У р о к 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА



 

Ключевые понятия и термины: cемитские народы (семиты), бедуины, караванная торговля, кровная месть, племенная вражда, Кааба, монотеистическая религия (монотеизм, единобожие), язычество, паломники (паломничество), ислам, мусульмане, хиджра, мечеть, минарет, Коран, Сунна, рамадан, джихад (газават), чадра, шариат.

Текущий контроль. Можно провести с использованием вопросов к § 7 и заданий рабочей тетради к § 7.

План изучения нового материала: 1. Территория, занятия, устройство общества и религия арабов в VI — начале VII в. 2. Жизнь Мухаммада. Возникновение ислама. 3. Ислам — религия и образ жизни.

Комментарий. Ислам — одна из мировых религий, оказывающих огромное влияние на судьбы современного мира вообще и России в частности. Важно помочь школьникам непредвзято разобраться в его сути, особенностях и историческом пути. В раннее Средневековье арабский мир дал уникальный пример взаимодействия культур. Оказалось, что завоеватели, находившиеся на момент завоевания на более низком уровне, чем покоренные народы, могут активно перенимать и адаптировать чужую культуру, сами при этом не ассимилируясь, а, напротив, распространяя свою религию, язык (в каких-то сферах) и существенные элементы уклада жизни среди других народов, частично ассимилируя население, привыкшее к гораздо более высокому уровню цивилизации, чем тот, который существовал в Аравии. Вполне очевидна важность проблематики урока в контексте истории религии. История возникновения ислама тесно связана с проблематикой государства. Наконец, эта история демонстрирует, с одной стороны, важность традиций, которые питали собой новую веру, с другой стороны, столь же очевидную неизбежность их разрыва при возникновении качественно новых явлений жизни.

1. В начале изучения темы проводится работа с картой (см. ниже) и активизируются представления о родственных арабам семитских народах (курс «История Древнего мира», 5 кл.: финикийцы, евреи, ассирийцы). По наводящим вопросам учителя ученики могут сами сделать вывод о важности географических и природных факторов в исторических судьбах народа: оказавшиеся на «перекрестке цивилизаций» Древнего Востока евреи, финикийцы и ассирийцы — северные соседи земледельческой цивилизации Месопотамии — значительно раньше, чем арабы, кочующие в пустынях Аравии, были вовлечены в процесс взаимодействия цивилизаций. Устройство общества у арабов накануне образования государства изучается по тексту учебника: с. 76, абзац 2. Учащиеся могут выделить общие черты с устройством общества у германцев, норманнов, венгров и славян.

  Переходя к доисламским верованиям арабов, можно поставить вопрос: как вы думаете, арабские племена могли иметь какие-то представления о верованиях иудеев и христиан? Учащиеся уже могут выявить по крайней мере два источника проникновения знаний о персонажах Ветхого Завета к арабам: 1) общие корни мифологии семитских народов: у арабов могли сохраниться следы общих с евреями древних преданий; 2) контакты с иудеями и христианами на торговых путях, идущих вдоль побережья Красного моря. Во время этой беседы можно повторить термины: монотеизм, единобожие и язычество, политеизм, многобожие.

2. Переходя к истории жизни пророка Мухаммада (истории возникновения ислама), можно сформулировать вопрос: большинство населения Аравии составляли бедуины, а ислам возник в Мекке — крупном торговом центре, есть ли здесь противоречие? Дети без труда ответят, что в Мекке бывало много иностранцев, в том числе христиан и иудеев, тем самым сразу будет сделан акцент на иудео-христианские корни ислама, его родство с другими религиями. После этого можно (самостоятельно или в процессе обсуждения в классе) выполнить задание на полях на с. 77 учебника. По итогам его выполнения учащиеся отвечают на вопрос: что в истории жизни пророка Мухаммада показалось вам наиболее важным и поучительным?

