Тема 4. Закономерности и средства композиции в художественном проектировании.



В композиции, как науке о формообразовании, различают следующие две основные категории.

1. Объемно-пространственная структура, определяющая взаимосвязь отдельныхобъемов с общим пространством,занимаемым изделием.

2. Тектоника - зримое отражение в форме изделия его конструкции и использованных материалов. Тектонической называют такую форму, которая наилучшим образом соответствует функциональным особеннос­тям изделия и материалу, из которого он сделан.

Под формой в художественном конструировании понимается внешний облик изделия. Для характеристики формы имеется ряд показателей, называемых свойствами формы. Главными из них являются геометрический вид, положение в пространстве, масса, уравновешенность формы и др. Для достижения художественной выразительности формы художник пользуется рядом приемов, которые называются средствами композиции. К ним относятся пропорционирование, использование метрических и ритмических повторов, контраст, нюанс, масштабность, цвет и светотень.

Форма промышленного образца часто может быть оценена вполне объективно благодаря наличию связей между формой, функцией и материалом. Французский архитектор Виоле ле Дюк отметил: «Форма, которую нельзя объяснить, никогда не будет красивой». Естественно, что доказательность красоты формы не столь высока, как, например, доказательность геометрических теорем. Оценка эстетического невозможна без определенной доли субъективизма, но всякое промышленное изделие должно конструироваться исходя из строгих математических зависимостей. Эстетические достоинства технически совершенной или «чистой» конструкции, то есть такой конструкции, где отсутствует специальная художественная проработка, как правило, очень велики. Дополнительное украшательство способно только испортить отлично работающую объемно-пространственную структуру, где нет ничего лишнего. Зодчий эпохи Возрождения Л.Б. Альберти писал: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, такая, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не сделав хуже... Украшения скорее имеют природу присоединяемого, чем прирожденного».

Применительно к технике можно сказать, что конструктивно недоработанное изделие заведомо будет некрасивым, какие бы усилия не прилагал дизайнер. Форма должна соответствовать функции – вот основной закон композиции, соответствующий диалектическому требованию соответствия формы и содержания. Эстетичность формы зависит не от ее украшательства, не от стилизации (англ. stiling), а от совершенства технической основы, тщательности инженерной проработки. Задача художника-конструктора найти наилучшее воплощение технической идеи вформе, раскрыть функциональное назна­чение изделия с учетом особенностей конструкции, материала и технологии, добиться тектоничности формы.

Связь между функцией и формой далеко не однозначна. Одна и та же конструкция может быть по-разному выражена в форме, так как художественная проработка немыслима без активного воздействия личности художника. В области технической эстетики талант созидателя такая же необходимость, как талант изобретателя в деле создания принципиально новой машины. В том и в другом случае наибольшего успеха добивается тот, кто надеется не столько на свою интуицию, сколько на знания и опыт, использует математический подход к решению задач как технического, так и технико-художественного плана.

Приложить «алгебру кгармонии» значит выбрать наиболее правильный путь организации формы. Форма должна быть организована по определенному принципу – таков второй закон композиции. Случайность в композиционном решении промышленного изделия совершенно не допустима. Психологические особенности восприятия формы таковы, что наиболее красивыми нам представляются объекты, изменяющиеся по определенному закону, находящиеся в конкретных зависимостях друг от друга. Человеческий глаз способен уловить малейшее отклонение от принятого правила. Очень часто мы не способны опознать тот принцип, на котором организована форма, но чувствуем его и оцениваем форму как эстетически совершенную, если в ней нет отклонений от принятого закона. Опытный дизайнер, поэтому стремится организовать форму так, чтобы идея была не слишком явной, не проявлялась с первого взгляда.

Таковы основные понятия изаконы композиции. Выполнение их еще не гарантирует полного успеха, но позволяет избежать грубых ошибок вхудожественном конструировании. Создание высокохудожественного промышленного изделия в конечном итоге зависит от того, насколько личные качества создателей согласуются с объективными требованиями прекрасного всегодняшнем понимании этого слова.

Основные свойства формы. Знание основных свойств пространственных форм необходимо для анализа композиции промышленныхизделий и их совершенствования. Они определяются по трем координатным осям форма может иметь три типовых состояния: объемная, плоскостная, линейная формы. В первом случае размеры объекта по всем трем осям примерно равны, имеют один порядок. Во втором случае один размер объекта значительно. Геометрический вид формы. В зависимости от соотношения размеров уступает двум другим, в третьем случае один размер значительно преобладает над двумя другими. Соответствующие предельные состояния – куб, квадрат, линия. Различают также прямолинейный и криволинейный характер геометрической формы.

Геометрический вид формы. Положение формы в пространстве определяется по отношению к зрителю и по отношению к трем координатным плоскостям. В зависимости от того, в какой плоскости находится доминирующая поверхность объекта, говорят о фронтальном, профильном или горизонтальном типовых положениях 

Положение объектов относительно друг друга характеризуется заглубленностью или выступом одной из форм, расположением на одном или нескольких уровнях.

