У р о к 19. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



Ключевые понятия и термины: университет, ректор, факультет, декан, бакалавр, магистр, доктор, вагант, мистик, алхимия, астрология, схоластика, логика.

Текущий контроль. Наряду с проверкой усвоения материала § 17 должен в данном случае включать вопросы, позволяющие актуализировать знания детей о культуре и образовании в раннее Средневековье (§ 2): кто такие Отцы церкви? В чем заключалась роль монастырей в развитии культуры? Как церковь относилась к античному наследию? Что такое «семь свободных искусств»?

План изучения нового материала: 1. Средневековые школы и университеты. 2. Вера, разум и опыт в средневековой науке и богословии. 3. Схоластика.

Комментарий. Материал урока распадается на две части, первая из которых посвящена организации системы университетского образования в средневековой Западной Европе, а вторая — средневековой науке и философии, которая в данную эпоху выступает, конечно же, прежде всего в форме богословия. Обеспечивая очень высокий для своего времени уровень образования и в то же время свободы и автономию для членов корпорации, университет был ответом на самые актуальные запросы и даже вызовы своего времени. Именно поэтому он сыграл важнейшую роль в развитии Запада и стал неотъемлемым институтом современного мира. Университет органично включался в средневековый город и одновременно выходил за его рамки, обслуживая все государство, обеспечивая, со своей стороны, его безопасность и благоденствие и будучи «стражем христианского мира». Университет не просто являет собой очень яркий пример средневековой общности, но сумел сохранить эти корпоративные черты и передать их современному миру так, что они органично вписались в него и продолжают во многом определять его развитие. С момента возникновения университетов именно в них по преимуществу развивалась философско-богословская и юридическая мысль Средневековья, ставились актуальные и для Средневековья, и для любой другой эпохи проблемы соотношения веры, разума и опыта.

В развитии университетов, как и в истории средневековой культуры в целом, одну из ключевых ролей играли античные традиции. Наряду с теми античными авторами, которые оставались востребованы Средневековьем со времен Великого переселения народов (хотя их наследие и приобретало по мере развития средневековой культуры новое наполнение), существовали и другие, почти или вовсе забытые на Западе, но спасенные от забвения в Византии или в Халифате. Когда о них узнавали на Западе, по отношению к ним должна была проделываться работа по их адаптации к христианству, тем более значительная, чем крупнее был масштаб античного мыслителя. В этом плане самым значительным вызовом христианской доктрине стало ознакомление европейских мыслителей со взглядами Аристотеля; убедительный ответ на этот вызов дал философско-богословский синтез Фомы Аквинского.

1. Вспомнив в ходе текущего контроля, что из себя представляла система школьного образования в раннее Средневековье, можно задать учащимся вопрос: как вы думаете, как могла измениться система образования в эпоху расцвета Средневековья? С помощью наводящих вопросов дети могут прийти к выводу, что расширение знаний о мире, усложнение общественной жизни требовало школ более высокого уровня, что для управления государством и Церковью требовались квалифицированные теологи и юристы (комментируя возможные ответы учащихся о важности экономического образования, можно уточнить, что экономика как отдельная дисциплина еще не выделялась, но получить знания в этой области можно было в процессе обучения теологии или праву). Такими школами более высокого уровня и стали университеты. Хотя в 6 классе учащиеся редко задумываются о поступлении в университет, это слово им, как правило, уже знакомо. Целесообразно сразу же выяснить, как они его понимают, знают ли они, что такое факультет, декан, бакалавр и т. д. Структуру средневекового университета лучше всего представить в виде схемы, которую можно предложить детям заполнить и озаглавить (из четырех надписей схемы вполне достаточно иметь на заготовке лишь одну). 

Затем можно спросить учащихся: как вы думаете, похожи ли были занятия средневековых студентов на ваше обучение в школе? В чем может быть сходство? В чем различие? Завершая беседу о средневековых университетах, целесообразно уделить немного времени поэзии вагантов, прочитать детям несколько ярких отрывков.

2—3. Материал этих разделов можно обобщить в таблицу, которую дети должны самостоятельно заполнить и озаглавить.

