Соотношение музыки и слова в вокальных сочинениях: историческая справка



Формы вокальных сочинений имеют одну особенность: они регулируются не только закономерностями музыкального мышления, но ещё и формой поэтического текста. Соотношение текста и музыки в вокальном произведении менялось в процессе исторического развития музыки. Так, в эпохи Средневековья и Возрождения взаимоотношения прямые: в мадригалах каждое слово текста непосредственно передавалось в музыке. Позднее, в эпоху Барокко, И.С.Бах обобщённо передаёт настроение с помощью аффектов, выраженных через музыкально - риторические фигуры.

В России, в XIX веке преобладают две позиции работы со словом:

• глинкинская, которая исходит из общего настроения текста;

• от Даргомыжского к Мусоргскому, подразумевающая передачу каждого оттенка текста и говора в музыке.

Когда в XIX веке музыка и слово объединялись в романсе или хоре, возникал союз двух независимых партнёров: и текст, и музыка могли обойтись друг без друга. Музыка к этому времени имела возможность чисто инструментальными средствами выразить любую эмоцию; поэзия же не нуждалась в распевании стихов.

В этот период высокого развития романсового искусства слово оказывает на музыку образное и композиционное влияние, и наоборот: поэтический текст, положенный на музыку, иногда приобретает иной смысловой вариант; порой меняется его структура. Два автономных искусства идут навстречу друг другу, обмениваясь своими выразительными возможностями. В этом и состоит специфика вокальной музыки.

В начале XX века жанр романса, уже достигший небывалых высот в музыке Глинки, кучкистов и Чайковского, требовал обновления. В творчестве целой плеяды художников нового времени - Н. Мясковского, С. Рахманинова, И. Стравинского и других - происходит поиск новых форм и выразительных средств, способных дать романсу выйти за рамки устаревающей романтической традиции. Н.Н.Черепнин и Н. К. Метнер – полноправные участники этого процесса.

 

Поэтический текст Ф.Тютчева как материал для музыкального переосмысления

Камерное вокальное творчество занимало и продолжает занимать важное место в академической музыке. Именно песня и романс могут наиболее полно отразить сферу глубоко интимных переживаний человека. Но уникальность романсовой лирики состоит в том, что композитор, воплощая мысль поэтическую, выражает собственную музыкальную мысль.

Очевидно, в мировом романсовом наследии (имеется в виду исключительно профессиональная музыка) можно выделить две следующие линии:

• Романсы на стихи второстепенных поэтов. Такие стихотворные сочинения представляют ценность лишь как часть музыкального произведения. Нередко случается, что поэтическое сочинение весьма среднего уровня известно нам лишь благодаря романсам и песням знаменитых композиторов. (Вспомним хотя бы шубертовские вокальные циклы на стихи В. Мюллера или романсы М. Глинки на стихи Н. Кукольника).

• Другую линию представляют романсы и песни, написанные на тексты светил поэзии. Именно подобные примеры романсовой лирики мы имели в виду, говоря об уникальности рассматриваемого нами жанра. Ведь предметом сочинения великого поэта вряд ли станет мысль, лежащая на поверхности. Как писала поэтесса Юнна Мориц:

«Как воздуха в обрез!

Как тесно в оболочке!

Какой огромный вес

Сжимается до строчки!» [12, с. 95].

На мой взгляд, гениальный композитор, работая с выдающимся текстом, ощущает то недосказанное, неуловимое, что воспринимается рядовым читателем на уровне эмоций, и воплощает это скрытое поэтическое содержание в нотном тексте.Продолжим цитату Юнны Мориц: «Какой огромный вес / Сжимается до строчки, / Чтоб разлететься вновь / И сделаться вселенной, / И вновь начать со слов, / С поэзии священной». Но какой станет эта вселенная для композитора, что именно увидит он в многоликом поэтическом тексте, какие струны в его душе затронет то или иное стихотворение?

Здесь открывается богатейший материал для музыковедческого исследования, позволяющий проследить понимание гением глубин поэтического текста. В своей работе мне хотелось бы проследить, насколько разными могут быть восприятие и воплощение в музыке одного и того же поэтического текста двумя композиторами-современниками. Это стихотворение Ф. Тютчева «Сумерки», положенное на музыку Николаем Николаевичем Черепниным и Николаем Карловичем Метнером.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф. И. Тютчевым в 30-е годы XIX столетия. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Стихотворение сочетает в себе черты пейзажной и философской лирики.

Тени сизые смесились;

Цвет поблекнул, звук уснул.

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул.

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном.

Час тоски невыразимой!

Все во мне, и я во всем.

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души.

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства мглой самозабвенья

Переполни через край;

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай.

В первой части стихотворения поэт рисует картину сумерек. Он последовательно изображает процесс погружения, «разрешения» жизни с ее суетой, движением и активностью в ночную тишину, «в сумрак зыбкий, в дальний гул». 

