У р о к 14. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI—XIII ВВ.



 

Ключевые понятия и термины: таинства, индульгенция, Клюнийская реформа, «Божий мир», легат, кардинал, сан, отлучение от церкви, «хождение в Каноссу», альбигойцы, Альбигойские войны, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.

Текущий контроль. Контроль может быть проведен в основном по вопросам учебника и заданиям из рабочей тетради к § 12 и главе IV.

План изучения нового материала: 1. Сила и слабость Церкви. Клюнийская реформа. 2. Разделение церквей. 3. Папа против императора. 4. «Наместник Христа». 5. Альбигойские войны. Инквизиция. 6. Нищенствующие ордены.

Комментарий. Цель урока — показать, как католической церкви в XI—XIII вв. удалось ответить на очень непростые вызовы времени и в сложных условиях укрепить свои позиции. Среди этих вызовов было и искушение богатствами Церкви, которые, с одной стороны, соблазняли духовенство возможностями мирских удовольствий, развращали его, а с другой — притягивали жадные взоры светских государей, делали высшие церковные должности весьма желанными для сильных мира сего, отнюдь не помышлявших о служении Богу и Церкви. Наличие множества недостойных людей среди высшего клира подрывало основу основ могущества Церкви — ее авторитет среди массы простых верующих, ее способность влиять на умы и души. Другим серьезным вызовом оказалось, как это ни парадоксально, прекращение нападений арабов, норманнов и венгров, повысившее безопасность жизни и переключившее основные усилия сословия воюющих от борьбы с внешними угрозами на междоусобные войны. Многочисленные и разорительные войны между христианами, которые королевская власть не могла пресечь в силу своей слабости, угрожали подорвать основы общехристианского самосознания европейцев, а тем самым и могущества Церкви. Очень серьезным вызовом была борьба внутри самой Церкви: соперничество Рима и Константинополя за первенство в церковной иерархии, подкрепленное серьезными догматическими и обрядовыми расхождениями, ограничивало влияние папского престола. Еще одним следствием накопления Церковью несметных богатств стало то, что все больше людей обращали внимание на вопиющее несоответствие между бедностью Церкви апостольских времен и роскошью, свойственной ей теперь. С этим связано такое широкое распространение ересей, отрицавших способность богатой Церкви быть посредницей между Богом и людьми, что речь шла уже о самом существовании католической церкви. Для преодоления этой опасности Церковь была вынуждена, не ограничиваясь карательными и репрессивными мерами, принять в свое лоно часть тех, кто, проповедуя евангельскую бедность, все-таки не выступал открыто против Церкви. Отвечая на все эти вызовы, католическая церковь, казалось бы, сумела преодолеть кризис и подойти к вершине своего земного могущества. Правда, достигнуто это было ценой утраты экуменического единства, разгрома цветущих областей юга Франции, убийства людей (из которых и еретиками-то были далеко не все), создания инквизиции, во многом обеспечившей мрачную славу всей эпохи Средневековья, а также отлучения основной массы христиан Западной Европы от непосредственного восприятия текстов Священного Писания, превращения Библии в запретную книгу в христианском обществе. Отдаленные последствия некоторых из этих решений стали источниками последующих кризисов Церкви и западного общества в целом и в Средние века, и особенно в Новое время.

В ходе вступительной беседы учитель подводит учащихся к выводу: люди Средневековья были убеждены, что спасти душу можно только с помощью Церкви; отступление от этого правила считалось ересью.

Далее учащимся раздается основа таблицы «Католическая церковь в XI–XIII вв.» (с. 80). Левый столбец таблицы — «Вызовы времени» — должен быть заполнен полностью. В правом столбце — «Ответы Церкви» — должны быть заполнены только две ячейки: о призывах Церкви к «Божьему миру» и об организации Крестовых походов (Крестовым походам будет посвящен следующий урок, здесь они лишь упомянуты в контексте остальных важнейших направлений деятельности Церкви в XI–XIII вв.; призывы же Церкви к «Божьему миру» удобно предложить в качестве наглядного примера ответа Церкви на один из вызовов времени). Для заполнения остальных ячеек правого столбца таблицы можно организовать работу в группах. Класс делится на шесть групп, каждая из которых работает с текстом одного раздела параграфа (кроме раздела 4, посвященного Иннокентию III). Группа 6 изучает вопрос о борьбе пап с императорами, используя текст источника к § 13. Затем каждая группа отчитывается по итогам своей работы, не только называя, какой ответ дала Церковь на тот «вызов», с которым данная группа работала, но и по возможности давая оценку адекватности этого ответа и его возможным последствиям (в этом помогут наводящие вопросы и краткие реплики учителя). Роль Иннокентия III рассматривается в процессе поисков ответов на вызовы альбигойской ереси и нищенствующих орденов.