 

Крупнейшие средневековые ученые, философы, богословы Имя      

Годы жизни  

Основное содержание учения

 

Пьер Абеляр

1079—1142   

Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и полагаться не на авторитеты, а на свой разум

 

Бернар Клервоский

1090—1153   

Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость Божья может открыть людям тайны мироздания

 

Роджер Бэкон          

ок.1214— после 1292         

Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания, предвидел многие изобретения и открытия будущего

 

Фома Аквинский    

1225/1226— 1274    

Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений

 

В учебнике имеется необходимая информация за исключением дат жизни Бэкона и Бернара Клервоского. В зависимости от наличия времени и возможностей класса учитель определит, какие именно клеточки таблицы следует оставить для заполнения ученикам.

Отдельного, хотя бы и краткого разговора заслуживают схоластика и взгляды Фомы Аквинского (см. ниже Справочный материал). Более подробно достижения средневековой мысли можно рассмотреть на примере взглядов Роджера Бэкона в ходе работы с источником.

 

Работа с источником. Приведенные отрывки, взятые из разных трудов Бэкона, показывают его удивительную разносторонность и прозорливость, которые могут вызвать у детей вопросы: насколько показательна эта фигура для Средневековья? Много ли таких было?

 

Францисканец Роджер Бэкон, один из самых необычных мыслителей Средневековья, был наиболее последовательным в то время теоретиком и практиком экспериментальной науки. В ученых и богословских спорах того времени Бэкон был своего рода белой вороной и не раз оказывался из-за этого в тюремном заключении. Его основные труды: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение», «Основы математики», «Основы естествознания», «Компендиум философии», «Компендиум богословия». Убежденный последователь Аристотеля и Ибн Сины, Бэкон не принимал бесплодных, по его мнению, богословско-философских построений в духе Фомы Аквинского и подчеркивал важность экспериментального естествознания для укрепления веры. Он считал, что могущество и благополучие человека должны возрасти в результате овладения тайнами природы. Выделяя три источника познания — веру в авторитет, рассуждение и опыт, Бэкон считал, что самый достойный авторитет недостаточен без разумного доказательства, но избавить ум от сомнения и оно не может, а может лишь опыт. Впрочем, в понятие опыта Бэкон включал и внутренний, духовный опыт (мистическое познание в акте Божественного озарения истин веры и самого Бога). Высшей формой знания он считал богословие, а его «корнями» — лингвистику, математику, физику и мораль. Много занимался структурой научного знания, особое внимание уделяя оптике. В своих трудах он предвидел множество открытий и изобретений, которые были сделаны позже (очки, подзорная труба, домкрат, безопорный мост и т. д.), выдвинул идею необходимости исправления юлианского календаря, описал смесь, предположительно являющуюся порохом.

Работа с иллюстрациями. Позволит составить представление о великолепии лучших средневековых университетов (на примере главного здания Саламанкского университета), об обстановке на лекциях. Привлекают внимание изображения Абеляра и Фомы Аквинского. При работе с иллюстрацией на с. 176 можно предложить детям определить, к какой социальной группе принадлежат эти ученые (тонзуры показывают, что по крайней мере двое из них монахи).

Справочный материал. «Сумма теологии» Фомы Аквинского, как и многие другие средневековые трактаты, изложена в форме обсуждения вопросов, каждый из которых построен по определенной, строго соблюдаемой схеме. В заглавии формулируется тема вопроса, например: о десятине, о добродетели и т. д. Затем кратко перечисляется, что именно будет рассматриваться в изложении данного вопроса. В зависимости от числа таких более узких тем вопрос делится на известное число разделов. Каждый из этих разделов, в свою очередь, делится на четыре части. Сначала излагаются мнения, противоположные тому, которого придерживается сам автор. До XIV в. не было обычая называть имен своих оппонентов, и Фома приводит их мнения в безличной форме: «считается, что» и т. д. После изложения аргументов своих противников схоласт приводит цитату из авторитета, которую он считает решающей для выяснения вопроса. Эта вторая часть начинается словами «но против». Затем Фома разъясняет значение приведенной цитаты для обсуждения вопроса и делает из нее нужные ему выводы. Изложив свои взгляды, он переходит к анализу приведенных им мнений своих противников. Так как эти мнения тоже основаны на церковном авторитете, то опровержение состоит в том, что доказывается неправильность сделанных из авторитета выводов. Эта схема проведена Фомой Аквинским через сотни вопросов и тысячи их разделов «Суммы теологии».

