоял всего несколько десятков лет). После войны 1812 года первопрестольная столица сгорела на 75%, сюда приложили руку, как и французы, так и наши жители. И стала создаваться новая Москва, созданная в основном из ампира под чутким руководством Осипа Бове. Он придал Москве новый колор, где чудным образом смещались цвета: палевый светло-желтый, светло-серый, желто-серый. Ярким тому примером служит здание манежа рядом с Кремлем, также, если пойти центральным улицам можно увидеть эти дома и их необычную красоту.

Это здание музея дополнило красоту Кремля, преобразив русскую архитектуру, стало, продолжением классицизма на тот момент тогда когда уже начинал появляться ампир. Доказав что архитектурные стили живут и при приемниках. Ведь прогремел в 18 веке при Елизавете Петровне став эпохой своего времени, которую и сейчас посещают туристы – Эрмитаж. На картинах художников 19 века мы видим эту старую императорскую Москву и осознаем блеск ее красоты, где ставится цель и задача: создать новое и величественное и тем самым увековечить красой императорскую власть. Вообще в искусстве можно проследить следующую тенденцию: различные катаклизмы, нашествия или гражданские войны создают в культуре новую краску и новые пантеоны - культуры. Такое мировосприятие мы видим, к примеру, после татаро-монгольского нашествия. Поскольку общая беда сближает людей и после разорение страны, и придумывают и творят что-то новое, а также поднимают боевой дух во время войны с целью развития патриотизма. Все это не могло ни оказать влияние на создание Оружейной палаты в том городе, где переплелись синие и желтые цвета. Где главным ядром служил красный цвет-цитадель власти Кремль (символ начала страны и власти, поскольку там шла коронация) и достаточно много стояло церквей белого цвета и крестьянских домов коричневого, которых сейчас практически нет. Но в те времена эта была грандиозная задумка с музеем. Это был патриархат дворянской культуры, где летом часто собирались люди, изучая жизнь прошлого с целью приобщиться к новому виду развлечений. Ведь музей был, в то время как бы в диковинку. Император Петр Алексеевич относительно недавно познакомил русский мир с западом и пошел вперед новый уклад русской жизни, изменивший Россию до неузнаваемости, чтобы русский человек понял, что искусство тоже не может быть вечным. Надо создавать музей. И оно тоже меняется, также происходит со странами: одни приходят, другие уходят, третье под гнетом зла, делают революции и пытаются создать независимость или диктатуру. Александровская эпоха как таковая это время новых надежд и новой мечты. Тогда же пошла на убыль крепостное право и появилась мечта создание конституции, но этого не случилось и все что связано с Россией в Александровскую эпоху ушло глубоко в прошлое. За исключением нашего музея, который существует уже 200 лет и продолжает радовать посетителей.

  Надо еще сказать, что в новый императорский период для него будет построено новое здание и буду приобретены новые экспонаты, но это мы попытаемся рассмотреть в других научных работах.

    

   

 

Рассказ о музейных экспонатах в Оружейной палате.

Оружейная палата-Один из старейших музеев России всемирно известный музей-сокровищница насчитывает двухсотлетнюю историю и содержит уникальное собрание декоративно - прикладного искусства тесно связанное с историей Московского кремля. Музей хранит древние государственные регалии парадную царскую одежду и коронационные платье облачения иерархов русской православной церкви крупнейшие собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров западноевропейское художественное серебро памятники оружейного мастерства собрание экипажей предметы парадного конского убранства. Там представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства стран Европы и Востока4в. - начала 20века. Их высочайшей художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате мировую известность. Это калейдоскопический мир искусства, где есть творческий мотив одного художника, который один из многих при этом он  один на миллион единственный и неповторимый, как каждый рожденный на планете земля отдельный человек.В этой же главе пойдет речь об экспонатах музея, которые появились руками мастеров в Александровскую эпоху, стали важной составной экспозицией или же имеют с точки зрения науки наиглавнейшую значимость и начну свой разговор с визитной карточки экспоната всех экспонатов.

Шапка Мономаха.

Мнения ученых о происхождении венца различны. Одни считают, что она выполнена в Византии, другие ее относят к арабскому или араба - египетскому искусству, третьи же утверждают что это произведение среднеазиатской (бухарской) работы. Происхождение венца, как и загадка его появления в царской казне остается не решенным и ждет тщательных исследований. Она,  является уникальным произведением,  ювелирного искусства - конца 3-начала 14 вв.Тулья - древнейшая часть венца,  составлена из восьми золотых пластин покрытых тончайшим, виртуозно исполненным узором - в которым сплелись в единое целое спиралевидные завитки,  шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть, изящного узора исполнена золотыми ленточками, с зернью часть его сверху имеет косую насечку, создающую иллюзию тонкой крученой проволочки. Край пластин украшает сложная орнаментальная полоса, Первоначально имелись жемчужные и золотые подвесочки, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотыми полусферическим гравированным навершием с крестом, Позднейшими добавлениями являются и драгоценные камни-рубины изумруды сапфиры, турмалины и крупный жемчуг. Шапкой Мономаха венчались на царство все московские великие князья и цари. Даже когда Петр провозгласил Россию, империей эта традиция сохранилась вплоть до 1917 года до падения монархии. Процедура проходила в Успенском соборе Московского кремля.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 975; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!