Глава 1. СРАВНЕНИЕ ДВУХ РОМАНСОВ Н.ЧЕРЕПНИНА И Н. МЕТНЕРА



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Сравнение двух романсов Н.Черепнина и Н. Метнера

1.1. Соотношение музыки и слова в вокальных сочинениях: историческая справка…………………………………………………………………………..6

1.2. Поэтический текст Ф.Тютчева как материал для музыкального переосмысления 7

1.3. Слово и музыка в романсе Н.Черепнина. .12

1.4.«Сумерки» у Н. Метнера. .22

Глава 2. Практическое применение изученной тематики. .28

Заключение. 30

Список использованных источников………………………………………...33

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном аналитическом музыкознании всё больше внимания уделяется путям и методам развития, по которым идёт и которыми пользуется музыка XX и XXI веков. Общая картина исторического развития музыки прошлого столетия представляет множество новых направлений, течений, стилей, развивающихся параллельно. Эта сложная, многосоставная картина XX века включает себя художников порой кардинально противоположных взглядов и убеждений. Стремительный поиск новых средств музыкальной выразительности происходит наряду с возвращением к классическим и даже еще более старинным жанрам, формам, методам сочинения. Органичное сосуществование этих явлений – одна из характерных черт истории музыки в XX веке.

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению двух романсов Н. Н. Черепнина и Н. К. Метнера на один текст (стихотворение Ф. Тютчева "Сумерки").

Актуальность данной работы, во-первых, заключается в том, что эти романсы мало исследованы, поскольку вокальное творчество Черепнина и Метнера не является центральной областью их композиторской деятельности. Н. Н. Черепнин известен в первую очередь как автор шестнадцати балетов, а Н. К. Метнер – как композитор - пианист. Вокальное творчество в обоих случаях оказалось за пределами пристального внимания музыковедов и рассмотрено недостаточно.

Краткий аналитический обзор романсов мы находим в монографии О. М. Томпаковой, посвященной жизни и творчеству Н.Н.Черепнина [18]. О том, какую поэзию выбирал композитор для воплощения в вокальной музыке, а также о связи творчества Н.Черепнина  с символизмом пишет Е. В. Кисеева [10]. В ряде других исследовательских работ подробно освещены вопросы балетного и оркестрового творчества Черепнина, а вокальное творчество изучено лишь в общих чертах [1, 6, 7, 8, 14, 20, 23].

В монографиях, а также учебных пособиях, в которых рассматриваются вопросы жизни и творчества Н. К. Метнера, наибольший интерес музыковедов также направлен на его фортепианное творчество [4, 5, 9].

Во-вторых, актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней рассмотрены методы претворения в музыке одного и того же текста у двух разных авторов. Выше было сказано о разной направленности творческих взглядов, существующих параллельно. В данной работе сделана попытка показать, насколько разными могут быть приемы работы над одним материалом у консервативного и сдержанного в своих взглядах Н. К. Метнера и у одного из смелых новаторов – Н.Н.Черепнина. Сравнение существовавших в XX веке авторских стилей – один из важных вопросов современного музыкознания.

В связи с этим возрастает актуальность подробного изучения романсового творчества двух композиторов.

Предметом исследования являются романсы Н.Н.Черепнина и Н. К. Метнера, написанные на текст стихотворения Ф.И.Тютчева «Сумерки». Объектом исследования стало соотношение музыки и текста в вокальном творчестве Н.Н.Черепнина и Н. К. Метнера

Цели и задачи работы: целостный (комплексный) анализ двух образцов вокального творчества Н. Черепнина и Н. Метнера и их сравнение. В работе также поставлена задача определить значение этих романсов в контексте современной композиторам эпохи. 

В работе использовались, в первую очередь, метод анализа нотного текста, а также сравнительный метод. При подготовке работы привлекались учебные пособия по анализу музыкальных произведений [15, 21]; в качестве материала для анализа поэтического текста использовались литературоведческие труды [3, 17, 19]; чтобы получить наиболее верное представление о творческом методе двух композиторов, изучались их литературные труды [13] и мемуары [22], а также привлекались воспоминания современников [16, 24].

 

 

Глава 1. СРАВНЕНИЕ ДВУХ РОМАНСОВ Н.ЧЕРЕПНИНА И Н. МЕТНЕРА

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!