 

У р о к 20. ВРЕМЯ СОБОРОВ

(ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI—XIII ВВ.)

Ключевые понятия и термины: романский стиль (романика), портал, готический стиль (готика), стрельчатая арка, аркбутан, контрфорс, витраж.

Текущий контроль. Проводится по заданиям в учебнике и рабочей тетради. Можно организовать конкурс самостоятельных работ на тему «Один день из жизни средневекового студента». Желательно задать несколько вопросов, актуализирующих ранее полученные знания по архитектуре и искусству Византии (§ 6): что такое базилика? Что такое неф? Что такое трансепт? Как был украшен внутри христианский храм? Неплохо было бы вспомнить и материал по развитию церкви: какие факты свидетельствуют об усилении могущества церкви в XI в.? В чем заключались основные идеи клюнийского движения?

План изучения нового материала: 1. Романский стиль в архитектуре. 2. Скульптура романских соборов: «Библия в камне». 3. Готический стиль.

Комментарий. Так как в рамки урока входит изучение только архитектуры и изобразительного искусства эпохи расцвета Средневековья, есть возможность рассмотреть достаточно подробно два важнейших стиля средневекового искусства — романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением Церкви. Последняя располагала огромными богатствами для строительства и украшения церквей и монастырей, в которых перед верующими представал образ торжествующей Церкви. Свою роль сыграло и широкое распространение паломничеств, которое потребовало гораздо более масштабного, чем прежде, строительства. В то же время расцвет средневековой архитектуры и искусства неотделим от расцвета городов, в которых и строились (причем в значительной мере на пожертвования горожан) самые знаменитые соборы. Складывание романского, а затем и готического стиля демонстрирует огромную роль традиции в истории средневековой архитектуры и искусства и в то же время показывает, как пробивали себе дорогу важнейшие новации.

Средневековое искусство обладает огромным потенциалом эстетического воздействия на детей, важно этот потенциал выявить и донести до адресатов. К сожалению, памятники романского и готического стиля практически не представлены на территории России (если не считать псевдоготики и определенных параллелей между романикой и древнерусской архитектурой XII — начала XIII в., на ум приходят лишь немногие памятники Выборга); западноевропейская средневековая живопись и скульптура также сравнительно слабо представлены в наших музеях (Эрмитаж в Санкт-Петербурге и прекрасная коллекция копий многих знаменитых средневековых скульптур и мозаик в ГМИИ в Москве). Детям, в большинстве своем не видевшим романских и готических соборов, трудно представить себе то чувство, которое там испытываешь. Поэтому особое значение приобретает работа с изобразительным материалом. Хотя изображения в учебнике неплохо иллюстрируют расцвет средневековой архитектуры и искусства, учитель при желании может привлечь дополнительный иллюстративный материал, используя видеофильмы, слайды, альбомы, ресурсы Интернета.

1. Обращаясь к причинам расцвета средневекового искусства, который проявился, в частности, в возникновении и развитии романского, а потом и готического стиля, учителю следует подчеркнуть многообразие этих причин: это и относительное умиротворение Западной Европы после нескольких веков внешних нападений, и хозяйственный рост, который сделал возможным масштабное строительство, и усиление Церкви, и подъем городов, в которых и строились соборы. При желании все эти причины возникновения романики можно представить в виде таблицы. Детям желательно предложить либо заполнить основу таблицы, либо самостоятельно преобразовать в таблицу соответствующий текст учебника.

Уменьшение внешней угрозы       

Хозяйственный рост          

Подъем городов

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

 

Усиление Церкви    

Развитие религиозного чувства, распространение паломничеств

 

Рассмотрение характерных черт этого стиля проводится по иллюстрациям учебника или по дополнительным изобразительным источникам. Материал по романике и готике может быть систематизирован в таблице «Романский и готический стили» (см. п. 3).

2. Изучение скульптуры романских соборов лучше всего организовать в процессе работы с источником и с иллюстрациями. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в скульптурном убранстве храма проявлялись черты народной культуры, неуемной фантазии простых резчиков по камню.

