Тема1.Теоретические основы творческой деятельности



Основы творческо-конструкторской деятельности

И декоративно-прикладного творчества

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

№ п/п Название темы Часы
1. Формообразование. Выполнение моделей геометрических фигур (куб, конус, цилиндр) 2
2. Выполнить конструкцию макета бытового предмета 2
3. Ландшафтный дизайн. Разработать проект зоны отдыха или детской площадки на основе формообразования 8
4. Выполнить макет декоративной шкатулки с использованием имитации материалов 6
5. Эргономика. Выполнение проекта методами и способами эргономических исследований 4
6 Батик. Выполнить роспись по ткани 10
7. Выполнить декоративную роспись посуды (ложка, блюдо, доска, разделочная доска) 4
8. Изготовление кукол с использованием текстиля, природных материалов 18
9. Вышивка. Выполнение задания в стиле вышивания нитью или лентами 18
10. Изготовление модульной игрушки-конструктора (матрешка и т.д.) 18
  Всего 92

Индивидуальные контрольные задания

1. Выполнить декоративную роспись в виде орнаментальной композиции.

2. Выполнение творческой композиции, декоративной работы стереоэффект (гармошка).

3. Выполнить декоративную творческую работу в холодных, теплых, смешанных тонах (мозаика).

4. Выполнение творческой разработки «Мягкая игрушка».

5. Выполнение декоративных цветов из бумаги, ткани, кожи.

6. Последовательность разработки, конструирование и выполнение исторического костюма для модели куклы.

7. Выполнение декоративной композиции из природных материалов, посвященных праздникам: Нового года, Рождества, Пасхи и т.п.

8. Бисероплетение. Изготовить декоративное украшение.

9. Изготовить из различных материалов куклу и подготовить методические рекомендации «Технология изготовления куклы».

10. Создать Портфолио «Моя творческая работа».


Вопросы для подготовки к экзамену

1. Сущность понятия «творческая деятельность».

2. Виды творческой деятельности.

3. Способы развития творческих способностей человека.

4. Этапы решения творческих задач.

5. Системный подход к решению задач.

6. Выбор целей поисковой деятельности.

7. Интуитивные и рациональные методы поиска решений.

8. Роль противоречий в развитии.

9. Понятие о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

10. Организация творческой деятельности детей и подростков в системе дополнительного образования.

11. Понятие о дизайне.

12. Основы эргономики.

13. Моделирование и конструирование.

14. Проблема снижения утомляемости человека.

15. Основы цветоведения.

16. Основы композиции в дизайне.

17. Потребительские показатели качества промышленных изделий.

18. Влияние на формообразование изделий стилей и моды.

19. Художественное моделирование изделий.

20. Декоративно-прикладное творчество.

21. Использование упражнений для развития творческих способностей на уроках технологии.

22. Использование методов поиска новых решений для создания нового продукта (усовершенствования заданного объекта).  

23. Использование методов творческой деятельности в административной

работе.

 

 

 Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

Печатные источники:

1. Бахтеева Л. А. Технология. Технология ведения дома. 7 класс : учебник / Л. А. Бахтеева. – М. : Мнемозина, 2014. – 231 с.

2. Горяева Н. А. Изобразительное исскуство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. / Н. А. Горяева. – М. : Просвещение, 2014. – 191 с.

3. Казакевич В. М. Технология. Технический труд. 5-7 класс : учебник / В. М. Казакевич. – М. : Баласс, 2012. – 128 с.

4. Куревина О. А. Технология. («Прекрасное рядом с тобой»). 4 класс : учеб. / О.А. Куревина. – М. : Баласс, 2013. – 64 с.

5. Лутцева Е. А. Технология. 3 класс : учебник / Е. А. Лутцева. – М. : Просвещение, 2016. – 120 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Камаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256.

7. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду / Н. Ф. Тарловская. – М. : Просвещение, 1994. – 216 с.

Электронный ресурс: Да

1. Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

2. Аппликация : перспект.-темат. Планирование специально организ. Деятельности детей дошк. Возраста / С. Г. Толкачева [и др.]. – Минск : Новое знание, 2010. – 64 с. – http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

3. Горячев А.В.Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2011. Иглина Н.И.Дополнительная образовательная Программа внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» для детей младшего школьного возраста - С.25-57. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

4. Деркунская В.А.Проектная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие / В. А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

5. Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / изд-е 2, доп. и перераб.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. – 174 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

6. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста / Авторы-составители: О.С. Докукина, П.Л. Лепе, Т.А. Никитина, И.Ю. Пахомова.– М.: Московский центр качества образования, 2013. – 320 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

7. Фешина Е.В. Лего-конструиование в детском саду / Е.В. Фешина. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 144 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

Дополнительная:

 

1. Автоматизация поискового конструирования / Под ред. А.И. Половинкина. – М.: Радио и связь, 1981.

2. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1983.

3. Борисов В. И. Общая методология конструирования машин. – М.: Машиностроение, 1978.

4. Буш Т. Я. Методы технического творчества. – Рига: Лиесма, 1972.

5. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. – Рига: Лиесма, 1976.

6. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. – М.: Советское радио, 1974.

7. Веселовский О. Н., Шнейберг Я. А. Энергетическая техника и ее развитие. – М.: Высшая школа, 1976.

8. Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования. – К.: Высшая школа, 1988.

9. Гасанов А. И., Гофман Б. М., Ефимочкин А. П.и др. Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач). – М.: Интерпракс, 1995.

10. Гусакова М. А. Аппликация. Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Просвещение,1987.

