ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 31 страница




Э. Гидденс, - мы будем понимать группы и социальные контек­сты, в рамках которых совершаются процессы социализации» (1; 82). Первоначальным и очень важным из этих социальных агентов является семья, представляющая собой не только первич­ную группу (по терминологии американского социолога Ч. Кули), характеризующуюся тесными, непосредственными связями и со­трудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопережи­ваний и взаимного отождествления, для которого «мы» является естественным выражением (3; 328), но и естественную модель, микромир широкого социального макромира.

В силу своей относительной устойчивости и стабильности, наличия эмоционально насыщенных взаимодействий, основанных на дружбе и любви, наличия определенной организации в ней че­ловеческого общежития с определенными правилами, обязанно­стями, нормами поведения, соответствующей системой ценностей и оценок, семья получает широкие возможности для формирова­ния личности как живой целостности, как существа индивидуаль­ного и одновременно социального.

Школа является вторым важнейшим агентом социализации, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя (ряда учителей) продуктивное обу­чение и образование большой группы учеников, передавая им еди­ные для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.

Важным агентом социализации является и трудовой коллек­тив, который специализирует и профессионализирует социализи­рующее воздействие социальной среды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоенным ценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроиз­водство, приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности).

Очень важную социализирующую роль в формировании личности выполняет система культуры. Представляя собой само­развивающуюся систему творческой человеческой деятельности и продуктов этой деятельности в виде ценностей, норм, правил, об­разцов поведения, - культура оказывает определяющее влияние на формирование и развитие личности. Великий русский писатель

287


Ф.М. Достоевский усматривал важную социализирующую миссию художественной литературы и в целом культуры в том, что она де­лает два шага навстречу человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным «Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином, инженером, врачом, писателем и т.п., чело­век сначала должен стать самим собой (позже американский со­циолог Ч. Кули назвал это «самостью»). Но если культура ограни­чится только этим шагом, то сформировавшееся «Я» сможет само­возгордиться, вознестись в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется в индивидуализме, нарцисизме, может даже в сво­ем самомнении и самовознесении «переступить закон», т.е. стать преступником. Поэтому, считал Ф.М. Достоевский, необходим вто­рой шаг культуры к человеку, заключающийся в том, чтобы сфор­мировать у него привычку и потребность относиться к другому человеку именно как к человеку, уважать его стремления, мысли, взгляды, убеждения, его позицию. Только идя таким путем, куль­тура способна сформировать социально развитую, духовно бога­тую личность, в которой органически соединены стремления к истине, добру и красоте.

Эта идея Ф.М. Достоевского нашла свое преломление и кон­кретизацию в деятельности американских социологов, поборников культурного детерминизма (Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бе­недикт, в частности, утверждал, что личности - это крошечные ко­пии окружающей их культуры, поэтому «культура- предписание личности». Обосновывая решающую роль культуры в социальном становлении индивида, М. Мид сделала вывод: «культура - это ис­точник личности».

Разумеется, культура оказывает социализирующее влияние на формирование личности не обособленно от других институтов социализации, а вместе с ними и через них, что резко усиливает воспитательный результат этого процесса. Все институты социа­лизации, взаимодействуя друг с другом, оказывают мощное воз­действие на две основные тенденции в формировании личности и ее социальном развитии: 1) тенденцию усвоения индивидом соци­ального опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию твор­ческого их воспроизводства, обогащения и преобразования в дея­тельности личности как активного субъекта общественно-истори­ческого процесса.

288


1.

2. 3.

4. 5. 6.

7.


Вопросы для самоконтроля и повторения

В чем состоит сущность социализации личности? Каковы особенности ненаправленной (стихийной) и направленной социализации?

Какова социализирующая роль идентификации и обобщенного дру­гого?

Каковы основные этапы социализации личности? Какие факторы влияют на социализацию личности? В чем состоит роль таких агентов социализации, как семья, школа, трудовой коллектив? В чем заключено социализирующее значение культуры?


Литература

1. Гидденс Э. Социология. Гл. 3. М., 1999.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию. Гл. 4. М., 1995.

3. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

4. Кули Ч. Первичные группы //Американская социологическая мысль.
Текс1ы. М., 1996.

5. МидДж. Интернализованные другие и самос!Ь //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Мид Дж. Азия //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения
//Американская социологическая мысль. Тексты М., 1996.

8. Смелзер Н. Социология. Гл. 4. М., 1994.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 4. § 4.2. М., 1996.

Глава 22. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Каждый человек в своей жизни взаимодействует с множест­вом других индивидов. В этом огромном пространстве социальных взаимодействий мы замечаем, что поступки людей, их отношения друг с другом в решающей степени определяются положением, которое они занимают в обществе. Нам легко представить прези­дента страны, выступающего с речью на заседании парламента, но трудно представить крупного банкира или предпринимателя, про­сящего милостыню в проходе у станции метро «Октябрьская» в Минске. Положение, занимаемое человеком в обществе и связан-

10 Зак 2030                                                                                                              289


ное с определенными правами и обязанностями, называют соци­альным статусом. Термин «статус» вошел в социологию из латин­ского языка и первоначально, в Древнем Риме, означал правовое положение юридического лица. Спустя две тысячи лет, в конце XIX века, английский историк Г.Д.С. Мейн начал употреблять его в социологическом смысле- для обозначения социальной пози­ции, занимаемой той или иной личностью в социальной структуре общества. Существенный вклад в развитие теории социального статуса внесли такие известные социологи, как Р. Линтон, Р. Мер-тон, Р. Тернер, Т. Парсонс и др.

Согласно современным представлениям, социальный ста­тус — ото соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возмож­ностями, полом, происхождением, семейным положением. Поня­тие социального статуса характеризует место личности в социаль­ной структуре общества, в системе общественных взаимодействий, в ее деятельности в различных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества. Оценка может вы­ражаться в различных качественных и количественных показате­лях: авторитет, престиж, привилегии, уровень доходов, зарплата, премия, награда, звание, слава и т.п.

Р. Линтон счел необходимым выделить «двойственное зна­чение» понятия социальный статус. Каждый человек, утверждал он, обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым занимает определенное место в социальной иерархии, например, губернатор штата, шериф, полицейский и т.п. Но в то же время каждый индивид совмещает в своем лице несколько ста­тусов, будучи одновременно губернатором, членом республикан­ской партии, мужем, отцом, игроком в бейсбол и т.д. Иногда эти статусы приходят в противоречие друг с другом. В таком случае индивид, выполняя предписания одного из социальных статусов, оказывается вынужденным игнорировать требования другого. В своем реальном поведении индивид обычно стремится сохранить свой социальный статус или повысить его. Порой человек вынуж­ден жертвовать многим, чтобы поступать в соответствии с требо­ваниями своего социального статуса - воздерживаться от тех или иных желаний, быть сдержанным в присутствии посторонних, со­блюдать правила этикета, требования морали и права и т.п.

290


Многогранность личности воплощается не в одном, а в не­скольких присущих ей статусах. Охарактеризуем, например, до­цента Н. Физик- его профессия, доцент кафедры теоретической физики - его должностной статус, 42 года- его возрастная харак­теристика, мужчина— его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход — экономическая особенность вузов­ского преподавателя в кризисном обществе, работник умственного труда (интеллигент) - стратификационная характеристика, член партии народного согласия - политическая позиция. Все эти ха­рактеристики описывают социальную позицию одного и того же человека, но с различных сторон. Каждая из них имеет социаль­ный смысл только в соотнесенности с позициями других людей: позиция доцента- с позициями студентов или заведующего ка­федрой, декана; позиция интеллигента- с позициями рабочего, милиционера или предпринимателя; позиция мужчины с позицией женщины: жены, сестры, сотрудницы, соседки и т.п. Все эти и им подобные характеристики, взятые вместе в своей целостности, да­ют возможность представить социальный статус данной личности.