Католическая церковь в XI—XIII вв.

 

Вызовы времени     

Ответы Церкви

Богатство Церкви вело к «порче нравов» в среде духовенства, что грозило утратой авторитета Церкви, потерей ею влияния на верующих, появлением сомнений в ее способности быть посредницей между Богом и людьми      

Клюнийское движение. Зародилось в церковной среде, было направлено на внутреннее очищение Церкви, строгое исполнение уставов, повышение морального уровня духовенства

 

Из-за богатств Церкви высшие церковные должности стали привлекательными для светских правителей, они стремились назначить на них своих людей. Такая практика мешала борьбе за очищение рядов духовенства от недостойных людей        

Борьба пап с императорами за право назначать на высшие церковные должности. Григорий VII против Генриха IV (Хождение в Каноссу — 1077 г.)

 

Противоречия между Западной и Восточной ветвями христианства (как в догматах, так и в практике совершения таинств и богослужений) подрывают веру в действенность церковных обрядов. Нужно либо добиться устранения разногласий, либо официально прекратить церковное общение      

Раскол 1054 г. Разделение католической и православной церквей

 

Войны и усобицы в Европе между христианами подрывают авторитет Церкви. Чтобы повысить свое влияние, Церковь должна предотвращать войны между христианами и направлять усилия сословия воюющих на борьбу с иноверцами          

Призывы Церкви к «Божьему миру» между христианами

 

Организация Крестовых походов для изгнания мусульман из Святой Земли

 

После раскола 1054 г. католической церкви необходимо расширить сферу своего влияния на христианском Востоке

Недовольство людей порядками в Церкви и обществе привели в XI–XIII вв. к широкому распространению ересей. Еретики осуждали Церковь за отход от евангельской простоты, корыстолюбие, накопление богатств. Еретики пользовались огромным влиянием, особенно на юге Франции

           

Крестовый поход против альбигойцев (Альбигойские войны: 1209—1229 гг.)

 

Учреждение инквизиции

 

Запрет мирянам хранить и читать Библию. Толковать Священное Писание имеет право только духовенство.

Довольно много людей в конце XII — начале XIII в. колебались между Церковью и еретиками: они разделяли требования еретиков о евангельской простоте и об отказе от богатств, но не выступали открыто против официальной Церкви. Среди них оказались основатели новых монашеских орденов Франциск Ассизский и Доминик де Гусман

Признание и включение папой Иннокентием III в систему Церкви нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев. Таким образом, наиболее притягательные для верующих идеи еретиков были подхвачены официальной Церковью

 

В ходе урока учителю желательно подчеркнуть, что в любой период существования католической церкви в ее рамках действовали самые разные люди, среди которых очень многие были глубоко и искренне верующими, талантливыми и замечательными по своим человеческим качествам. Даже те, кто принимал самые жестокие решения, были людьми отнюдь не одномерными и нередко руководствовались благими намерениями. Показательно, что один из самых светлых и привлекательных деятелей католической церкви, Франциск Ассизский, нашел понимание и поддержку у сурового Иннокентия III, благословившего военную расправу с альбигойцами.

Работа с источником. Заметки Григория VII о папской власти извлечены из его небольшого по объему сочинения под характерным названием «Диктат папы». Некоторые историки полагают, что никакой «нормативной» силы этот документ не имел и что Григорий VII писал его для себя. В любом случае этот текст, безусловно, отражает позицию самого Григория VII по многим вопросам взаимоотношений папской власти и светских государей. Из вопросов к документу особенно актуален тот, который касается использования папой Григорием VII некоторых положений «Диктата папы» в своей практической деятельности.