11. Джонс Дж. К.Инженерное и художественное конструирование / Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.

12. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Пер. с англ. / Под ред. Н. Н. Моисеева и С. А. Орловского. – М.: Мир, 1976.

13. Заенчик В. М., Карачев А. А., Шмелев В. Е.Основы творческо-конструкторской деятельности: Учеб. для студентов пед. вузов, обучающихся по спец. «Технология и предпринимательство»: В 2 ч. – М.: Академия, 2004.

14. Карачев А. А., Мазейкин Е. М., Шмелев В. Е.Основы технического моделирования и конструирования: Учеб. пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002.

15. Кругликов Г. И., Силгоненко В. Д., Цирлин М. Д.Основы технического творчества: Книга для учителя. – М.: Народное образование. 1996.

16. Методы поиска новых технических решений / Под ред. А.И. Половинкина. – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1976.

17. Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках / Пер. с нем. / Под ред. А. И. Половинкина. – М.: Радио и связь, 1983.

18. Никитин А. Восхождение к человеку // Новый мир. – 1980. – № 4.

19. Повилейко Р. П., Левицкий Л. В. Человек, машина, красота. – Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1969.

20. Половинкин А. И.Методы инженерного творчества. Учеб. пособие. – Волгоград: Волгоградская правда, 1984.

21.Половинкин A. M. Некоторые основные инвариантные понятия техники // Математическое обеспечение АСУП: Материалы 2-го Всесоюзного семинара. – М., Горький, 1975.

22. Половинкин А. И., Вершинина Н. И., Зверева Т. И. Функционально-физический метод поискового конструирования: Учеб.-метод, пособие. – Иваново: ИЭИ, 1983.

23. Поспелов Г. С. Предисловие к книге // Месаревич М. и др. Теория иерархических многоуровневых систем. – М.: Мир, 1973.

24. Силаева К. В. Соленое тесто. Украшения, сувениры. Поделки. – М.: Эксмо, 2003.

25. Тринг М., Лейпгуэйт Э. Как изобретать? / Пер. с англ. – М.: Мир, 1980.

26.Холл А. Д. Опыт методологии для системотехники / Пер. с англ. / Под ред. Г.Н. Поварова. – М.: Советское радио, 1975.

 

 

 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Тема1.Теоретические основы творческой деятельности

Внедрение художественного начала стало характерной особенностью развития современной техники. Кроме естественной тяги людей к прекрасному, существует и другая причина повышенного внима­ния к оформлению изделий промышленности. Развитие международных отношений и рост промышленного потенциала нашей страны привели к росту экспорта промышленной продукции. Это, в свою очередь, обострило проблему конкурентной способности наших товаров по сравнению с товарами других стран и потребовало внима­тельного изучения зарубежного опыта художественного конструирования и организации соответствующей работы в нашей стране. Теория и практика художественного конструирования убедительно показали, что эстетизация производственной среды является мощным фактором роста производительности труда, способствует повышению эффектив­ности производства в целях всемерного улучшения материального и культурного уровня жизни людей.

Теоретической базой этой дисциплины является техническая эстетика, которую можно определить как науку о законах художественного творчества в сфере материального производства. Основными разделами ее являются:

1. Эргономика – наука о психофизиологических возможностях человека в трудовых процессах.

2. Композиция – наука об образовании эстетических форм предметов. Существенной частью композиции является цветоведение, рассматривающее роль цвета в художественном конструировании.

Художественное конструирование есть метод реализации в промышленности основных положений технической эстетики. Техническая эстетика как часть эстетики, науки о прекрасном, базируется на основных положениях философии, в частности, на понятиях формы и содержания, базиса и надстройки, законах диалектики и т.п. Художественное конструирование является неразрывной частью общего процесса создания нового промышленного изделия. Задача художника-конструктора, или дизайнера (англ. desiqner), не в том, чтобы заняться украшательством изделия после того, как оно создано. Для создания промышленного изделия, отвечающего всем современным требованиям и находящегося на уровне лучших мировых образцов, требуется участие художника-конструктора, начиная с самых первых шагов проектирования. При этом обязательно необходимо говорить о едином процессе технико-художественного конструирования, предполагающем совместную работу инженера и дизайнера. Их взаимопонимание во многом зависит от того, насколько хорошо инженер-конструктор понимает основные законы технической эстетики и методы художественного конструирования.

Отличительная особенность художественного конструирования заключается в том, что оно является органической частью общей технической политики нашей страны, направленной на улучшение благосостояния всего народа, на удовлетворение его материальных и духовных запросов.

Рассмотрение основ композиции и эргономики со всей очевидностью доказывает, что техническое и художественное конструирование неотделимы друг от друга. Высокие эстетические показатели промышленного оборудования есть следствие использования современной технической идеи, тщательности специальных расчетов и правильности отражения сущности изделия в форме. Поэтому не может быть специальной методики только художественного конструирования, ибо процесс создания нового технического изделия не может быть искусственно разделен на две независимые части. Ошибки в техническом проекте не могут быть исправлены дизайнером. Основные этапы процесса конструирования, начиная с анализа поставленной задачи и заканчивая оформлением изделия, в специальной литературе разработаны недостаточно, несмотря на высокую актуальность проблем методологии технического творчества. Процесс конструирования не заканчивается изготовлением опытного образца оборудования. Как правило, результаты испытания вскрывают недостатки конструкции и вынуждают проводить корректировку чертежей. Если испытания в целом положительны, то образец рекомендуется к изготовлению в малой серии и проверяется в производственных условиях.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!