Вопросы по дисциплине «Philosophyofscience (Философия науки)»



Онтологические модели и научные картины мира

Смысл идеи бытия. Почему вопрос о мире в целом или о единстве мира необходимо встает перед мыслящим? Как этот вопрос связан с природой самого мышления? (Мышление как синтез актов во времени, эффектом которого является преодоление времени). Смысл как онтологическая идея. Почему вопрос о месте человека в мире конституирует онтологическую модель? (Тезис о тождестве онтологии и антропологии). Смысл великого принципа тождества бытия и мышления (от Парменида до Хайдеггера). Проблема статуса Всеобщего. Утратил ли актуальность спор реализма и номинализма? Отношение единого и многого как основная онтологическая проблема: принципиальные варианты решений. Установление онтологические проблематики через вопрос об условиях возможности сущего. (Что значит поставить онтологический вопрос фундаментально?). Что значит быть? Бытие как регулятивный принцип сущего. «Быть – значит относиться» (С.Н.Трубецкой). Бытие как Сеть отношений. Бытие и время (Хайдеггер). Бытие и событие (Бадью). Бытие и ничто (Сартр). Время и вечность. Время и пространство. Обзор онтологических теорий в основных направлениях западной философии. Онтология как попытка преодоления метафизики. Онтологические модели и научные картины мира. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования.

Современная эпистемологическая ситуация в философии и науке

Новая эпистемологическая ситуация: от науки фактов к науке эффектов. Методологические основания философского и научного конструктивизма. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования, её отличие от предшествующих форм понимания действительности. Философские и религиозные основания современной научной картины мира, её связь с современным мировоззренческим кризисом. Попытка обоснования современного естествознания и соответствующей ему онтологии через их редукцию к эволюционно-биологическим категориям и аналитическая онтология, ориентированная на современное естествознание. Теоретико-познавательные и общемировоззренческие проблемы, связанные со сциентистскими онтологиями и попытки решения этих проблем.

Философское учение о методе и методологическая миссия современной философии

Идея метода в истории философии. Методическая природа мышления. Постановка вопроса об истине и методе в современной философии (Проблематизация). Метод как «душа науки». Общие модусы мышления и универсальные философские методы: диалектический, критический, феноменологический и герменевтический. Методологизация научного познания. Современное состояние общенаучной методологии: системного подхода, исторического подхода, аналитической методологии, проектного подхода и др. Моделирование как общенаучная методология. Предметные методы познания в конкретных науках.

Феноменологический подход в социогуманитарном познании

Феноменология как философское течение и методологический принцип. Почему феноменология составляет необходимый момент всякой философии? Значение феноменологии Э.Гуссерля для всей современной философии. Последователи Гуссерля. Сближения подходов феноменологии и аналитической философии на «путеводной нити языка». Влияние феноменологии Гуссерля на культурологию, психологию и социологию. Феноменология и экзистенциальная аналитика человеческого бытия. Феноменологическая социология А.Шюца. Этнометодология. Феноменология и рефлексивный подход.

 

Содержание учебной дисциплины «Аналитика человеческого бытия»

Основные экзистенциалы и категории аналитики человеческого бытия

Парадокс сущности и существования человека. (В чем сложность постановки вопроса о сущности человека?). Понятие экзистенции. Экзистенциальное априори и экзистенциалы. Различение категорий и экзистенциалов. Принципы экзистенциального анализа (М.Босс, Л.Бинсвангер и др.) Проблема сознания в современной философии. Идея свободы и основные философские версии её понимания. Идея творческой сущности человека. Понятие личности и индивидуальности. Личность и экзистенция.

Что зовется мышлением?

Классическое (идущее от Платона) понимание мышления. Что дает основание Гегелю определять философию как «мышление в собственной стихии»? Смысл различения разума и рассудка (мысли и мышления) в классической и современной философии. Понимание и мышление. (Версия:Мышление как дериват понимания). Смысл идеи коммуникативной рациональности. Каковы онтологические условия возможности мышления (в свете принципа онто-феноменологической дифференциации). Феноменальный, символический и нормативные планы мышления. Многомерность способности мышления.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!