Работа с иллюстрациями. Существует определенная трудность в том, чтобы в рамках предлагаемой модели урока организовать и работу с иллюстрациями. Можно предложить группам включать соответствующие иллюстрации в свои комментарии к «ответу на вызов» (например: «Символом могущества клюнийского движения стала огромная церковь аббатства Клюни, сохранившаяся часть которой изображена на с. 130»). В этом случае из пяти групп лишь одна (занимающаяся вопросом о разделении церквей) не будет располагать иллюстративным материалом.

 

У р о к 15. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

 

Ключевые понятия и термины: Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарский орден, госпитальеры (иоанниты), тамплиеры, Тевтонский орден.

Текущий контроль. Желательно активизировать знания предыдущих уроков о возрастающей роли Церкви и папства в XI в., о заинтересованности купечества в левантийской (восточносредиземноморской) торговле, крестьян — в земле и свободе, а рыцарей — в масштабных военных предприятиях, освященных высокой религиозной целью и в то же время сулящих обогащение. Возможные вопросы: в чем проявилось усиление папства в XI в.? Что не устраивало многих крестьян в их положении? Почему купечество было так заинтересовано в торговле с Восточным Средиземноморьем? Почему рыцари были так заинтересованы в новых военных предприятиях?

План изучения нового материала: 1. Причины Крестовых походов. 2. Первый Крестовый поход. 3. Крестоносцы на Востоке. 4. Третий Крестовый поход. 5. Четвертый Крестовый поход — перелом в крестоносном движении. 6. Конец и результаты Крестовых походов.

Комментарий. На предыдущем уроке уже говорилось о Крестовых походах как об «ответе» папства и католической церкви в целом на некоторые вызовы времени. Тематика Крестовых походов дает нам варианты развития практически всех наших сквозных тем. Прежде всего история Крестовых походов очень показательна с точки зрения характеристики роли религии в Средние века. Крестоносное движение, сначала отличавшееся уникальным накалом религиозных чувств, во многом благодаря ему достигает первых и главных успехов, но затем постепенно утрачивает этот накал, ставший к середине XIII в. уделом лишь немногих энтузиастов. Далее, история Крестовых походов по-новому ставит проблему восприятия «своего» и «чужого», терпимости и нетерпимости. Хотя контакты между Западом и Востоком не прекращались в течение всего Средневековья, но впервые за много веков они приняли форму столь масштабного столкновения. Крестоносцы и мусульмане воспринимали друг друга как чужих, различаясь и в религиозном, и в этническом, и в культурном отношении. В государствах Латинского Востока эти различия почти не сглаживались. Хотя Крестовые походы являлись не только военными, но и колонизационными предприятиями, ассимиляционные механизмы в ходе их в целом так и не были запущены. В то же время государства крестоносцев представляли собой уникальный опыт переноса европейских порядков на территорию с совершенно иными традициями — при почти полном игнорировании этих традиций. Показательно, что в Иерусалимских ассизах — своде правовых установлений Латинского Востока — феодальные порядки сформулированы в более чистом виде, чем в западноевропейских памятниках. Государства крестоносцев так и не обрели внутренней устойчивости, в том числе и по этой причине.

Наряду с противостоянием христиан мусульманам важнейшей стороной Крестовых походов был системный конфликт между католическим Западом и православной Византией. В Первом Крестовом походе Запад, несмотря на недавнюю схизму, формально приходит на помощь Византии, однако очевидно, что для папства это был скорее предлог для укрепления своих позиций на Востоке и что уже тогда только дипломатические способности Алексея Комнина предотвратили столкновения между крестоносцами и византийцами. Последующее усиление Византии в эпоху Комнинов лишь отсрочило открытое столкновение. Вмешательство крестоносцев во внутриполитическую борьбу в Византии, которое повлекло катастрофические для нее события 1204 г., стало логичным завершением этой тенденции, и неотъемлемой стороной этих процессов было превращение византийцев — в глазах западноевропейцев — из скорее «своих» в почти совсем «чужих». Результат ярко проявился в ходе Четвертого Крестового похода, сопровождавшегося масштабными грабежами не только светских, но и церковных богатств, включая беспрецедентный по масштабу грабеж реликвий. 1204 год стал переломным не только в истории Крестовых походов, но и в истории Византии, необратимо и резко ослабив ее и перед лицом Запада, и в преддверии начавшейся чуть позже османской экспансии. В то же время создание на части территории Византии Латинской империи при всей ее непрочности представляет, как и история Латинского Востока, большой интерес с точки зрения типологии развития государства.

