ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 35 страница



С сигнификативной функцией культуры тесно связана ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством пере­дачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, по­буждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Только что описанная функция органично связана с моби­лизующей функцией культуры, которая побуждает людей к опре­деленным действиям и мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных целей.

329


Культура выполняет и речаксационпую функцию, т.е. помо­гает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстано­вить физические и духовные силы.

Кроме этого культура выполняет еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию — воспита­тельную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем бо­гатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом взаимодействия всех охарак­теризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая функция культуры - человекотворческая Будучи тво­рением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, опре­деляемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Человеко творческая функция существовала всегда, но осо­бенно большую значимость приобретает она в XXI веке, когда резко возрастает не только роль творца культуры, но и ее потреби­теля, точнее сказать: сотворца- читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец должен - каждый по-своему - вместе с художни­ком, писателем, композитором и т.п. доформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного совершения. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника и читающей, зрительской, слушательской публики не через ано­нимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, не по обочине духовной жизни человека— будь он творец культуры или ее взыскательный потребитель, - а через эпицентр его духовного самоопределения и саморазвития.

Итак, в культуре существует внутренне присущая ей упоря­доченность, структурированность. Причем структура эта обладает конкретной исторической конфигурацией и дифференцируется не только в социальном пространстве, изменяясь от страны к стране, от народа к народу, но и в социальном времени, изменяясь от од­ной исторической эпохи к другой. Вследствие этой многогранной социодинамики система культуры и становится мощным фактором структурирования социального мира, соопределяет динамику его социальной структуры.

330


Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Почему культура выступает средством структурирования общества?

2. Каковы два главных фактора взаимодействия культуры с социально-
стратификационными изменениями в обществе?

3. Что такое институционализированные нормы и образцы поведения?

4. Как в социальной структуре общества возникают группы, способные
нарушать или отвергать доминирующие культурные нормы и ценно­
сти?

5. Каковы основные типы социального структурирования в зависимо­
сти от интегрированности или дезинтегративности предписываемых
культурой норм и целей, средств их достижения?

6. Чем отличается социоструктурное влияние элитарной, народной,
массовой культуры, кича, субкультуры и контркультуры на струк­
турные трансформации общества?

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 12. Мн , 2000.

2. Кравченко А.И. Культурология. Разд. П. М., 2000

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социоло­
гические исследования. 1992, № 2.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социологические иссле­
дования. 1992, № 3, № 4.

5. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

8. Смелзер Н.. Социология. Гл. 2 М , 1994.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 3. М., 1996.

331


Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

С самого начала своего возникновения, со времени О. Конта, социология рассматривает взаимодействия человека и общества не только и не столько в статике, сколько в динамике, в процессе со­циальных изменений. Очевидно, что в обществе нет неизменяемых объектов и субъектов: изменяются социальные связи и взаимодей­ствия между людьми, их социальные статусы и роли; изменяется социальная структура общества, доминирующие в нем ценности, нормы и стандарты поведения; изменяются научные и религиоз­ные взгляды, моральные нормы; возникают новые, ранее не суще­ствовавшие виды искусства, типы и формы государства, нормы права и т.д. Все эти перемены в общественной жизни охватывают­ся понятием «социальные изменения».

Что же такое социальные изменения?

В широком смысле слова под социальными изменениями понимают переход социального объекта из одного состояния в другое, любую модификацию в социальной структуре общества, в его институтах, в представлениях людей об обществе.

В более узком и точном смысле термин «социальные изме­нения» означает многообразные перемены, происходящие в тече­ние определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, ин­ститутах, организациях, в социальных статусах и ролях отдель­ных личностей, в их взаимодействиях между собой и с чюбыми структурными компонентами общества.

Обычно в социологии всю совокупность социальных изме­нений подразделяют на пять основных видов. К первому виду со­циальных изменений относятся перемены, происходящие в раз­личных социально-структурных компонентах общества, например, в структуре профессиональной общности, в структурах власти, структуре господствующих в обществе ценностей и т.д. Этот вид социальной динамики называют структурными социальными из-332


непениями. Речь в данном случае идет о процессе структурной дифференциации. Выдающийся американский социолог Т. Пар-сонс утверждал, что «любую систему, с одной стороны, можно представить как структуру, г.е. как ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами (которые, конечно, могут быть и отно-шенческими), а с другой стороны - как события, процессы, в ходе которых «нечто происходит», изменяя некоторые свойства и от­ношения между единицами» (7; 479).

