У р о к 12. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ



 

Ключевые понятия и термины: надел, повинности: барщина, оброк; лично зависимые крестьяне, трехполье: яровые, озимые, пар; страда, закрома, недород, неурожай, эпидемия, натуральное хозяйство, община, угодья, фольклор.

Текущий контроль. Проводится по вопросам учебника и заданиям рабочей тетради с упором на те вопросы, ответы на которые позволяют выявить взаимозависимость разных сословий (например, вопрос 2 к § 10).

План изучения нового материала: 1. Крестьяне и сеньоры. 2. Трудовые будни. 3. Натуральное хозяйство. 4. Община. 5. Крестьянская культура.

Комментарий. Урок продолжает знакомить учащихся с основными сословиями средневекового общества. Крестьяне составляли подавляющее большинство как населения в целом, так и третьего, самого многочисленного сословия — работающих, и, следовательно, именно от их готовности мириться со своим положением и нести во всей полноте тяготы налогов и повинностей во многом зависела возможность сохранения социального мира и стабильности в обществе и государстве, именно на их религиозности зиждилось в конечном счете могущество Церкви. Учебник уходит от некогда господствовавшей в школьном преподавании концепции о бесконечно тяжелом положении и постоянно усиливавшейся эксплуатации народных масс в эпоху Средневековья. Это достигается, во-первых, показом того, что не только сеньор не мог прожить без выполнения крестьянами своих повинностей, но и крестьяне тоже нуждались в покровительстве и защите сеньора; во-вторых, подчеркиванием разнообразия форм и степени тяжести крестьянских повинностей, которые сеньор не мог произвольно увеличивать. Из материала этого и предыдущего уроков следует вывод, что сеньор был заинтересован не в нищих и вымирающих, а в обладающих прочным хозяйством и платежеспособных крестьянах. Параграф насыщен сельскохозяйственной лексикой, которая часто вызывает затруднения у современных городских детей (приходится, например, объяснять, чем недород отличается от неурожая), несмотря на то, что некоторые слова уже встречались в курсе истории Древнего мира и при изучении других предметов. Желательно выявить все не до конца понятные слова на этом уроке, проработать их вместе с терминологией и ввести в активный словарный запас так, чтобы при изучении курса русской истории в 6 классе и в дальнейшем дети могли свободно оперировать этой лексикой.

1. Работу целесообразно начать с обсуждения вопроса к классу: почему в Европе в эпоху зрелого Средневековья говорили: «Нет земли без сеньора» (§ 11, с. 108)? Это высказывание можно записать в центре доски и, нарисовав несколько пустых овалов со стрелками, ведущими от них к высказыванию, предложить учащимся заполнить схему перечнем путей, которыми земля попадала под власть сеньора (лучше, если все записи на доске делают учащиеся). Шестиклассники, как правило, быстро вспоминают и записывают такие пути, как «Земельные пожалования вассалам при условии несения военной службы» (например, в ходе реформы Карла Мартелла), «Раздача земли приближенным германских королей в ходе завоевания Западной Римской империи». После наводящего вопроса вспоминают, что сеньор мог быть не только светским, но и духовным, и записывают «Пожалования монастырям и епископствам на помин души и для прощения грехов». Может быть, кто-нибудь сделает предположение, что в бурные эпохи быстрых изменений политических границ и правовых норм мог происходить и «Насильственный захват сеньорами земель более слабых соседей», и будет прав. Достаточно редко ребята сами вспоминают о возможности такого пути, как «Добровольный переход крестьян с землей под власть сеньора в поисках защиты и покровительства». Если этот путь не был самостоятельно назван учащимися, их следует подвести к выводу о возможности такого варианта через работу с текстом отрывка источника после § 11: «Из анналов аббатства Мури» (заодно повторяются термины «анналы» и «аббатство»). Таким образом, наглядно закрепляется мысль о том, что все сословия средневекового общества нуждались друг в друге. В заполненном виде схема могла бы выглядеть так:

Далее учащиеся, пользуясь текстом учебника на с. 108—109, самостоятельно записывают в тетрадях, чем конкретно оборачивалась для крестьян их поземельная и (иногда) личная зависимость от сеньора, что они обязаны были делать для него в обмен на возможность пользоваться землей, а также защиту и покровительство. Записи целесообразно сделать в виде схемы повинностей, причем основу схемы и некоторые термины может (для скорости) нарисовать и записать учитель, а оставленные пустыми ячейки заполняют ученики.