3. Важно обратить внимание класса на этимологию и семантику терминов «ислам» и «мусульманин». Далее учитель организует работу в группах с текстом раздела 3 § 8 по вопросам: в чем важность Корана для мусульман? Каковы главные обязанности мусульман? Почему ислам называют не только религией, но и образом жизни? По итогам работы в группах можно задать вопрос: как вы думаете, какие черты ислама позволили ему стать мировой религией? В процессе беседы с детьми об образе жизни и системе ценностей мусульман желательно пояснить такое важное и актуальное понятие, как «джихад» (см. справочный материал).

Работа с картой. Обращение к карте главным образом необходимо при рассмотрении п. 1. Следует обратить внимание детей как на моря и заливы, которые омывают Аравийский полуостров, так и на территории, с которыми он граничит на суше: Палестина, Сирия, Междуречье. Можно предложить детям показать на карте Византию (периода ее расцвета) и Индию и провести наиболее удобные торговые пути между ними (вдоль Красного моря — морем или берегом — и далее Аравийским морем или через Междуречье и Персидский залив; если хотя бы часть Месопотамии захвачена враждебным Ираном, важность пути вдоль Красного моря возрастает). Показав детям, где находится Мекка, можно предложить им самим объяснить, в чем выгоды ее географического положения.

Работа с источником. Приведенный отрывок из Корана относится к мединскому периоду жизни Мухаммада и датируется 625—626 гг. В эти годы позиции Мухаммада в Медине были уже достаточно прочными и наибольшую актуальность приобретало размежевание с христианами и иудеями. Отрывок (в известном переводе И. Ю. Крачковского; дан с небольшими сокращениями) как раз и посвящен полемике с «обладателями Писания» — христианами и с их догматом Троицы. Стилистически текст непрост для шестиклассников и, возможно, потребует от учителя комментариев (например, о том, что Ису — Иисуса называли Мессией). Ответ на вопрос, поставленный в учебнике, достаточно очевиден — неприятие мусульманами догмата Троицы. В то же время обращает на себя внимание, что отношение к христианам здесь достаточно мягкое, речь идет о том, чтобы переубедить их, а не заклеймить, представления христиан о Троице трактуются всего лишь как «излишествование» по отношению к исламу.

Работа с иллюстрациями. Иллюстрация «Кааба» на с. 76 дает представление о том, какой облик приобрело это святилище к XVIII в. Обратиться к ней лучше всего в связи с событиями 630 г., когда Мухаммад подчинил Мекку и уничтожил идолов, окружавших Каабу. Желательно, чтобы учитель привел данные, свидетельствующие о масштабах сооружения (см. Приложение). При работе с иллюстрацией «Мечеть Омара» на с. 78 можно обратить внимание детей, что эта мечеть — одна из самых знаменитых в исламе — во многом напоминает ранневизантийские храмы, красноречиво свидетельствуя о принятии мусульманами многих христианских традиций. Иллюстрации на с. 78 и 80 (фронтиспис и фрагмент страницы Корана) выразительно показывают, каким почтением была окружена эта книга, с какой любовью и тщанием она переписывалась и украшалась. Следует обратить внимание учеников на удивительную красоту арабской каллиграфии. Весь иллюстративный материал этого урока может быть использован и при изучении следующей темы.

Справочный материал. Чаще всего (и именно таким был первоначальный смысл слова) под джихадом понимают вооруженную борьбу с неверными, освященную целью торжества ислама; синоним слова «джихад» — газават. Позднее это понятие наполнилось новым содержанием. Появились такие понятия, как «джихад сердца» (борьба с собственными дурными наклонностями), «джихад языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «джихад руки» (принятие мер против преступников и нарушителей норм нравственности) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшим в которой уготовано вечное блаженство в раю). Высшим проявлением джихада считалось духовное совершенствование. Джихад — сложное понятие, и различные мусульманские авторы понимали его по-разному. В Новое и Новейшее время идея джихада использовалась в целях антиколониальной борьбы.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!