Наряду со стабильными, относительно неизменными со­стояниями социальной системы, в определенные моменты времени происходят структурные изменения, считает Т. Парсонс, диффе­ренциация системы, когда ее основные структурные единицы при­обретают более сложные функции или осуществляется структур­ная реорганизация, т.е. переструктурирование системы. Этот про­цесс прослеживается им посредством анализа изменения произ­водственных функций семьи, которая с самого начала своего возникновения была основной производственной единицей, но по мере усложнения процесса производства она оставляла за собой все меньшую часть выполнения этой функции, передавая ее снача­ла агрегату родственных единиц, в котором сотрудничают не­сколько родственных семей, а затем - и более сложным социаль­ным структурам — трудовым коллективам, объединениям, корпо­рациям, где происходит полное высвобождение социальной орга­низации из уз родства. Одновременно с такими изменениями в составе людей, осуществляющих процесс производства, происхо­дит дифференциация профессиональных ролей, выполняемых раз­личными индивидами, в том числе возникает структурализация работающих на руководителей и подчиненных, возникают и ста­новятся все более сложными и разнообразными нормативные ком­поненты структуры (наборы требований и предписаний к персона­лу, виды поощрения и санкции к нерадивым работникам и т.п.), создаются обобщенные комплексы производственных, профессио­нальных, социальных норм, применимых не к одной структуре коллектива, а ко многим разноструктурным организациям и сис­темам.

Второй вид социальных изменений включает в себя обшир­ную и многообразную совокупность социальных процессов, таких, например, как изменение поведения индивидов и их групп в раз­личных социальных ситуациях, изменение взаимодействий людей с теми или иными социальными институтами (с политическими

333


партиями, религиями и т.д.). Сюда входят изменения, в ходе кото­рых осуществляются взаимодействия типа солидарность, напря­женность, ассимиляция, конфликтность и т.п. Этот вид социальных перемен называется поведенческими социальными изменениями.

Большая совокупность социальных изменений связана с трансформацией функций различных социальных систем, сооб­ществ, организаций, институтов. Например, в результате всена­родного референдума, проведенного в Беларуси в ноябре 1996 г., произошли существенные перемены в верховных органах законо­дательной власти республики - вместо прежнего Верховного Со­вета сформирован новый двухпалатный парламент, в котором зна­чительно изменились выполняемые им функции, произошло их уточнение, распределение между Советом республики и Народной палатой, обогатилось и углубилось их содержание, изменились формы осуществления. В главе, раскрывающей сущность и роль социальных институтов, подробно освещен процесс превращения латентных, скрытых функций производственных организаций в явные, что приводит к серьезным сдвигам в развитии общества, его отдельных сфер. Подобного рода перемены и трансформации называются функциональными социальными изменениями.

В социодинамике общественного развития важную роль иг­рают перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­ной и групповой деятельности людей. Мотивация представляет собой процесс развертывания содержания потребностей, для удов­летворения которых субъект социального действия - индивиду­ального или группового (личность, группа, организация, социаль­ный институт и т.д.) - разворачивает и осуществляет активную, целенаправленную деятельность. Это означает, что мотивация са­ма представляет собой процесс изменений и одновременно пред­полагает активную деятельность, направленную на изменения как объекта действия (предметы внешнего природного и социального мира), так и самого действующего субъекта. Происходящие в об­ществе социальные изменения, с одной стороны, обусловливают перемены в мотивации деятельности, а с другой - сами являются результатом перемен в мотивационной сфере. Например, в про­цессе становления рыночной экономики в Беларуси, других стра­нах СНГ, коренным образом меняется мотивационная сфера дея­тельности не только предпринимателей, властных структур, но и огромных масс населения. На передний план выдвигаются мотивы достижения прибыли, экономической выгоды, денежного возна-

334


граждения, личного коммерческого успеха, что оказывает мощное влияние на сознание и поведение индивидов и их различных общ­ностей - семейных, профессиональных, территориальных и т.д. Совокупность подобного рода перемен в сфере мотивов называет­ся мотивациоиными социальными изменениями.

