Тема3. Требования технической эстетики к промышленным изделиям



Утилитарные и эстетические свойства предметов. Все предметы «второй природы», то есть окружающей среды, созданной человеком, имеют две группы свойств – утилитарные и эстетические. Первые характеризуют изделие с точки зрения выполнения им основных функций, для которых изделие создано. Например, утилитарные свойства автомобиля – это скорость, грузоподъемность, мощность и т.д. Эстетические свойства характеризуют внешний вид изделия и удобство пользования им. Для автомобиля это форма кузова, окраска, наличие декоративных элементов. Можно видеть, что эти свойства отличаются друг от друга качественно. Утилитарные свойства всегда можно выразить какими-либо конкретными числами. Эстетические свойства, как правило, можно выразить без достаточной степени определенности, с некоторой долей субъективизма. Соотношение утилитарных и эстетических качеств в продукции различного назначения неодинаково. Всю материальную среду, окружающую нас, можно разделить на следующие категории: средства производства, транспорт, визуальные коммуникации, бытовые изделия, промышленные и бытовые интерьеры. Во все времена внимание художников привлекали бытовые изделия: посуда, ткани, мебель, бытовая техника и др. Часть этих изделий представляет собой не столько предмет потребления, сколько произведение искусства (вазы, люстры, ковры), то есть такие изделия, вкоторых главными являются эстетические качества.

Для всех остальных изделий промышленности основными иопределяющими являются утилитарные качества, которые представляют собой тот базис, на котором вырастают вкачестве надстройки эстетические показатели продукции. Эстетические свойства предметов должны соответствовать утилитарным,как форма должна соответствовать содержанию (функции). Этой истиной должен руководствоваться каждый конструктор при проектировании изделий. Красота изделия не может существовать сама по себе, она должна быть логичным следствием содержания предмета, его назначения. Поиски красивых форм промышленных изделий не должны вестись отвлеченно. Удачное решение может быть найдено только с учетом утилитарных свойств предметов и психофизиологических возможностей человека. Качество продукции – понятие очень широкое, его можно выразить следующей формулой: КАЧЕСТВО = ПОЛЬЗА + УДОБСТВО + ГАРМОНИЯ. Это означает, что, в первую очередь, изделие должно наилучшим образом соответствовать своему назначению, приносить пользу людям. Кроме этого, изделием должно быть удобно пользоваться человеку, неудобная вещь не может считаться высококачественной. Третья составляющая качества показывает, что изделие должно иметь современную структуру и гармонировать с окружающей средой.

 Требования технической эстетики к промышленным изделиям и производственной среде. Можно выделить три группы требований:

1. Предметный мир, окружающий человека, должен составлять единое целое. В одном интерьере все предметы должны образовывать гармоническое единство, должны быть выдержаны в одном стиле. Это не означает, что все предметы должны быть похожими. Настоящая гармония требует продуманного разнообразия в оформлении и расцветке предметной среды. Единство окружающего нас предметного мира заключается в единых принципах eго построения, в строгом соблюдении законов композиции и эргономики.

2. Количество предметов должно быть минимальным. Художественно-конструкторское оформление изделий должно исключать все лишнее. Этот принцип широко используется в технике и в искусстве, но правильное соблюдение его требует развитого чувства меры. Формальное следование ему неизбежно приводит к обеднению художественного облика изделия. Декоративные элементы, естественным образом связанные с функцией изделия, использованными материалами и их технологией, не могут считаться лишними.

3. Качество изделия должно быть оптимальным. Эта требование эстетики носит экономический характер. Оно означает, что не нужно стремиться делать изделие максимально высокого качества с помощью неоправданно дорогих материалов, технологических процессов и т.д., так как это приведет к неоправданному увеличению его стоимости. Нахождение оптимального качества изделия представляет определенную трудность, так как требует учета самых разнообразных сторон производства, условий рынка сбыта, требований моды и т.д. Эта задача является частью художественно-конструкторской проработки и не может решаться без дизайнера. Промышленное изделие, в котором использованы неоправданно дорогие материалы, сверхсложные методы обработки или ненужные украшения, не может считаться по-настоящему эстетическим. Вместе с тем, оптимальное качество сегодня - это равнение на лучшие мировые образцы, которые показывают тот уровень требований потребителя, на который нужно равняться производителю.