Масса формы в композиции рассматривается только с точки зрения зрительного восприятия. Это свойство может изменяться в следующих направлениях:

- большей по величине форме соответствует большая масса 

- объемный предмет имеет большую массу, чем пространственный  

- масса зависит от степени плотности заполнения ею формы

- масса зависит от величины сопоставляемого с ней пространства .

Зависимость зрительного восприятия массы от различных факторов

Фактура поверхности. Под фактурой понимается строение поверхности предмета (шероховатая, гладкая, зеркальная). Характер фактуры зависит от количества и величины элементов фактуры по отношению к величине поверхности, от величины рельефа элементов фактуры и удаленности поверхности от зрителя.

Единство и соподчиненность формы. Единство характера формы является одним из главных свойств всякой композиции. Оно достигается в результате особого соподчинения всех частей целого, основанного на той или иной закономерности. Характер соподчинения определяется в основном назначением изделия и его конструкцией. Художник-конструктор обязан выявить в изделии главное и подчиненное путем четкого разграничения их по функциональной значимости. Внешними признаками главного по отношению к подчиненному являются большая величина, простота формы, центральное положение, контрастность, позволяющие с первого взгляда выделить главный элемент изделия. Единство формы – важнейший показатель ее эстетичности, свидетельство тщательности художественной проработки. Оно выражается в едином характере поверхностей и формообразующих линий, закономерном расположении выступающих частей и деталей, продуманном цветовом решении объекта.

Уравновешенность и законченность формы. Композиционное равновесие – такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы, правильно распределены относительно центра. В результате этого форма становится зрительно устойчивой, даже если она несимметрична и динамична по своему характеру. В открытых технических структурах уравновешенность равноценна устойчивости, но во многих случаях достижение композиционного равновесия требует развитой интуиции проектировщика. 

Законченность формы проявляется, например, в отсутствии обрывающихся линий, естественной связи плоскостей, взаимном дополнении различных элементов композиции.   

Симметричность и асимметричность формы. Абсолютной симметрии в природе почти не существует. Технические средства тоже, как правило, имеют отклонения от симметрии, вызванные особенностями конструкции. Асимметрия в симметрии – это своего рода высшая математика в художественном конструировании, так как отступление от симметрии недолжно дезорганизовывать форму, а обязано придавать ей своеобразие и оригинальность. Сложность заключается в том, чтобы увидеть предел допустимых отклонений от симметричной основы. Асимметричная форма для одних изделий столь же объективна, насколько объективна симметричная форма для других. Но в асимметрии принцип организации формы проявляется не столь наглядно. Гармония асимметричной формы строится на сложнейшем переплетении многих закономерностей композиции, поскольку элементы формы не связаны между собой осью симметрии. Соподчиненность элементов основывается на более тонких связях, ответственных за композиционное равновесие как условие целостности формы.

Динамичность и статичность формы. Динамичной называют активно односторонне направленную форму, как бы вторгающуюся в пространство. Это качество может быть присуще как неподвижным, так и быстро движущимся предметам. Динамичность формы станка – следствиеопределенной конструктивной компоновки, взаимодействияобъемов и отношений размерных величин. Динамичность здесь не вызванаусловиями эксплуатации и не является определяющим фактором. Динамичная же форма гоночного автомобиля выражает сущность самого предмета и поэтому определяется условиямиаэродинамики. Следовательно,понятие "динамичная форма" объединяет качественно различныеявления.

Динамичность распространилась на множество изделий, в том числена изделия, не связанные с передвижением. Динамичностьможет противоречить функции объекта. Пылесосы, например,имеют форму ракет или судов на подводных крыльях. Неудобно пользоваться часами с циферблатами динамичнойформы. В основеэтой тенденции лежит стремление сделать форму броской, активной. Кроме того, сдинамичной формой подсознательно ассоциируется технический прогресс. Для художника это наиболее доступный путь достижения образности, но он обязан помнить, что динамичность уместна лишь там, где это оправдано утилитарно-функциональной необходимостью. Конструкционное решение должно быть таким, чтобы не могло возникнуть противоречие между истинной скоростью и ее отражением в форме.

Статичность – подчеркнутое выражение покоя, устойчивости формы в самой ее геометрической основе. Статичны предметы, у которых ось симметрии является главной организующей осью. Такая форма не столь эффектна, поэтому в одном изделии часто сочетаются статичность и динамичность, но при этом какое-либо одно свойство является определяющим.

Основные средства композиции. Для придания объекту художественных качеств существует целый ряд приемов, называемых средствами композиции, К ним относятся: пропорционирование, метрический и ритмический повторы, масштабность, нюанс и контраст, цвет и светотень.

Пропорции вархитектуре и промышленном искусстве могут выступать как отношения линейных размеров, площадей или объемов отдельных элементов друг к другу и к объекту в целом. Известные пропорциональные отношения делятся на две группы: простые и иррациональные. Простыми называются отношения, где числитель изнаменатель - целые числа в пределах от 1 до 6 (условно). Простые отношения содержат всебе модуль, укладывающийся целое число раз в каждой пространственной величине. В классической архитектуре, например, модулем являлся какой-нибудь линейный размер сооружения, обычно диаметр нижнего основания колонны.

