ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 36 страница



В принятии решений относительно применения нововведе­ний могут существовать три возможных ситуации. Они таковы:

1) отвержение временно принятого нововведения (например, замена парламентского типа власти в Беларуси в 1994 г. на прези­дентский тип);

339


2) полное принятие новых типов структур и отношений при
соответствующем вытеснении прежних структур и отношений
(например, создание и повсеместное распространение в Беларуси
так называемой «президентской вертикали», пронизывающей со­
бой все властные и управленческие структуры и способы взаимо­
отношений между ними);

3) непрочное, противоречивое следование ранее существо­
вавшим и новым ценностям, нормам, способам поведения, напри­
мер, сохранение большими группами населения Беларуси, России,
других стран СНГ ностальгических симпатий к Советскому про­
шлому и патерналистских иллюзий, связанных с тем, что государ­
ство может и должно помогать всем.

Последнее особенно характерно для лиц старших возрастов и пенсионеров, при широком распространении в других социаль­ных группах рыночных стратегий поведения, (чем выделяются предприниматели, фермеры, так называемые «челноки», лица младших возрастных когорт). Такая ситуация обычна для переход­ного периода в развитии общества, когда происходящие в нем со­циальные изменения характеризуются различной направленно­стью, вследствие чего ни традиционное, ни то, что идет ему на смену (а также их приверженцы), не обладают ощутимым превос­ходством.

В обществе существуют эволюционные и ревонкщионные со­циальные изменения. Первый из этих типов изменений составляют постепенные количественные перемены, преимущественно необ­ратимого характера, проистекающие в различных социальных сис­темах и общностях — в экономике, политике, культуре, социальной жизни, в функционировании семьи, организации и т.п. Основная их особенность заключается в том, что они представляют собой кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления но­вых элементов, свойств, функций, приводящих, в конечном счете, к изменению всей системы. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы. В таких случаях они при­обретают характер социальных реформ - преобразования, переуст­ройства какой-либо стороны социальной системы в целях совер­шенствования ее структуры или функций без разрушения самих ос­нов этой системы. Примером таких преобразований может служить реформирование экономической системы постсоветского общества в Беларуси, России, других странах СНГ на путях становления в них

340


социально ориентированной рыночной экономики, разгосударст­вления собственности, развития предпринимательства и т.п.

Однако эволюционные социальные изменения могут носить и стихийный, неорганизованный характер, примером чего служит урбанизация - процесс сосредоточения населения, экономической, политической и культурной жизни в крупных городах и связанно­го с этим распространения некоторых черт и особенностей город­ского образа жизни в сельской местности.

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это, во-первых, изменения прежде всего не количественного, а качественного характера, направлен­ные на радикальное преобразование социальной системы, будь то экономика, политическая система или научная теория. Во-вторых, эти изменения неразрывно связаны с социальным кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят. В-третьих, такие изменения захватывают не второстепенные, не пе­риферийные структуры и функции данной системы, а ее основные структуры и функции, само ее социальное существование. В-чет­вертых, революционные изменения чаще всего опираются на на­силие и сопровождаются применением насилия. В-пятых, в случае своего удачного осуществления они приводят к возникновению на развалинах старой системы радикально отличающейся от нее ка­чественно новой социальной системы, как это произошло в ре­зультате Октябрьской революции в 1917 г.

Социальные революции именно в силу радикальности осу­ществляемых ими преобразований и крупномасштабного приме­нения не только сил созидания нового, но и разрушения старого, включая и революционное насилие, вызывают ожесточение и диа­метрально противоположные оценки представителями различных социальных групп. Если В.И. Ленин называл революцию «празд­ником угнетенных», то выдающийся русский философ Н.А. Бер­дяев, напротив, - «величайшей катастрофой».