Перед разбором понятия «натуральное хозяйство» можно в качестве синонима термина «оброк продуктами» ввести понятие «натуральный оброк». В сильном гуманитарно-ориентированном классе можно сказать, что обязанность крестьян за отдельную плату перерабатывать свою продукцию исключительно на мельницах, прессах для вина и растительного масла, в пекарнях и на других приспособлениях, принадлежащих сеньору, называется баналитетом.

Разумеется, в схеме названы лишь самые основные повинности, в которых чаще всего выражалась поземельная зависимость крестьян. Такие платежи, как мэнморт («право мертвой руки» — подать, которую лично зависимый крестьянин платил сеньору за вступление в наследство после умершего родственника), формарьяж (подать за вступление в брак за пределами владений своего сеньора) и др., являвшиеся проявлением личной зависимости, в нее не вошли. Но они легко могут быть добавлены, если учитель считает это целесообразным или класс проявляет повышенный интерес к теме.

В принципе основы обеих схем (с варьирующимся числом незаполненных ячеек), будучи размноженными на ксероксе или на компьютере по числу учеников в классе, могут быть использованы для выполнения самостоятельных работ, как предваряющих изучение нового материала, так и для текущего контроля на следующем уроке.

Подводя итоги этой части нового материала, необходимо поставить перед учащимися вопрос о том, что могло вызвать недовольство крестьян и нарушить мир между сословиями. Ответ на этот вопрос они фактически уже видели и в тексте документа, и в тексте учебника, нужно лишь подтолкнуть их к выводу о том, что крестьян возмущали не столько сами повинности, сколько попытки сеньора произвольно увеличить их, крестьяне лишь стремились к четкой письменной фиксации традиционно устоявшихся размеров повинностей. Также самостоятельно (или по наводящему вопросу) учащиеся придут к заключению, что в нормальных условиях сеньор не был заинтересован ни в том, чтобы спровоцировать своих крестьян на выступления, ни в том, чтобы довести до полного истощения их хозяйство чрезмерными повинностями. При ответе на вопрос учителя: «Чем, кроме увеличения традиционной нормы повинностей, мог сеньор вызвать возмущение крестьян?» — дети приходят к выводу, что невыполнение сеньором своих обязанностей по защите и покровительству могло возмутить крестьян не менее, чем увеличение податей. (Это, собственно, и произошло во Франции во время Столетней войны и явилось одной из основных причин Жакерии (см. урок 21).)

2. Этот пункт плана может быть оставлен для самостоятельного изучения, необходимо только убедиться, что дети понимают значение встречающихся в этом разделе параграфа сельскохозяйственных терминов: страда, закрома, трехполье, яровые, озимые, пар; знают, зачем земле отдыхать под паром и в чем значение озимых для выживания крестьянской семьи. Если есть возможность изучить эту тему в классе, целесообразно привлечь иллюстрации на с. 108 и 110 с изображениями полевых работ.

