Современное состояние проблемы самообоснования философии.



Проблематизация: Почему вопрос о природе философии и философского знания является её вечным вопросом? На чем основаны и оправданы ли универсалистские притязания философии? Имеет ли философия собственный метод познания (отличный от позитивных наук)? Почему феноменология составляет необходимый момент всякой философии? Смысл тезиса о тождестве онтологии и феноменологии. Значимые ответы на вопрос: «Что такое философия?» - у философов современности (Хайдеггер, Бадью, Витгенштейн, Ортега-и-Гассет, Мерло-Понти, Делез и Гваттари и др.) Формула всякого философского вопроса М. Хайдеггера. «Конечное» понимание философии как собственного дела мысли (разума). (Может ли философ сказать: мне до этого нет дела?) Философия как аналитика опыта в свете структуры современного философского знания. Опыт как центральная категория современной философии. История понятия. Феноменологическое, аналитическое и герменевтическое понятие опыта. Отношение философии к науке, религии и искусству. В силу каких причин возник вопрос о конце философии или её радикальной трансформации в конце ХХ века? Философия в постметафизической перспективе. Осмысление роли философии в современном обществе.

Проблема человека в современной философии

Место учения о человеке в системе философского знания. Изменение постановки вопроса о человеке в современной философии. (От вопроса:«Что есть человек?» к «Что значит быть человеком?»). Ключевое значение идеи бытия-в-мире для философской антропологии. Четыре измерения человеческого бытия и четыре принципиальных подхода к пониманию человека. Уровни человеческого бытия. Значение категории субъекта (и субъект-объектной парадигмы) в классической (новоевропейской) философии и причины ее кризиса. Тезис о тождестве онтологии и антропологии. Принципы дазайнанализа и экзистенциальной аналитики человеческого бытия. Идея «конца человека» в философии постмодернизма. Кризис европейского гуманизма и вариации на тему перспектив постгуманизма. О деэссенциализации и десубстанциализации субъекта. Перспективы персонализма.

 

3. История философии как методологическая проблема.

Проблематизация: Почему собственная история конституирует сам процесс философствования и почему знание истории философии составляет основу компетенции профессионального философа? Почему философские учения прошлого не утрачивают свою актуальность сегодня? (но так ли это! ср. с ситуацией в позитивных науках). Как возможно множество философий? Не является ли факт такой множественности достаточным аргументом, что «философия не создает истин» (А.Бадью)? Риски историцизма в философии (К критике увлеченности философии её собственной историей). Основания типологии истории философии. Имеет ли философия собственную логику развития или она подчиняется внешним детерминантам? (К тезису Гегеля, что философия есть современная ей эпоха, постигнутая в понятии). Роль гегелевской истории философии в последующих попытках реконструкции истории (история как становление). Принцип деструкции истории философии (Хайдеггер). Методология деконструктивизма в интерпретации философского наследия. История философии как история идей (А.Лавджой). Что дает основание рассматривать философию как жанр литературы (Р.Рорти)? История философии как творчество концептов (Ж.Делез). Связь истории философии и истории науки (А.Койре).

 

Содержание учебной дисциплины «Philosophyofscience (Философия науки)»

Дисциплина «Philosophyofscience (Философия науки)» входит в базовую часть учебного плана магистров по направлению 47.04.01 Философия, магистерская программа «Философия, политика и экономика».

В рамках курса исследуются философские основания современного естественнонаучного и технического знания. Наука рассматривается в философском контексте. Исследуются взаимодействие науки и техники в широком социокультурном контексте и в их историческом развитии. Курс учит студентов ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке и технике на современном этапе их развития; дает представление о тенденциях исторического развития науки и техники; знакомит с основными методологическими проблемами современной науки и техники; учит понимать динамику научно-технического развития в широком социо-культурном контексте.

Дисциплина логически и содержательно связана с дисциплинами: «Современные проблемы философии», «Методология комплексных социальных исследований».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!