Современная философия истории.



Принцип историчности человеческого бытия. Вопрос о смысле истории. Формирование понятия истории. Парадоксы истории и исторического познания. История как реальность и как рассказ. Парадокс зависимости смысла прошлого от настоящего момента. История и идеология. (Почему сегодня история вынесена в центр общественного внимания?) Основные концепции исторического развития. Вопрос о «конце истории». История и эволюция. Критерии исторического прогресса и проблема типологии истории. Современное общество в историческом контексте. Именования современного общества. (Что значит «постиндустриальное», «информационное», «сетевое», «общество риска» и др.) Спор о постсовременности и о будущем человечества. Понятие глобальных проблем современности, критерий их выделения. Спор о глобализме: действительно ли глобальные проблемы являются чем-то новым.

Философская компаративистика и кросс-культурный подход

Кросс-культурный подход как междисциплинарная методология, его значение в гуманитарных и социальных науках. Значение функционализма для культурных исследований. Метакультурный подход к межкультурной коммуникации. Основания выделения функций культуры как целостного образования. Иерархия функций. Основные особенности использования корреляционных таблиц в кросс-культурных исследованиях. Их эвристические возможности. Применение метода корреляционных таблиц в этнологии, антропологии, социологии. Проблема культурных диффузий при сравнительном изучении культур (Проблема Гэлтона).

Методологические основания социальной (культурной) антропологии.

Дисциплинарная область современных антропологических исследований. Социокультурная антропология как сравнительное изучения человека в конкретных культурно-исторических формах его бытия. С чем связан антропологический поворот классических социальных и гуманитарных дисциплин? (этнографии, истории – историческая антропология, педагогика – педагогическая антропология, право – юридическая антропология, экономика – экономическая антропология и пр.…). Методы гуманитарных и естественных наук в антропологических исследованиях. Основные направления мировой культурной антропологии: эволюционизм, диффузионизм, психологизм, функционализм, структурализм. Подходы в интерпретации многообразия культур: исторический (временной); формально-функциональный; типологический. Подходы в объяснении динамики культуры: Эволюционизм (Л.Уайт, Дж. Стюард), Цивилизационный подход (А.Крёбер), Поведенческий подход (Дж.Фейблман),Концепция культурных универсалий (Б Малиновский), Концепция психологического типа – Р. Бенедикт.

Социология: единство количественной и качественной методологий

Социологический подход в изучении культур. Социология культуры, количественная и качественная методология, бихевиоризм, операционализм, квантификация, типология культур. Методы естествознания и математики в гуманитаристике. Методы сбора фактов и их анализа в исследовании социальных явлений культуры. Р. Мертон. Социологические методологии: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Э. Гидденс. Изучение общественного сознания: метод - «Окна Овертона».

Культурология и проблема целостного знания культуры

Идея культуры и общий принцип изучения культуры в культурологии. (Л. Уайт). Отличие культурологии от философии культуры. Основные методы: исторический, типологический, структурный и компаративистский. Основные понятия: культура и цивилизация, культурная идентичность, семиосфера, культурные ценности. Закономерности культурогенеза: культура и натура, мировая культура и национальная культура. Теории локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).Символический анализ культуры (Ж. Бодрийяр). Исследование мифа как формы культуры. (К. Пропп, К. Леви-Стросс). Современные культурологические течения и их исследовательские подходы: франкфуртская школа и постмодернизм.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!