3. Раздел о натуральном хозяйстве невелик по объему, но очень важен для выработки у учащихся основ экономической грамотности, необходимых каждому современному человеку. На средневековых моделях шестиклассники знакомятся с основными закономерностями функционирования экономики. Можно сразу записать на доске термин «натуральное хозяйство» и предложить ребятам высказать свои соображения о том, что он может означать. Если их мысль работает в правильном направлении, можно задать им вопрос о том, как должно называться «ненатуральное хозяйство», в котором в противоположность натуральному не «почти все необходимое для жизни производится и потребляется на месте», а «что-то одно производится в больших количествах специально на продажу, чтобы все остальное можно было купить за деньги». В этом случае они сами могут прийти к выводу, что должен быть еще термин «товарно-денежное хозяйство» (варианты «товарное хозяйство» и «денежное хозяйство» учитель при самостоятельной работе детей должен оценить как правильные и лишь слегка их подправить). Если же мысль ребят никак не прорывается дальше соображения: «Ну, это такое хозяйство, где едят натуральные продукты и носят одежду из натуральных волокон», то термин «товарно-денежное хозяйство» (из следующего урока) можно дать им в качестве подсказки, как антонимичный термину «натуральное хозяйство». Тогда учащиеся смогут сами сделать вывод о сути натурального хозяйства. Очень важно подчеркнуть, что до полного нуля торговля все-таки никогда не опускалась (иначе, во-первых, будет не совсем ясно, из чего потом стали расти города и развиваться товарно-денежное хозяйство, во-вторых, непонятно, как быть с товарами, которые нужны всем, но встречаются далеко не везде, — соль, железо; в-третьих, непонятно, как будет удовлетворять свой специфический спрос элита, особенно сеньоры). Следующий провоцирующий вопрос к классу: как вы думаете, тот небольшой объем торговли, который всегда сохранялся даже при господстве натурального хозяйства, должен был приходиться в основном на ближнюю или дальнюю торговлю? В результате обсуждения этого вопроса ребята приходят к парадоксальному выводу о том, что чем незначительнее объем торговли в структуре хозяйства, тем на более дальние расстояния она ведется. Этот вывод чрезвычайно важен для будущего курса русской истории, поскольку Древнерусское государство начинает складываться в IX в. (при господстве натурального хозяйства) именно вдоль трансконтинентального торгового пути «из варяг в греки», и торговля с Византией по этому пути сыграла свою роль в усилении имущественного неравенства в восточнославянском обществе. Очень хорошей иллюстрацией процветающего натурального хозяйства является комплекс, раскопанный методами подводной археологии на озере Паладрю (см. с. 9—10 учебника и урок 1 настоящего пособия). Если этот пример был на вводном уроке освещен подробно, на него имеет смысл сослаться при изучении этой темы.

4. Учителю следует иметь в виду, что, хотя существование сельской общины в эпоху зрелого Средневековья не подвергается сомнению (споры идут лишь об объеме ее функций, которые, видимо, несколько различались в разных регионах и в разное время), вопрос о происхождении общины остается остродискуссионным. Одни исследователи полагают, что община существовала у германцев уже в эпоху Великого переселения народов, другие категорически против этого возражают, отмечая возможность разной интерпретации сравнительно скудных свидетельств источников. В школьном курсе целесообразно говорить об общине лишь для того периода, когда ее существование не вызывает сомнений среди историков и подтверждено надежными свидетельствами источников, т. е. для зрелого Средневековья. Функции общины удобно разобрать, предложив детям заполнить таблицу, используя материал учебника. Учитель раздает заготовки таблицы, в которых даны заглавие и названия столбцов; содержание столбцов заполняется учениками самостоятельно по тексту учебника, а в последней строке учитель предлагает записать общий вывод.

Функции общины:

Хозяйственная         

Взаимопомощь        

Поддержание порядка        

Судебная      

Религиозная

Культурная

 

Определение порядка севооборота и использования угодий; строительство дорог и других объектов общего пользования

Помощь погорельцам, вдовам, сиротам  

Поддержание порядка, защита от чужаков         

Разбор споров членов общины; наказание нарушителей принятых норм (кроме случаев, подлежащих суду сеньора)        

Содержание священника, строительство и ремонт церкви      

Организация праздников

 

Община играла огромную роль в жизни крестьян во всех сферах жизни. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины

 

5. Ознакомиться с крестьянской культурой можно во время самостоятельной работы. Желательно дать детям задание: опираясь на текст какой-нибудь из баллад о Робин Гуде (русские переводы этих баллад неоднократно печатались; весьма вероятно, они есть и в Интернете), найти в нем черты крестьянской культуры.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!