И сам лирический герой стихотворения стремится вместе с уснувшей природой раствориться в этом сумраке, слиться с окружающими его покоем и безмолвием. Первое восьмистишие – это изображение собственно ночного мира, а вторая строфа стихотворения представляет медитативное заклинание, обращение к сумраку, мгле, разлившимся в вечернем воздухе. Заключение первой строфы связывает её со второй. Именно в этих заключительных строках («Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всём») мы впервые слышим голос лирического героя, его отношение к тому, что происходит вокруг, его чувства.

Стихотворение Ф.Тютчева глубоко психологично: оно высвечивает конфликтные процессы, таящиеся в глубинах души лирического героя так же как ночь,по мнению поэта, обнажает и обостряет невыразимую душевную тоску и тревогу каждого из нас. Философия Ф.Тютчева станет нам еще более понятной, если мы обратимся к отрывку из его стихотворения «День и ночь»: «И бездна нам обнажена / С своими страхами и мглами, / И нет преград меж ей и нами - / Вот отчего нам ночь страшна», - пишет поэт о ночном времени. 

На наш взгляд, Тютчеву здесь близка философия природоцентризма (космоцентризма), утверждающая главенствующую роль природы; неотъемлемой частью (но только частью) которой является человек. Если день, согласно поэту, это - «земнородных оживленье» (см. стихотворение «День и ночь»), сочетание энергии, жизни и движения, настоящее людское царство; то ночью от всего этого остается лишь «сумрак зыбкий», «дальний гул». А в человеческой душе индивидуальность, взлелеянная тысячелетней историей, сталкивается с первобытным, языческим, инстинктивным началом:

«И человек, как сирота бездомный, / Стоит теперь, и немощен, и гол, / Лицом к лицу пред пропастию темной» (см. стихотворение «Святая ночь на небосклон взошла») 

Что мы можем сказать о стиле, в котором написано стихотворение? Во-первых, оно содержит черты романтического: одиночество лирического героя, стремление приблизиться к природе, слиться с ней.

Но еще в стихотворении наблюдается близость символистским тенденциям. На это указывает сам факт обращения поэта к сфере мистических переживаний человека. Действие стихотворения происходит на грани реального и ирреального, и достигает этого Тютчев не за счет привлечения фантастических образов. Тонко используя поэтические детали и художественные средства, рисуя напряжённую картину ночи, неприятную душе лирического героя, с которым невольно себя отождествляет каждый читатель, поэт мастерски возбуждает в наших душах струны мистического восприятия мира.Тютчев приоткрывает завесу над тайной непознанного, в символизме же эти мистические настроения обнажаются совершенно откровенно. Огромный пласт русской интеллигенции в предреволюционный период отходит от ортодоксального православия. Умами начинают овладевать чисто мистические, околорелигиозные учения; и столпы русского символизма также активно участвуют в этих исканиях. Вспомним отца русского символизма, поэта, философа и богослова В. Соловьева, и вслед за ним – А.Блока с их теорией Вечной Женственности. Каждый поэт мучительно искал выхода из создавшегося нравственного тупика, находя порой этот выход в весьма экстравагантном методе – создании собственной религии (в связи с чем можно вспомнить и Вяч. Иванова, и Андрея Белого, и других).

Что же привлекло символистов в творчестве Тютчева?

В научном литературоведении Федора Ивановича Тютчева принято причислять к поэтам второго плана. Палитра философских образов тютчевской поэзии, ностальгическая тематика его стихотворений близка мировоззрению поэтов «серебряного века». Поэзию Тютчева можно назвать синтетической, в одном его стихотворении нередко соприкасаются разные временные пласты, что получит свое дальнейшее развитие в творчестве деятелей «серебряного века», в частности, у символистов; всё это даёт основание говорить о Ф.Тютчеве как о поэте-новаторе. Но для выражения новаторской тематики поэт пользуется средствами, характерными для его времени. С точки зрения литературно-художественного языка поэт еще очень далек от символизма, далек настолько, насколько Золотой век русской культуры, в рамках которого творил и Ф.Тютчев, далек от Серебряного. Новаторство Ф.Тютчева – в самой тематике его поэзии.

    В музыкальном мире фигура Ф.И.Тютчева имеет немаловажное значение. К строкам его сочинений нередко обращались композиторы в поисках текстов для своих вокальных произведений. Например, в камерно-вокальном творчестве Н.Черепнина поэзия Ф.И.Тютчева играет очень важную роль. Композитор неоднократно обращался к его сочинениям, написав наибольшее количество произведений на его стихи. Среди них – романсы, хоры и хореосимфодрама «Драматическая фантазия», в основу которой положенынесколько строф из стихотворения «Из края в край».

«Наконец, спустя 100 лет со дня рождения, Ф.И.Тютчев нашел среди русских композиторов художника, с истинною любовью в целом ряде произведений воплотившего и перечувствовавшего в звуках его поэзию», - писал Н. Я. Мясковский [10, с. 63].


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 735; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!