В различных странах, в различных системах культур и на разных этапах их развития, критерии важности или неважности различных социальных статусов оказываются различными. Ска­жем, статус священника в Италии или Польше оценивался обще­ством выше, чем статус шахматного гроссмейстера, в то время как в бывшем Советском Союзе оценки этих статусов были противо­положными. Сегодня в Беларуси, как и в других странах СНГ, ста­тус шахматиста в общественном мнении существенно снизился, а статус священника существенно возрос.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а не­сколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в социологию специальное понятие - «статусный набор», применяемое для обо­значения всей совокупности статусов данного индивида.

Итак, статусный набор представляет собой всю совокуп­ность статусов, характеризующих данную личность в многооб­разии ее взаимодействий с другими личностями с точки зрения выполнения своих прав и обязанностей. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее харак­терный для данного индивида. Именно по этому статусу его выде­ляют окружающие или отождествляют его с ним. Некоторые ста­тусы являются настолько яркими, что превращаются в главные для

291


индивида, независимо от того, каков в целом набор его статусов. Достаточно назвать имя: Александр Македонский, - как мы тут же назовем его полководцем, безошибочно определяя его главный статус, который предопределил его вхождение во всемирную ис­торию в качестве великой личности. Точно так же мы поступим при упоминании имени Петра Ильича Чайковского, безошибочно называя его великим композитором, или Микеланджело, относя его к великим художникам.

Из приведенных примеров видно, что главным в жизнедея­тельности человека выступает тот статус, который определяет уста­новку и направленность личности, содержание и характер ее дея­тельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых и т.п.

В социологии принято различать два статуса - личный и со­циальный. Социальный статус употребляется обычно в двух зна­чениях- в широком и узком. Когда этот термин употребляется в широком смысле, речь идет, как уже отмечалось, о положении, за­нимаемом человеком объективно в социальной структуре общест­ва. Но существует специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках, которые дале­ко не всегда совпадают с реальным социальным статусом данного индивида. В таком случае обыденное сознание, молва, слухи и т.п. не считаются с индивидуальными качествами той или иной лично­сти, а оценивают представителей той или иной социальной группы по бытующему шаблону: «все чеченцы - бандиты», «все предпри­ниматели - жулики», «все строители - пьяницы».

Личный статус отличается от социального тем, что положе­ние, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный -среди знакомых людей. Когда каждый из нас представляется не­знакомым людям или знакомит их со своим приятелем, сослужив­цем и т.п., то обычно называет прежде всего социально-статусные характеристики представляемого- социальное положение, место работы, национальность и др. А когда мы общаемся с хорошо зна­комыми людьми, для них важнее всего не социально-статусные, а индивидуально-личностные характеристики человека - его добро­та, отзывчивость, порядочность и т.п.

В процессе социального взаимодействия может обнаружить­ся несовпадение статусов. Оно возникает, как правило, в двух слу-

292


чаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую - в другой, 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого статуса или мешают их выполнению. Например, доцент Н. может обладать высоким профессиональным статусом, но одно­временно быть посредственным или даже плохим танцором, игро­ком в волейбол или в шахматы. В этом случае мы имеем дело с не­совпадением статусов первого рода. Но возможна и совершенно иная ситуация. Тот же самый доцент может оказаться взяточником во время приема вступительных экзаменов в вуз у абитуриентов. В таком случае возникает принципиальная несовместимость двух статусов: характерные признаки поведения взяточника находятся в разительном противоречии со статусом доцента, с необходимыми для него профессиональными характеристиками - быть квалифи­цированным преподавателем и воспитателем студенчества.

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям, различают­ся еще два вида статусов: предписанный и достигаемый. Скажем, мужчина- это предписанный, независимо от желаний, стремле­ний, усилий данный индивиду статус самим фактом его рождения в качестве особи мужского пола. Белорус- прирожденный статус, показывающий национальность данного индивида. Негр - приро­жденный статус, характеризующий принадлежность данного ин­дивида к определенной расе. Все эти три статусных признака -пол, национальность, расовая принадлежность - заданы человеку фактом его происхождения, независимо от его сознания, желания и воли. Правда, в последнее время выяснилось, что пол индивида можно изменить в результате хирургического вмешательства, ко­гда мальчик или юноша, чувствовавший, мысливший, испытывав­ший влечение к чему-то или к кому-то как девочка, достигнув пе­риода половой зрелости, усилиями врачей превращается в женщи­ну или, наоборот, женщина становится мужчиной. Поэтому воз­никло разведение понятий биологического и социально приобре­тенного пола.