Следует иметь в виду, что данный урок относится к числу наиболее «нагруженных» во всем учебнике; в случае если учитель не располагает дополнительным временем для изучения всего материала, целесообразно отказаться от подробного рассмотрения некоторых сюжетов (духовно-рыцарские ордены, Третий Крестовый поход), с тем чтобы сосредоточить внимание на причинах и последствиях Крестовых походов и на двух наиболее важных из них — Первом и Четвертом.

1. Вопрос о причинах Крестовых походов лучше всего рассматривать в ходе работы с источником. Необходимо сообщить ученикам о том, кто и почему в Западной Европе мог быть заинтересован в походах. При всей важности материальных интересов крестоносцев нельзя недооценивать и их глубоких религиозных чувств (см. ниже Справочный материал).

2. Важно, чтобы дети не путали две составные части этого похода — поход бедноты и поход рыцарей. Говоря о причинах победы крестоносцев, следует обратить внимание не только на религиозный энтузиазм и высокие боевые качества рыцарей, но и на разобщенность мусульманского Ближнего Востока именно в момент Первого Крестового похода.

3. Ключевым в этой части является вопрос о том, почему столь ограниченными были ресурсы государств крестоносцев, в чем причины их слабости. Отчасти ответ на этот вопрос дает карта. При наличии времени можно обратить внимание учеников на важность духовно-рыцарских орденов как регулярной и дисциплинированной силы, но при этом следует отметить, что ордены имели собственные интересы, не всегда совпадавшие с интересами правителей государств крестоносцев.

4. Третий Крестовый поход привлекает внимание масштабами, колоритностью и своих предводителей, и противостоявшего им султана Саладина; к тому же события именно этого похода могут быть известны детям по книгам и кинофильмам. В контексте логики данного урока он важен тем, что впервые так отчетливо обнажил противоречия между крестоносцами, ярко выявил крепнущую тенденцию ограничения религиозной мотивации в пользу политической. Можно предложить двум ученикам, желательно с использованием дополнительных источников информации, подготовить выступления, в которых события похода интерпретируются в одном случае с позиций Ричарда Львиное Сердце, в другом — с позиций Филиппа II Августа.

5. Четвертый Крестовый поход заслуживает наиболее подробного рассмотрения. Уже история захвата крестоносцами Задара демонстрирует смещение прежних акцентов в мотивации крестоносцев, их готовность обратить оружие против христиан. Важно подчеркнуть, что за прокламируемым желанием крестоносцев восстановить справедливость, вернув престол свергнутому императору, а заодно получить дополнительные средства для продолжения похода легко прослеживается стремление захватить богатую добычу. Показательно, что после захвата Константинополя поход так и не был продолжен. Особую роль во всех этих событиях сыграла позиция Венеции, которая с самого начала использовала крестоносцев в своих целях и в конце концов сумела их руками укрепить свои позиции в Восточном Средиземноморье.

6. Обсуждение результатов Крестовых походов можно организовать по ролям: разные ученики говорят о них с точки зрения папства, самих крестоносцев (причем как рыцарей, так и бедняков), европейских государей, венецианских купцов, Византии, мусульман. Это позволит, во-первых, привлечь к активной самостоятельной работе весь класс, а во-вторых, увидеть сложность феномена Крестовых походов, неоднозначность его результатов.

Работа с источником. Источник представляет собой отрывок из «Иерусалимской истории» Роберта Реймсского (Роберта Монаха), написанной около 1107 г. (либо между 1112 и 1118 гг.). Это первая полная история Первого Крестового похода, охватывающая события от Клермонского собора 1095 г. до 1099 г. Особую ценность представляет описание Клермонского собора, на котором автор лично присутствовал. Вопросов к документу, приведенных в учебнике, в принципе достаточно для организации работы с текстом. Хотя рыцарство нигде не названо, но понятно, что в словах «вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны…» Урбан II имеет в виду именно его. Можно предложить детям сформулировать на основании этого текста причины Крестовых походов. Конечно, далеко не все они намечены в тексте, но дети вполне могут обратить внимание на «относительную перенаселенность» Западной Европы («земля эта… стеснена вашей многочисленностью… и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает»), на связанную с ней воинственность рыцарей, агрессию которых требовалось направить вовне, а также на религиозные мотивы, которые именно в Первом Крестовом походе сыграли наибольшую роль.