История развития дизайна

    Историческая связь техники с искусством. Основными факторами, влияющими на характер взаимосвязи техники и искусства, во все времена были уровень развития производительных сил и форма собственности на средства производства.

В первобытном обществе техники, в сегодняшнем понимании, ещё не было, но уже были примитивные орудия производства, которыми человек очень дорожил и которые стремился сделать красивыми. Искусство и техника с самого начала разумной деятельности людей были взаимосвязаны. Гармония этой связи не омрачалась наличием классов и частной собственности.

С появлением классов наступило качественное изменение в отношениях между трудом и искусством. Художественное начало отделилось от утилитарного, и лишь очень немногие предметы труда приобрели настоящую художественную форму, стали, по сути, произведениями искусства. Этот период развития общества характеризуется широким распространением ремесленного производства, при котором каждое изделие несло на себе отпечаток вкусов изготовителя.

С развитием капитализма ремесленник был вытеснен из производств, его функции были переданы машине. Эстетическое начало в труде было фактически сведено к нулю, так как oнo не давало прибыли предпринимателю. Но с развитием техники и усилением конкуренции появились трудности со сбытом продукции, и это вынудило капиталистов заботиться о внешнем виде изделий. Началось декоративное украшательство изделий, использование различных орнаментов, что подчас скрывало конструктивные особенности предметов. Для выполнения этой работы чаще всего привлекались архитекторы, которые и внесли в машиностроение очень много архитектурных элементов (колонны, пилястры, надстройки и др.).

Со временем декоративный подход вступил в противоречие с экономическими показателями производства,так как приводил к повышению себестоимости продукциии затруднял массовое производство. В технике возникло противоречие между утилитарными эстетическим. Стремление разрешить это противоречие, и привело к созданию специальной науки, которую мы теперь называем технической эстетикой.

Художники и инженеры постепенно пришли к пониманию следующих важнейших принципов создания промышленных изделий:

А. Единство формы и содержания. Нужно, чтобы форма изделия раскрывала его сущность, назначение. Из этого понимания и развилась теория композиции.

Б. Адаптирование (приспособление) изделия к человеку. На заре капитализма промышленника вовсе не волновал вопрос, удобно ли человеку управлять машиной. Он беспокоился лишь о том, чтобы машина вырабатывала больше продукции. Однако развитие техники привело к тому, что конечный результат труда стал зависеть не только от машины, но и от человека, точнее от системы «человек - машина – среда». В этой системе человек иногда оказывался самым ущемлённым объектом. Все это способствовало появлению новой науки – эргономики.

Факторы, вызывающие эволюцию промышленных форм.Вопросы эволюции промышленных форм являются неотъемлемой частью истории техники. Для конструктора необходимо знание основных закономерностей изменения технических устройств, потому что оно помогает предвидеть будущее развитие техники, как в функциональном, так и в эстетическом планах. Изменение форм технических устройств происходило под воздействием ряда факторов, из которых главными являются так называемые производственные факторы: принцип действия (функция) машины; мощность, производительность; использованный материал и технология его обработки.

В ходе промышленной и научно-технической революций постоянно появляются новые принципы осуществления рабочих процессов, растут мощности машин и станков, появляются новые материалы и технологические процессы. Все это не может не отражаться на внешнем виде промышленных изделий.

Существует и другая группа факторов, властно диктующих свои права на форму. Это стиль и мода, выражающие духовный идеал общества.

Изменение функции и формы имеет свои особенности. Изменение принципа действия – это качественный скачок в технике. Форма же, как производная функции, остается некоторое время в отрыве от новой функции. Особенно ярко это проявилось на примере создания первого автомобиля. Изобретение двигателя внутреннего сгорания явилось рождением новой функции, но о новой форме тогда, естественно, никто не думал. 

Форма обладает большой инерцией и на первых порах лишь заимствует некоторые внешние признаки у аналогичных предметов. Теоретик дизайна Ю.С. Сомов остроумно заметил, что «автомобиль в первое время был коляской без лошади, электрические светильники копировали канделябры без свеч, а изобретатель пишущей машинки, не найдя в прошлом аналогов, вдохновился образом клавесина».

