ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 32 страница



Осуществление социального статуса личностью и воспри­ятие этого статуса как самой данной личностью, так и окружаю­щими ее людьми представляет собой сложный, подчас противоре­чивый, социально-психологический процесс. Здесь возможны три варианта самооценки, соотнесенной с оценками ближайшего ок­ружения. Первым из них является конформистское, т.е. подчи­няющееся групповому давлению, приспосабливающееся к нему, поведение, к которому чаще всего подталкивает человека окру­жающая его социальная среда и существующая в обществе (или

295


общности) система контроля. В таком случае осуществляется нор­мальная, практически бесконфликтная интеграция индивида в со­ответствующую социальную общность. Второй тип самооценки личности, обязательно соотнесенной с оценкой со стороны окру­жающих людей, проявляется в степени самоуважения данной лич­ности и ее репутации в ближайшей социальной среде. Человек ча­ще всего дорожит своей репутацией, особенно в глазах «значимых других», а это подталкивает его к тому, чтобы выполнять предна­значенный ему социальный статус добросовестно и эффективно, ибо именно такая позиция приносит ему авторитет в группе и са­моуважение. Третий вариант отношения личности к собственному социальному статусу предопределяется ее стремлением макси­мально реализовать свои способности и возможности, что сулит получение возможно большего количества и более высокого каче­ства вознаграждений — продвижение по служебной лестнице, воз­растание авторитета и престижа среди окружающих, увеличение дохода (заработной платы, премий и т.п.).

Два первых типа поведения личности в соответствии с ее статусными характеристиками ориентированы преимущественно на приписываемый статус, а третий, более активный и целеуст­ремленный, связан с получением и осуществлением достигаемого статуса. Причем выбор того или иного типа поведения в соответ­ствии с занимаемым личностью социальным статусом зависит не только от самой личности и ее ближайшего окружения, но и от оп­ределенных социокультурных условий. Первый из описанных ти­пов поведения (конформистский) чаще всего реализуется в массо­вом масштабе в условиях тоталитарной социальной системы и становится там наиболее распространенным, хотя и в таких усло­виях проявляются два других типа поведения. Что касается третье­го типа поведения личности, соотнесенного с ее социальным ста­тусом, то наиболее широкие возможности для его реализации соз­даются в обществе демократического типа, где существует плюра­лизм мнений и позиций, высокий уровень состязательности, а жизненный успех, в том числе и достигаемый статус, чаще всего является результатом высокой активности и компетентности.

Итак, высокий социальный статус выступает в значении нормы и общественного идеала и в этом своем качестве обладает большими потенциальными возможностями как в процессе социа­лизации личности, так и в реальной деятельности ее в различных сферах общественной жизни, побуждая ее к социальной активно-

296


сти, к достижению успехов в решении стоящих перед нею задач. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значе­ние в нем приобретают предписанные статусы, определяемые со­циальным происхождением, национальностью или полом, тем большую роль играют в нем достигаемые статусы, которые явля­ются результатом высокого уровня образования, компетентности, профессионализма, активной целеустремленной деятельности лич­ности, ее успехов и заслуг.

В реальной жизнедеятельности социальный статус личности как соотносительная категория, функционирующая только в соот­несенности с другими статусами, занимаемыми другими людьми, проявляется в различных ролях, которые выполняет в процессе взаимодействия с окружающими индивидами данная личность.

Посмотрим на стадион во время футбольного матча. Чтобы было проще проанализировать этот матч в понятиях ролевой тео­рии, давайте договоримся, что главными в рассматриваемом дей­ствии выступают три роли: судья, футболисты и зрители. Роль су­дьи заключается в том, чтобы все действия игроков во время матча соответствовали правилам игры, а каждое допущенное нарушение подвергалось штрафу. Футболисты, играющие на футбольном по­ле, призваны к тому, чтобы совместными, хорошо слаженными усилиями и действиями обеспечить победу над командой соперни­ков. Зрители же собрались на трибунах стадиона, чтобы получить удовольствие от красивой игры и «поболеть» за свою любимую команду. Игра доставит им удовольствие только в том случае, ко­гда все действующие в ней лица будут строго следовать предпи­санным им ролям: судья строго следит за соблюдением правил иг­роками, футболисты - своими действиями (пасом, обводкой со­перника, ударами по мячу и т.п.) обеспечивают забивание голов в ворота соперника и недопущение взятия своих ворот чужой ко­мандой. Если же судья не только не будет контролировать соблю­дения футбольных правил игроками, но и сам начнет их нарушать, «подсуживая» одной из команд, он может полностью испортить весь матч, вызвав справедливое возмущение игроков и зрителей. Если один из зрителей заснет во время матча, на зто никто не об­ратит внимания, но если так поступит вратарь одной из команд, особенно той, за которую «болеег» большинство зрителей, и «зев­нет» мяч, влетевший в его ворота, негодованию зрителей, да и иг­роков его команды, не будет предела.

297


Если мы постараемся более внимательно присмотреться к футбольному матчу, то заметим, что и в самих командах выпол­няемые игроками роли распределены не одинаково: одни игроки выполняют функции защитников, другие - нападающих, а вратарь поставлен стражем у своих ворот и имеет ограниченное простран­ство для выполнения своей роли - в пределах штрафной площад­ки. Более того, у различных игроков имеются различные амплуа, т.е. своеобразные специализации футболиста на исполнение ролей, наиболее соответствующих его физическим данным, характеру да­рованиям, умениям, навыкам, мастерству, например, разыгры­вающий, пенальтист, атакующий защитник, «чистильщик» и т.п.