В основе иррациональных отношений лежат геометрические построения, выполненные исходя из несоизмеримых (иррациональных) отношений величин. Пропорционировать значит задавать соотношения между размерами элементов изделия на основе какой-либо закономерности. 

Ритм и метр в композиции. Ритмом в композиции называется закономерное изменение какого-либо свойства формы в ряду сопоставляемых форм. Простейшее выражение ритма – повторение элементов через правильно увеличивающиеся или уменьшающиеся интервалы. Ритмический порядок характеризуется динамикой – нарастанием или убыванием какого-либо свойства. Частным случаем ритмического порядка является метрический порядок, характеризуемый статичностью, неизменностью повторяемых форм. Метрические ряды могут быть простыми и сложными, состоящими из коротких ритмических рядов. Построение ритмического ряда часто осуществляют в геометрической прогрессии. При этом изменяться может величина объекта, интервалы между ними, цвет и некоторые другие свойства.

Для современных технических структур характерна тема повтора. В эпоху стандартизации и унификации большое значение приобретает система, основанная на едином модуле. Нередко параллельно существует несколько метрических рядов, построенных на чередовании нескольких элементов. Стройность такой системы облегчает ход сложного трудового процесса. Если есть необходимость изменить размер одного из интервалов, то это должно быть заметное изменение, так как малое отступление от шага создает ощущение недоработки формы, фальши. Метрический ряд должен иметь начало и конец, чтобы выглядеть завершенным.

Важным композиционным средством является масштабность – соответствие размеров изделия размерам человека, окружающим предметам и всему интерьеру. В общей композиции масштаб тесно увязывается с пропорциями и ритмическим строем. Масштабность может быть подчеркнута центральным расположением, малой расчленённостыо формы и другими приёмами. Масштаб сооружения определяется не только его величиной. Большое сооружение может быть мелким по масштабу. Архитектор всегда рисует фигуру человека в масштабе чертежа, чтобы соотносить с ней все элементы здания. У проектировщика немало средств достижения масштабности, но сегодня немасштабность – один из наиболее распространенных недостатков промышленных изделий. Масштабность всегда требует правильного отражения в форме ее истинной тяжести. Не следует искусственно придавать небольшому изделию характер тяжелого станка. Каждое изделие должно иметь свою тектонику, соответствующий строй формы. Масштабность является своего рода гуманизирующим фактором в проектировании изделий. Растущие мощности машин и станков не должны приводить к затерянности человека в мире техники. Самая большая машина должна иметь масштабные указатели, элементы, позволяющие соотносить ее с человеком. Это, прежде всего, органы управления, пульт оператора, ограждения, переходные мостики и др. На практике же случается, что чем больше станок, тем грубее его элементы, в том числе и связанные с человеком. Нелепо выглядит и маленький прибор, похожий на большой станок.

Достижение масштабности связано с пропорционированием, так как, изменяя пропорции, можно придавать предмету то истинный масштаб, то несколько измененный. С изменением величины машины должен меняться весь ее пропорциональный строй, так как размеры человека не могут следовать за размерами машины.

Активными средствами композиции являются нюанс и контраст. Под контрастом понимается резкое различие каких-либо элементов формы, под нюансом – незначительное их различие. Контрастность относится к числу наиболее впечатляющих приемов, позволяющих избежать монотонности и невыразительности конструкции. Различают контрасты массы (тяжелая часть вблизи от легкой); формы (острое ребро рядом с закругленным); размера (широкая поверхность и узкая); света; цвета и др.

Сущность композиции, построенной на контрасте, в активности ее визуального воздействия. Для дизайнера это одно из главных средств композиции, ибо противопоставление двух начал делает вещь заметной. Контраст заключен в самой конструкции, конструктор должен развить его и обострить.

В технике очень часто встречается контраст открытой технической структуры и спокойных простых объемов. Этот контраст желательно сгладить, найти переходы от одной части к другой, сохранить целостность формы. Контраст активизирует любую форму, но отнюдь не является гарантией гармонии. Задача конструктора в том, чтобы найти оптимальную степень контраста, поскольку предельные контрасты утомляют нервную систему человека. Приемы использова­ния контраста в технике могут быть объективного характера, то есть заданные объемно-пространственной структурой, материалом и конструкцией, и субъективного характера, то есть зависящие от художника, поскольку любое промышленное изделие имеет формы «свободного выбора», не зависящие от перечисленных факторов. Однако субъективизм художника не должен вступать в противоречие с функцией объекта проектирования.

Контраст неразрывно связан со своим антиподом в композиции – нюансом. Без тонких переходов контраст может огрубить форму, разрушить ее целостность. Нюансировка формы в профессиональном отношении – задача сложная. Это сфера чисто художественного осмысления формы и материала. Форма без контрастов мало выразительна и скучна, а без нюансов неизбежно кажется грубой. Использование нюансов связано с технологическими возможностями производства, его общей культурой. Шлифовка формы завершает работу дизай­нера и очень важно, чтобы его проект был точно реализован в металле или другом материале.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!