Работа с картами. Работа с картами желательна почти на всех стадиях урока. Наряду с картами учебника и атласа возможно использование анимированных карт (в частности, из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»). Беседу о продвижении участников Первого и Третьего Крестовых походов к Палестине следует сопровождать показом на карте. Учитель предлагает детям найти на карте «Крестовые походы», из каких стран происходили основные участники Первого и Третьего Крестовых походов. Обращаясь к истории государств крестоносцев на Востоке, можно предложить детям оценить, удобна ли конфигурация этих государств, чтобы защищать их от мусульман. При работе с картой «Четвертый Крестовый поход» можно задать детям вопрос: как изменились владения крестоносцев между Первым и Четвертым Крестовыми походами?

Работа с иллюстрациями. Иллюстрация на с. 137 привлекает внимание не только экзотическим мечом (или кинжалом) в зубах Христа, но и тем, что Христос, предводительствуя рыцарским войском, едет на боевом коне и совершенно по-рыцарски держится в седле. При работе с иллюстрацией «Поединок христианского рыцаря с сарацинским воином» (с. 139) можно задать детям вопросы: где изображен христианский воин, а где сарацин? Как вы это определили? Учитывая, что изображения креста на рыцаре нет, а о том, что золотые леопарды в алом поле — герб английских Плантагенетов, дети еще не знают, определить, кто где, они могут либо по синему окарикатуренному лицу сарацина, либо на основании того, что христианский художник скорее изобразит победу христианина над мусульманином, чем наоборот. В любом случае перед нами очень яркое визуальное воплощение образа «чужого». С одной стороны, мусульманин одет в привычные художнику, но совсем не арабские доспехи, с другой — художник «отметил» его характерными знаками «другого»: синий цвет лица, крючковатый нос, голова мавра в качестве герба. При работе с иллюстрацией на с. 142 («Твердыня крестоносцев в Сирии…») можно предложить детям оценить достоинства этой крепости на основании того, что им уже известно о средневековых замках. Относительно печати тамплиеров (там же) можно задать вопрос: что может означать изображение двух воинов на одном коне? (См. Приложение.) К иллюстрации на с. 145 («Статуя крестоносца…») можно задать вопросы: какое впечатление производит на вас это изображение? Как вам кажется, в каком настроении крестоносец вернулся домой?

Справочный материал. Пытаясь понять причины крестоносного движения, историки неизбежно сталкиваются с вопросом о том, как сами крестоносцы воспринимали Крестовые походы. По представлениям того времени земной Иерусалим, считавшийся пупом земли и изображавшийся на картах в центре мира, был олицетворением небесного Иерусалима, т. е. рая. В массовых же представлениях образы земного и небесного Иерусалима переплетались; путь к земному Иерусалиму с целью освобождения Гроба Господня становился и путем туда, где возможен физический контакт с Божественной сферой (что лежало в основе любого средневекового паломничества), т. е. путем к спасению души. Немалую часть крестоносцев составляли и те, кто совершил тяжкое преступление и должен был искупить его покаянным паломничеством к Гробу Господню. Считалось, что, вступая на «стезю Господню», человек порывал с грехом; трудности и опасности, преодоленные в пути, уподоблялись аскетическим бдениям монахов. Именно по этой причине папа Урбан II обещал участникам Первого Крестового похода, что отправившиеся в него получат отпущение грехов, а погибшие попадут в рай. Тогда же, к концу XI в., оформилась долго вызревавшая в христианском мире идея священной войны против иноверцев, в которой слились идеи «военизации христианства» и «христианизации воинства»; распространилась практика благословения воинов и их оружия. Таким образом, Крестовые походы, и особенно Первый Крестовый поход, выступают перед нами, в числе других своих ипостасей, и как вооруженное покаянное паломничество.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!