В пору изобретения паровой машины личным транспортом оставался конный, так как паровая машина годилась только для большихэкипажей, то есть удовлетворяла требованиям грузовых перевозок. Первые паровые омнибусы не получили распространения из-за плохих дорог. В конце XIX века был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС), что постепенно привело к изменению формы транспортных средств. Совершенствование двигателя и трансмиссии позволили увеличить скорость автомобиля, что повлекло за собой появление закрытого кузова, более надежных тормозов и т.д. Дальнейшее изменение автомобиля целиком связано с техническими изобретениями, каждое из которых оставило тот или иной след во внешнем облике автомобиля.

Закон перехода количественных изменений в качественные требует творческого подхода к форме. Например, возрастание мощности автомобиля вызывает увеличение скорости, а это требует дополнительного учета требований аэродинамики и безопасности движения. Следовательно, изменение технической характеристики неизбежно отражается на форме промышленного изделия, причем изменение формы носит, как правило, качественный характер. Особенно важно это учитывать при создании серии однотипных станков. Простое копирование элементов в масштабе, соответствующем увеличению мощности, не приведет к созданию эстетичной формы, так как действительные усилия в конструкции изменяются непропорционально мощности станка. Кроме того, размеры элементов, с которыми соприкасается человек, не зависят от технической характеристики станка.

Влияние материала и технологии его обработки на форму изделий можно показать на примерах из архитектуры. Лучшие здания древности строились на предельном использовании свойств основного материала – камня. Главный архитектурный ансамбль Афин – Парфенон имеет колонны в форме равнопрочных стержней с одинаковым запасом прочности во всех сечениях. Поскольку камень лучше всего работает на сжатие, то каменные элементы, как правило, вертикальные. Позднее появилась бронза, одинаково работающая на растяжение и сжатие, и из нее стали отливать сложные динамические скульптуры.

Первые машины изготовлялись на литых чугунных рамах и были тяжеловесными. С появлением стальных сплавов возникли и новые технологические приемы (сварка, штамповка), в результате чего резко изменился облик машин. За последние 80 лет прочность металлов повысилась примерно в 8-10 и более раз, что вызвано, в первую очередь, появлением алюминиевых сплавов, без которых невозможно представить сегодняшнюю авиацию. Дальнейший прогресс в металлургии и технологии металлов несомненно найдет свое отражение в принципиально новых конструкциях и формах машин.

Влияние стиля и моды на формообразование промышленных изделий носит более сложный характер. Стиль в технике следует понимать как совокупность творческих принципов выражения в форме художественных идеалов. В стиле косвенно отражаются наиболее характерные черты времени. Иногда стиль влияет на форму вещи и способствует появлению новых методов обработки материалов и новых конструкций. Особенно это заметно в архитектуре, а также при производстве товаров широкого потребления.

Если стиль является сравнительно устойчивой категорией, то мода гораздо более изменчива. Влияние моды на ряд отраслей промышленности огромно. В текстильной, обувной, радиопромышленности и других отраслях, производящих товары широкого потребления, изучение и прогнозирование спроса соответственно моде стало государственно-важным и экономически выгодным делом. В лесной и деревообрабатывающей промышленности влияние моды сказывается незначительно, за исключением мебельного производства, продукция которого находится в поле зрения очень широкого круга потребителей.

Взаимовлияние перечисленных факторов обусловило ряд тенденций в современном художественном конструировании. В формообразовании изделий машиностроения самой заметной чертой является стремление к лаконичнойформе. Это вызвано стремлением оптимизировать отношения в системе «человек - машина – среда» и задачами унификации, стандартизации и агрегатирования, которые требуют геометрически четких сочленений деталей. В результате упрощается объёмно-пространственная структура.

К сожалению, часто формальное следование лаконизму приводит к тому, что «верхняя одежда» станков не отражает структуру механизмов. Появляются ненужные пустоты, увеличивается габариты, возрастает металлоемкость. Чтобы этого не произошло, нужно твердо придерживаться главных принципов формообразования, помнить, что сложность структуры станка не исключает его композиционной целостности, хотя и требует больших затрат труда инженеров и дизайнеров.

Другой важной тенденцией в станкостроении является отход от литых, в основном чугунных, станин в пользу сварных станин из стального проката. Технический прогресс в области электросварки и металлургии привел к тому, что станки стали значительно легче и приобрели более "жесткие" формы, поскольку закругления, столь характерные для литья, при электросварке является нетехнологичными. 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1848; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!