Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМАТИКИ



 

Результаты данного исследования могут быть использованы в преподавании, на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ в качестве дополнительного музыкального материала, в лекторской практике. Этот материал может быть интересен как:

• Дополнительный иллюстративный материал при изучении обзорной темы «Музыка XX века».

• Романс Н.Н.Черепнина может быть использован для иллюстрации символизма в музыке при знакомстве учащихся с исторической обстановкой эпохи и характеристикой развития других видов искусства.

• Эти романсы могут быть использованы как иллюстративный материал при изучении темы «Программно-изобразительная музыка».

Кроме того, романсы Н. Черепнина и Н. Метнера могут быть использованы в качестве звуковых иллюстраций в концертах-лекциях, посвященных музыке XX века, символизму и т.д. Аналитический и исторический материал, приведенный в данной работе, может быть привлечен для составления лекции.

Примерный план лекции, посвященной романсовому творчеству изучаемых композиторов.

1. Общая картина исторического развития музыки в XX веке.

2. Обзор других, параллельно развивающихся искусств.

3. Символизм и музыка.

4. Чтение стихов композиторов-символистов.

5. Обращение к важным фактам жизни рассматриваемых композиторов.

6. Прослушивание образцов их романсового творчества, сопровождающееся краткой справкой о каждом из прослушанных произведений.

7. Заключение лекции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Индивидуальность художника может накладывать отпечаток не только на его творческий почерк, но и на особенности  восприятия им великих образцов культурного наследия. Жанры вокальной лирики дают нам уникальную возможность познакомиться с процессом прочтения стихотворного текста композитором.

Выше мы попытались проследить путь, пройденный каждым из двух композиторов-современников, в осмыслении и музыкальном воплощении одного и того же поэтического текста. Н. Н. Черепнин вкладывает в свое изображение мира сумерек внутренний смысл, возможно, отождествляя это время дня с символом, раскрытым поэтами - символистами в их творческом наследии. Н. К. Метнер же, напротив, концентрируется на передаче пейзажных моментов стихотворения и создании определенного настроения. Оба композитора строят формы своих романсов в соответствии с замыслом поэта и используют первичные жанры для воплощения природного начала в музыке. У Н. Черепнина это – колыбельная. Заклинательное обращение к сумраку, стремление слиться с природой выражается в убаюкивающих интонациях жанра. В романсе же Н.Метнера присутствуют жанровые признаки сицилианы.

Оба композитора используют принцип повторности. Н.Черепнин, строя романс на сопоставлении разных разделов, выявляет внутреннее тематическое, структурное и гармоническое родство. Н. Метнер, напротив, проводя через весь романс сквозную линию сицилианы, постоянно изменяет ее, используя, в первую очередь, такое средство выразительности, как гармония, и воплощая принцип «от простого (диатоническая секвенция) к сложному (отклонения в далекие тональности)».

С точки зрения стилистики больший интерес представляет романс Н.Черепнина, который можно охарактеризовать как символистское произведение. Автор мастерски воплощает в романсе образы ночи, сумерек, что связано с тематикой символизма, характерной для эпохи, в которую жил и творил Н.Н.Черепнин.

Краткая энциклопедия символов приводит три основных значения символа сумерек: «таинственный полумрак, темная граница смерти; неопределенность, амбивалентность, область между двумя состояниями; западный свет, окончание жизни, конец одного цикла и начало другого» [электронный ресурс, 10].

Вспомним знаменитое «Götzen-Dämmerung» («Сумерки богов»). В основе этого немецкого мифа лежит легенда, символизирующая «грустное угасание солнечного тепла и прелюдию к новому циклу бытия»; период после борьбы, период окончательной гибели всего живого. Значение символа сумерек как «конца одного цикла и начала другого» активнейшим образом использовалось символистами. Достаточно вспомнить хрестоматийное блоковское «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла, / И, словно облаком суровым, / Грядущий день заволокла». А вот как завершается это заключительное стихотворение из цикла «Куликово поле»: «Но узнаю тебя, начало, / Высоких и мятежных дней» и еще: «Доспех тяжел, как перед боем. / Теперь твой час настал. – Молись!» Кстати, в качестве эпиграфа к стихотворению Блок использует строки из поэтического наследия упоминаемого выше Владимира Соловьева: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло». Сумерки у символистов – прямое отображение предреволюционных, «предгрозовых» лет. Начало XX века в представлении символистов – это время заката лучших лет России.

Символ сумерек воплощался в поэзии, живописи и музыке. На рубеже веков стали появляться одна за другой картины русского живописца Исаака Левитана, посвященные этому переходному времени суток. Но не только сумеречный пейзаж, лунный свет и тени наблюдаем мы на картинах художника, мы также чувствуем тишину и покой, разлитые в пейзаже. Эти картины музыкальны так же, как музыкальны строчки Ф.Тютчева; так же, как видимы нашему внутреннему взору картины ночной бездны «с своими страхами и мглами» в романсах Н. Черепнина и зыбкие светотени романсов Н. Метнера.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!