Важную роль в развитии общества выполняют циклические социальные изменения, представляющие собой совокупность явле­ний, процессов, событий, - последовательность которых склады­вается в определенный кругооборот, совершающийся в течение некоторого промежутка времени. Именно такую трактовку исто­рическим процессам давали выдающиеся философы и социологи Н. Макиавелли, Дж. Вико, Ш. Фурье, Н.И. Данилевский, П.А. Со­рокин и др. В своих работах они не просто зафиксировали, но и

341


объяснили, в силу каких причин различные социальные системы -цивилизации, культура, общности и т.п. - проходят через различ­ные стадии циклических изменений - возникновение, рост, рас­цвет, кризис, увядание, исчезновение, а затем - возникновение но­вой системы, которая выступает либо как преемник, либо как со­перник, отрицатель и уничтожитель предыдущей. Наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить динамика различных поколений людей. Каждое поколе­ние нарождается, проходит период социального становления и возмужания, затем - период активной социальной деятельности, за ним - период старения и, наконец, период естественного заверше­ния жизненного цикла.

В последние годы обострился интерес к проблеме больших циклов (длинных волн) в экономических и социальных изменени­ях. Существенный вклад в изучение циклических изменений внес широко известный российский экономист Н.Д. Кондратьев. Он до­казал наличие длинных циклов в экономическом развитии, в ходе которых изменяется динамика большинства экономических пока­зателей от фазы восхода к фазе спада, причем в процессе развития этих циклов скачкообразное изменение производительных сил и соответствующих им экономических отношений взаимосвязано с аналогичными изменениями всех социальных структур. Повыша­тельная волна первого из исследованных Кондратьевым большого цикла начинается со значительного изменения в основных услови­ях хозяйственной жизни общества, в разгар промышленной рево­люции конца XVIII- начала XIX вв., когда совершаются круп­нейшие технические изобретения, создаются новые отрасли про­мышленности, а сами эти циклические изменения сопровождаются крупными социальными потрясениями - революциями и война­ми - Великая Французская революция, наполеоновские войны и др.

Таким образом, войны и социальные потрясения, с точки зрения Н.Д. Кондратьева, включаются в ритмический процесс раз­вития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления. В частности, считал он, войны возникают на почве повышения темпа и напряжения хозяйствен­ной жизни, обострения экономической борьбы за рынки и сырье, а социальные потрясения — в период бурного натиска новых хозяй­ственных сил (5; 200-203, 211).

Дальнейшие исследования, проведенные в этом направлении Й. Шумпетером, Г. Меншем, Л. Фонвье, Ю.В. Яковцом, Н.В. Лука-

342


шевичем и др., показывают, что вблизи поворотных точек боль­ших циклов экономического развития происходят, как правило, события общеевропейского и даже мирового масштаба. Так, в пре­делах минимума и максимума первой длинной волны циклических изменений (1780-1820 гг.) произошли Великая французская рево­люция и наполеоновские войны, война России с Турцией, второй и третий разделы Польши. В период второй длинной волны цикли­ческих изменений (1842-1870 гг.) свершились буржуазные рево­люции в ряде европейских стран, франко-германская война и Па­рижская коммуна. В период третьей длинной волны (1890-1920 гг.) произошли русско-японская война, Первая мировая война, Ок­тябрьская революция. Самым крупным потрясением четвертой длинной волны (1930-1970 гг.) стала Вторая мировая война. А в начале развертывания пятой длинной волны циклических измене­ний (1990 г. - примерно 2030 г.) весь мир был потрясен самоубий­ственным разрушением Советского Союза (6; 328-329) и трудно сказать, какие еще крупные социальные потрясения ожидают нас в этом периоде.

Социальный прогресс и регресс воплощают в себе направ­ленность социальных изменений. Под социальным прогрессом по­нимают такую направленность изменений, при которой осуществ­ляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной со­циальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями.