Большую группу социальных переменных, выполняющих важные интеграционные, нормативные, регулятивные функции в обществе, составляют социокультурные изменения. Подобного ро­да социальные изменения представляют собой сложный много­плановый процесс социокультурной динамики, в ходе развертыва­ния которой меняются не только системы ценностей, норм, образ­цов поведения, но и, как показал выдающийся российско-амери­канский социолог П.А. Сорокин, сами основополагающие принци­пы культуры, ее «доминирующая сверхсистема». Так, сверхсисте­ма чувственной культуры античного мира сменяется в эпоху Сред­невековья сверхсистемой идеациональной культуры, основопола­гающим принципом которой становится бесконечность, сверхчувст­венность и сверхразумность Бога. Однако процесс социокуль­турных изменений на этом не заканчивается. Идеациональная куль­тура постепенно приходит в упадок, ей на смену вновь приходит чувственная сверхсистема культуры, воплощенная ярче всего в ис­кусстве эпохи Возрождения. И такие перемены в культуре происхо­дят вплоть до нашего времени, когда совершается «разрушение чув­ственной формы западного общества и культуры, за которым по­следует новая интеграция столь же достойная внимания, какой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета» (8; 433).

Все пять видов социальных изменений взаимосвязаны друг с другом и своими совокупными действиями воплощают многообра­зие проявлений социальной динамики. Их взаимосвязь изображена на рис. 38.

Социальные изменения не только многообразны, они охва­тывают все сферы общества, все уровни и звенья его структуры, все его подсистемы - экономическую, социальную, политическую, социокультурную, все выполняемые ими функции. Поэтому тер­мин «социальные изменения» толкуется не только очень широко, но и по-разному различными социологами, политологами, фило­софами. Наряду с ним и в близком по содержанию значении упот­ребляются и другие термины: социальное развитие, социальная динамика, социальный процесс, социальная эволюция, социальный прогресс, социальное взаимодействие и т.п. Все эти термины име-

335



 


щающееся в трансформации его состава или структуры, возник­новении или исчезновении его элементов и связей, изменении его функций. Например, политическое развитие сопровождается суще­ственными изменениями во взаимодействии макро- и микрофакто­ров власти, ведущими к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, повышению спо­собности применять гибкие стратегии и технологии властвования.

Социальная динамика тоже очень близка по своим характе­ристикам к тому, что называют социальными изменениями. Тер­мин «социальная динамика» является, однако, более узким по сво­ему содержанию, чем понятие «социальные изменение». В этом термине фиксируются, главным образом, факторы социальных изменений, деятельность субъектов этих изменений и результа­ты такой деятельности.

Существенное значение в социологии имеет типологизация социальных изменений. Наиболее важными типами социальных изменений является следующие.

Институциональные и общностиые изменения. Как мы уже отмечали в главе 18, значительная и очень важная часть жизнедея­тельности общества институционализирована, т.е. осуществляется посредством деятельности социальных институтов - государства, права, политических партий, системы образования, семьи и т.п. Отметим, в частности, возросший в последние годы интерес не только социологов, но и широкой общественности к изменениям структуры, функций, форм семьи, отношений между ее членами. В круг этого интереса входят изучение изменений ролей и функций членов семьи, направленности действий по выбору супруга, изме­нений взаимоотношений в семье, приводящих к разводу и т.д. Возрастающее значение приобретает изучение социальных изме­нений, вызванных распадом Советского Союза и последующей трансформацией политической системы в постсоветских странах. Здесь особенно важную роль играют изменения, связанные с де­мократизацией общества, с возникновением новых типов государ­ственного правления - президентства, парламентаризма; появле­нием новых тенденций в электоральном процессе (в политических ориентациях и позициях избирателей, в динамике их политических предпочтений и т.д.); во взаимодействиях субъектов политической деятельности, в изменениях содержания, структуры, функций и механизмов государственного управления.