3. История возникновения готического стиля дает хорошую возможность показать на конкретном примере, что зачастую одни и те же люди активно участвовали в управлении государством, уделяя первоочередное внимание взаимной поддержке государства и Церкви, и покровительствовали развитию культуры. Тот самый Сугерий, который уже знаком детям по описанию деяний Людовика VI и бесчинств Томаса Марля (§ 15, с. 155), осуществил в соответствии со своими представлениями о церковных зданиях и церковных службах перестройку главной церкви Сен-Дени (где он был аббатом), которую он хотел сделать просторной, красивой и удобной для верующих (о том, что у иерархов Церкви могли быть разные позиции по отношению к убранству храма, см. в разделе «Работа с источником»). При этом впервые были использованы конструктивные принципы готики. Проследить, как устроена готическая церковь, позволяет схема на с. 185. На ней хорошо видно, как тяжесть сводов распределяется на опорные столбы, а частично через аркбутаны передается на контрфорсы. Обобщить и систематизировать материал по романике и готике позволит предлагаемая таблица «Романский и готический стили», основа которой раздается ученикам (или рисуется на доске). Одна ячейка заполняется для образца (в принципе можно заполнить и больше ячеек и оставить ученикам для самостоятельной работы лишь несколько, но тогда следует оставить пустыми заголовки столбцов, предложив детям определить, где романика, а где готика).

Вопросы для сравнения     

Романика      

Готика

Время господства стиля         

Знаменитые памятники         

Конструктивные особенности      

Чтобы выдержать тяжелые каменные своды, требуются массивные столбы и толстые стены  

Характерные внешние черты            

Характерные черты интерьера         

 

Закрепить материал по романике и готике позволят задания 1–3 к § 19 рабочей тетради.

Работа с источником. Бернар Клервоский, богослов, мистик, основатель и аббат цистерцианского монастыря Клерво, организатор Второго Крестового похода в 1146—1147 гг., пламенный проповедник, прозванный за красноречие «Доктором медоточивым», уже знаком детям по его борьбе с учением Пьера Абеляра. Он написал много богословских сочинений, проповедей, посланий. Склонный к аскетизму, Бернар осуждал чрезмерную, по его мнению, пышность отделки церковных зданий, полемизируя в этой связи со своим современником и соотечественником Сугерием, аббатом монастыря Сен-Дени, канцлером и биографом французского короля Людовика VI. Сугерий считал, что церкви следует пышно украшать, что красота отделки, золота, драгоценных камней должна помогать верующим чувствовать красоту и величие созданного Богом мира и через эту красоту постигать совершенство Бога. Бернар же, напротив, считал, что внешняя красота отвлекает от истинной веры, что увлечение украшением храма противоречит истинно христианским добродетелям: «Церковь наполнена сиянием, а бедняки прозябают в совершенной нищете; камни храма покрыты украшениями, а его дети лишены одежды; любители искусств утоляют в храме любопытство, а нищие не находят, чем утолить голод». Приведенный в учебнике отрывок привлекает внимание и ярким словесным описанием скульптурного декора романских храмов, часто включающего изображения, не имеющие ничего общего с христианством, и характерным для Бернара опасением, что эстетическое чувство отодвинет на второй план истинную веру. Вопросов в учебнике, на наш взгляд, вполне достаточно для организации работы с источником.

Работа с иллюстрациями. Прежде всего предполагается сравнение романики с раннехристианской базиликой. Учитель рисует на доске планы трехнефной ранней базилики и классического романского собора с трансептом; дети зарисовывают планы в тетради и обсуждают различия. Учитель может подчеркнуть, что, когда верующий шел по центральному нефу от западного входа к алтарю и достигал трансепта, он испытывал сильнейшее ощущение: пространство резко раздвигалось вверх (башня или купол над средокрестием) и в стороны (рукава трансепта). Дети сравнивают интерьер базилики VI в. (с. 59) и романского храма (с. 180) и находят различия: в романском храме своды становятся более высокими и каменными (вместо деревянных перекрытий), что требует более массивных столбов. При работе над разделом «Библия в камне» лучше всего использовать изображения на с. 182 («Взвешивание душ умерших») и с. 183 («Страшный суд»): первое из них иллюстрирует текст, имеющийся в учебнике, а второе довольно подробно откомментировано в Приложении. Следующая стадия работы с иллюстрациями — сравнение готического стиля с романским. На иллюстрациях хорошо видны как некоторые общие черты, так и различия (например, большие окна, система аркбутанов и контрфорсов). Вполне уместно также предложить детям сравнить романскую и готическую скульптуру (с. 182, 184).

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!