Несомненным проявлением прогрессивных изменений в об­ществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуще­ствлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же фор­мой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII -начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим про­грессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культу­ры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати гос­подствующее положение в социальной структуре заняла буржуа­зия. Прежде необразованное большинство населения стало заме-

343


Несомненным проявлением прогрессивных изменений в обществе стали переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной эпохе, наступившей 9-10 тыс. лет назад. Столь же прогрессивным был переход от аграрно-ремесленного типа общества к индустриальному его типу, осуществлявшийся примерно 250-300 лет тому назад. Основной же формой этого перехода стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX века. Социальные изменения, вызванные этим прогрессивным процессом, были грандиозны. Вместо возделывания земли основой экономики, социальной жизни, политики и культуры стала промышленность. На смену жесткой авторитарной власти монархов пришла демократическая (или псевдодемократическая) власть парламентов и президентов. Вместо феодальной знати господствующее положение в социальной структуре заняла буржуазия. Прежде необразованное большинство населения стало замещаться образованными людьми, вместо феодального раздробления этносов возникли сложившиеся в результате их интеграции нации с их высокоразвитыми национальными культурами, основанными на едином литературном языке и распространении книгопечатной продукции.

Однако в обществе существуют и такие социальные измене­ния, направленность которых воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, утраты способности к выпол­нению тех или иных необходимых для существования системы и поддержания ее жизнеспособности функций. Это и есть социаль­ный регресс, который кроме нисходящей направленности развития включает в себя и моменты застоя, упадка, возвращения к изжив­шим себя социальным структурам и функциям. Таким образом, по направленности социальных изменений социальный регресс про­тивоположен прогрессу. Типичным проявлением социального рег­ресса стало утверждение в 30-х годах XX столетия фашистского режима в Германии. В результате этого демократическая парла­ментская республика была раздавлена тоталитарной диктатурой «фюрера», многие культурные ценности были отвергнуты, в мас­совом порядке сжигались на кострах выдающиеся произведения мировой литературы. Многие выдающиеся деятели науки и куль­туры были вынуждены эмигрировать. Был осуществлен геноцид еврейского населения, унесший 6 млн. жизней. А немецкая нация, опьяненная и оболваненная в своем большинстве расистской идеологией, была брошена в пучину Второй мировой войны, обер-

344


нувшейся для страны, всего немецкого народа величайшей соци­альной катастрофой.

Однако между прогрессом и регрессом существует не только связь противоположностей, но и гораздо более многосторонняя взаимозависимость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, с другой - при нарастании регрессивных изменений система в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции могут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития. Так, еще со времен Жан-Жака Руссо (вторая половина XVIII в.) значительная часть ученых, специализирующихся в общественных науках, считают, что научно-технический прогресс при всех своих положительных последствиях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу нравов, нравственности.

Учитывая сложность и противоречивость взаимодействия прогрессивных и регрессивных изменений в развитии общества, многие социологи в последние время отвергают утверждения о существовании линейной направленности исторического процесса, выражают скептицизм относительно теории прогресса. Обобщая различные точки зрения по данной проблеме, президент Международной социологической ассоциации И. Валлерстайн утверждает, что с учетом специфики глобальных тенденций и особенностей переходов от одних исторических систем к другим, «гораздо надежнее допустить возможность прогресса, но такая возможность не будет означать его неизбежности (3; 21).

Трансформационные социальные изменения составляют весь­ма специфический класс перемен, происходящих, как правило, в кризисные эпохи и охватывающих все сферы общества, т.е. нося­щих общиостный характер. Именно такими особенностями отли­чаются трансформационные процессы, происходящие на громад­ном геополитическом пространстве бывшего СССР в течение 90-х годов XX столетия. Эти изменения приобретают по существу сис­темные качества и охватывают все сферы общества, все его соци­альные структуры, деятельность всех социальных институтов. В эту многогранную систему социальных трансформаций входят изменения политической и государственной системы, преобразо­вания централизованно управляемой и планируемой экономики в экономику рыночного типа. Появляются новые социальные слои (предприниматели, фермеры, менеджеры, лица свободных профес-

345



 


гуаций. Графически такое переходное, трансформационное со­стояние системы и возможные варианты ее изменений можно изо­бразить в виде взаимного пересечения двух осей: вертикальной, представляющей собой векторальное изображение альтернатив­ных целей, и горизонтальной, вдоль которой располагаются аль­тернативы средств (рис. 40).