337


Общностпые изменения характеризуются тем, что, в отличие от институциональных, они охватывают сферу деятельности не одной, а нескольких взаимосвязанных областей. Такой именно ха­рактер носили социальные изменения, происходившие в период смены рабовладельческого общества феодальным, а феодального — капиталистическим. Во втором из названных процессов становле­нию капитализма предшествовали несколько взаимосвязанных и очень существенных изменений - кризис сеньоральных повинно­стей, разрушавший экономическую основу феодализма, Гуттен-берговско-Скарининская книгопечатная революция, Возрождение, Великие географические открытия, протестантская революция, вызвавшая к жизни дух капитализма. Все эти изменения выходили за сферы деятельности какого бы то ни было из существовавших социальных институтов, оказывали мощное воздействие на все сферы общества и носили вследствие этого общностный (т.е. рас­пространяющийся на все общество) характер.

Инновационные изменения это возникновение новых спо­собов и результатов деятельности людей, которых не существо­вало на предыдущих стадиях общественного развития. Сущность этих изменений составляет инновационная деятельность индиви­дов и их групп, а их содержание - комплексный процесс создания, распространения и практического использования различных нов­шеств (нововведений) для удовлетворения социальных потребно­стей, изменяющихся под воздействием развития общества или вновь возникающих (например, потребность в радиоэлектронных средствах информации).

Сам термин «инновация» вошел в социологию в конце XIX в. через антропологию и этнографию, где используется при исследовании процессов изменений в субкультуре, выступая в ка­честве антонима термину «традиция», затем стал широко приме­няться при исследовании изменений в сферах экономики, полити­ки, науки, техники. Выдающийся немецкий социолог М. Вебер раскрыл важнейшую инновационную роль религиозных институ­тов, в частности, протестантской этики в становлении духа капи­тализма, в возникновении капиталистической экономической сис­темы. Т. Парсонс показал важное инновационное значение фило­софии, теологии, права и социологии в современном обществе.

Обычно в социологии выделяются четыре взаимосвязанных компонента в структуре инновационных изменений. Первым из них является само новшество, в какой бы сфере оно ни появля-

338


лось— в экономической, политической, социальной, научной, тех­нической и т.п. К числу нововведений относятся и новые научные идеи, и новые технические изобретения, и новые политические структуры, и новые социальные роли. Второй элемент нововведе­ний составляют новаторы, т.е. люди, создающие новшества или осуществляющие их реализацию в той или иной сфере обществен­ной жизни. Новаторы, как правило, выделяются своими развитыми способностями, целеустремленностью, высокими волевыми каче­ствами, умением сконцентрировать все свои интеллектуальные и физические ресурсы на решении той или иной задачи, достижении поставленной цели. М. Вебер раскрыл большую значимость личной харизмы (необычайная способность оказывать влияние на других людей) в деятельности политических и религиозных новаторов.

Третий компонент инновационных изменений — агенты диффузии, или распространите пи нововведений Это, как правило, ученики и соратники новатора, создающего новые идеи, проекты, технические средства и т.п. Именно такую роль играли, например, апостолы- ученики Христа- в распространении христианского миропонимания. Четвертым компонентом инновационных изме­нений являются оцениватели, аоспреемники появляющихся нов­шеств. Социальная оценка нововведений постоянно сопровождает инновационные изменения, но при ее социологическом анализе можно выделить экспериментальную фазу и следующую за ней фазу принятия решений Первоначальное принятие нововведений небольшим кругом лиц представляет собой экспериментальную фазу, а последующее более широкое их применение приводит к фазе принятия решений - применять ли предложенные нововведе­ния, а если применять, то в каких сферах и в каких масштабах. На­пример, в период холодной войны и существования острой меж­дународной напряженности научно-технические нововведения, осуществлявшиеся в Советском Союзе и США, оценивались и применялись, в первую очередь, в военно-промышленном ком­плексе (компьютерная, лазерная, ракетная техника и др.), а затем уже переносились в гражданские сферы общества.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!