Прирожденными, передающимися по наследству, являются дворянские титулы: князь, барон, граф, - передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения последнего. Таким образом, пред­писанным является такой статус в обществе, который индивид за1

293


нимает независимо от своего сознания, желания, воли, усилии и над которым он не обладает контролем.

От предписанного статуса существенно отличается тот ста­тус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэто­му достигаемым. Статус профессора, чемпиона мира или прези­дента страны человек, как правило, приобретает, применяя свои знания, умения, навыки, затрачивая огромные усилия, преодолевая трудности и препятствия на пути к достижению цели. Поэтому достигаемым называется статус, который является вознаграждени­ем данного индивида за его усилия, целеустремленность, настой­чивость, волю к достижению поставленной цели или же оказыва­ется следствием удачи и везения. Достигаемый статус требует от человека принятия самостоятельного решения и осуществления самостоятельных действий, постоянного контроля над ними и их сознательного корректирования в соответствии с выбранной це­лью. К достигаемому относится такой статус, который человек приобретает благодаря своей деятельности, успехам или заслугам. Почетным гражданином города, почетным доктором или заслу­женным деятелем науки какой-то страны, зарубежного универси­тета можно стать благодаря прошлым достижениям, даже не доби­ваясь специально такого звания.

Социальный статус, особенно достигаемый, органично свя­зан как с его оценкой окружающими людьми, так и с индивиду­альной самооценкой, которая может совпадать или не совпадать с оценкой социальной группы или общества в целом. В оценке лич­ностью своего социального статуса встречаются две крайности. Заниженная статусная самооценка обычно приводит к слабой со­противляемости внешним влияниям, чужим мнениям и взглядам, к конформизму. Такие люди чаще всего не уверены в себе, подвер­жены пессимистическому мировосприятию. Наоборот, высокая самооценка чаще всего приводит к уверенности в своих силах и творческой активности, предприимчивости, жизненному оптимизму.

Обязанности, в связи с которыми определяется статусная по­зиция личности, могут рассматриваться как личные обязательства, вследствие чего человек испытывает чувство персональной ответ­ственности за выполнение этих требований. Но, поскольку все это соотносится с социальными позициями и ожиданиями других лю­дей, каждый индивид в своей жизнедеятельности стремится со­хранить или повысить свой социальный статус.

294


Социальный статус не является неизменным на протяжении жизни личности, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Такое изменение стату­са выражает собой изменение места индивида в социальной струк­туре общества с точки зрения движения вверх или вниз по страти­фикационной лестнице. Для определения высоты социального ста­туса данной личности в социальной структуре общества американ­ским социологом Д. Ленски введено понятие рангового пара­метра. Это понятие выражает ранговое место каждого данного статуса в статусном наборе личности и одновременно в соотноше­нии с соответствующими статусами других личностей, показывая, является ли данный статус более низким или более высоким в со­циальном смысле относительно других статусов. Тем самым ран­говые параметры позволяют получить представление о совокуп­ном статусе индивида в обществе и его изменении во времени.

Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени Д. Ленски предложил еще одно понятие -статусный профиль. Динамика изменений статусного профиля касается всех ранговых параметров всех статусов (за исключением происхождения индивидов), которые в течение жизни могут изме­няться. Причем индивид может одновременно занимать различные статусы в пределах различных ранговых параметров. Например, он может занимать высокий должностной статус в организации, но не относиться к числу богатых людей, или наоборот, иметь высокие доходы, но не занимать высокой должности. Нередко высокие уровни доходов соответствуют высоким уровням должностного статуса и обладания властью. Такое совпадение отнюдь не случай­но: в странах с развитой рыночной экономикой чаще всего бывает так (это установил еще в конце 20-х годов XX столетия П. Соро­кин), что высокий доход позволяет человеку занимать высокий должностной статус, а это приносит ему власть над другими людьми.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!