Как следует из этого, области возможной социальной ре­формации общества и возможной социальной реставрации, т.е. от­ката назад, к старой или новой форме тоталитаризма в трансфор­мирующейся социальной системе, располагаются в антагонистич­ных по отношению друг к другу квадрантах. Причем первая из них сосредоточена преимущественно в том квадранте, где несущими, системообразующими осями являются два взаимосвязанных на­правления развития: движение по пути углубления социальной демократии и движение к институционализации соперничества и конфликтов. Комплексным итогом трансформаций, осуществляе­мых в этих взаимно дополняющих друг друга направлениях, должно стать формирование и функционирование социального го­сударства с последующим его развитием в цивилизованное, граж­данское общество. Что же касается области возможной социаль­ной реставрации, то она располагается в правом нижнем квадран­те, системообразующими социальными осями которого становятся социально-политическая вседозволенность и тоталитаризм. Соци­ально-политическая трансформация общества в этих двух взаимо­связанных направлениях неизбежно приводит к резкому ограниче­нию демократии, к установлению диктатуры в той или иной форме и в конечном итоге к возрождению тоталитарной общественно-политической системы.

347



 


ции и складывающимися в результате этого вакуумом власти, пра­ва, морали и др. Пределы обширной сферы социального хаоса в посттоталитарном обществе не остаются неизмененными, они по­стоянно пульсируют между минимумом и максимумом. Амплиту­да таких колебаний определяется тем, какие социальные компо­ненты — реформационные или реставрационные — превалируют на гом или ином этапе исторического развития данного общества. Поэтому при многообразии форм перехода от тоталитарной к пост­тоталитарной системе главенствующими остаются две постоянно противоборствующие и взаимоисключающие друг друга тенденции.

Первая, как мы уже отметили, заключается в формировании социального государства. Что оно из себя представляет? Это такая социально-политическая система, в которой никто (ни отдельный индивид, ни клика, ни социальная группа) не вправе сосредото­чить в своих руках такие инструменты власти (экономические, по­литические, идеологические), которые позволили бы ему ущем­лять гражданские права любого гражданина. Каждый гражданин должен обладать возможностью обрести, по крайней мере, мини­мально достойные экономические, социальные, культурные усло­вия жизни. Речь в данном случае идет о существовании верхних и нижних границ цивилизованного существования каждого, которое создает предпосылки для цивилизованного существования всех. Этими границами очерчивается пространство гарантированных прав для всех, причем социальное государство выступает не толь­ко гарантом их осуществления, но и заботится о том, чтобы грани­цы цивилизованного существования каждого гражданина, следо­вательно, и всех граждан, неуклонно расширялись. Однако такая социальная гарантия возможна только в том случае, если высшей ценностью и целью социальной системы становится личность, а главным фактором и определяющей категорией развития общест­ва - труд.

Только в случае преобладания такой тенденции в трансфор­мирующейся социальной системе она сможет обеспечить строи­тельство и функционирование общества, в котором инструменты цивилизованного развития являются общественными, т.е. рассчи­танными на всех, а задачи, которые призвано решать социальное государство, - индивидуализированными, ориентированными на каждого конкретного человека. Именно такая ориентация соци­ально-экономической, политической и духовно-культурной сферы способна обеспечить не только минимум, но и более высокий уро-

349


вень цивилизованного развития для каждого гражданина, следова­тельно, и для всех членов общества.

Если эта тенденция в трансформационном процессе станет преобладающей (для этого существуют все необходимые предпо­сылки), то цивилизационные основы общества, сосуществование его различных социальных групп и общностей (этнических, про­фессиональных, территориальных и др.) не только сохраняются, но и обогащаются, приобретают новое качественное содержание. Если же в процессе трансформации посттоталитарного общества возобладает вторая из названных тенденций (движение к тотали­таризму), то восприятие цивилизационно-культурных структур иных социальных, национальных, профессиональных, территори­альных общностей той общностью или группой, которая обладает властными или иными (экономическими, например) привилегия­ми, приобретает отчужденно-враждебный характер, что может обернуться разрушением цивилизационных основ сосуществова­ния различных социальных структур, нарастанием конфликтности и катастрофичности в общественной эволюции.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!