Не только в футболе, но и в любом другом способе взаимо­действия различных людей, каждый из индивидов, включенных в такое взаимодействие, выполняет определенную роль. В каждой социальной ситуации каждый из нас выполняет определенную роль: профессор, студент, друг, женщина, муж, брат, отец, покупа­тель, пассажир, футбольный болельщик, игрок в волейбол и т.п. Каждая из этих ролей включает в себя свой «сценарий», который мы проигрываем во взаимодействии с другими людьми. Некото­рые роли чаще востребованы, а некоторые- более важны, чем другие. Фактически почти каждый юноша или мужчина считается достаточно компетентным, чтобы выполнять роль друга или суп­руга, но, конечно, не каждый в состоянии выполнить роль матема­тика, шахматного гроссмейстера или поп-звезды Роль, которая считается более необходимой, более важной или более популяр­ной, приносит ее исполнителю большее вознаграждение, чем роли, оцениваемые обществом как менее важные. Когда-то в советском обществе деятельность профессора вознаграждалась выше, чем деятельность милиционера или офицера, сегодня эти оценки в Бе­ларуси и других странах СНГ сменились на противоположные.

Человек в своем повседневном взаимодействии с другими людьми обычно выполняет не одну, а несколько ролей. Например, профессор университета может и должен выполнять такие роли, как преподаватель, исследователь, воспитатель молодежи, кон­сультант государственного учреждения или фирмы, руководитель кафедры, автор научных статей и книг и т.п. Каждая роль, выпол­няемая им, требует определенного содержания деятельности, ма­неры поведения и общения с людьми, каждая сопровождается оп­ределенными ожиданиями к ней со стороны других людей.

298


Впервые определение социальной роли было дано американ­ским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социаль­ную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми должна вести себя в определенных ситуациях личность. Эти нор­мы определяют те виды поведения, которые человек, обладающий данным социальным статусом, может осуществлять по отношению к лицу с другим статусом и, наоборот, поступки второго лица по отношению к первому. Понятие социальной роли, таким образом, относится к таким ситуациям социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении длительного времени личность вос­производит в определенных обстоятельствах устоявшиеся черты поведения, т.е. его определенные стереотипы, соответствующие ожиданиям других людей. Поэтому социальную роль можно оп­ределить и как совокупность ожиданий и требований, предъявля­емых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимаю­щим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Следовательно, социальная роль, возникая в связи с кон­кретной социальной позицией (статусом), занимаемой данной личностью в социально-стратификационной структуре общества, выступает вместе с тем в качестве конкретного, нормативно одоб­ряемого способа поведения, обязательного для данной личности. Поэтому социальные роли, выполняемые тем или иным индиви­дом, становятся решающей характеристикой его личности, не те­ряя, однако, своего социально-производного и в этом смысле объ­ективно-необходимого характера. А это означает, что социальные роли, выполняемые людьми в их взаимодействиях друг с другом, персонифицируют господствующие общественные отношения, яв­ляются социально обусловленными.

Поскольку человек в своей жизнедеятельности выполняет не одну, а множество ролей, ассоциируемых со свойственным ему социальным статусом, Р. Мертон ввел в социологию понятие «ро­левой набор», обозначающее совокупность ролей, характерных для данного конкретного индивида в определенных ситуациях. Однако любая из ролей, выполняемых человеком, может возникнуть и осуществиться только во взаимодействии (реальном или мыслен­ном) с другими людьми. Поэтому, отмечал выдающийся россий­ско-американский социолог П. Сорокин, вне драмы не может быть роли: ведь роль возможна лишь в контексте всех ролей. Что бы ни

299


делал изолированный индивид, никакое из его действии не пред­ставляет собой социального явления. Роль может стать социальной лишь при наличии матрицы. А такой социальной матрицей может быть только социально значимое взаимодействие двух или более индивидов.

Если исходить из матричного понимания значимости соци­альных ролей, то в их функционировании следует выделить три основных блока: 1) представляемая роль- система определенных ожиданий индивидов и социальных групп, ориентированная на субъекты ролевого поведения; 2) субъективно воспринимаемая роль - совокупность тех специфических экспектаций (ожиданий), которые приписывает самому себе человек, обладающий опреде­ленным статусом, т.е. его субъективное представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с лицами других соци­альных статусов; 3) играемая роль — реальное, воплощаемое в кон­кретных поступках поведение данной личности, обладающей этим статусом, по отношению к другому лицу (другим лицам) с другим или одинаковым статусом. Именно этот третий блок ролевой структуры представляет из себя объективирование во вне - в по­ступках, действиях и т.п. осуществляемой индивидом роли, ее по­веденческую реализацию.

Выдающийся американский социолог Т. Парсонс утверждал, что каждое действующее лицо (актор) нацелено на получение мак­симального удовлетворения от совершаемого действия и его ре­зультата, и если это достигается во взаимодействии с другим дей­ствующим лицом, то первый будет стремиться к продолжению действия. Таким образом, каждый индивид приходит к ожиданию определенных действий от других людей в определенных ситуа­циях. Из этих ожиданий (экспектаций) возникают социальные правила (нормы) и общепринятые ценности, помогающие гаранти­ровать желаемый характер ответных реакций. Все это создает сис­тему «ролевых статусов», каждому из которых предписывается определенное ожидаемое поведение, а также поощрение и наказа­ние за соответствие или несоответствие поведения данным ожида­ниям. Поэтому социальная роль мыслится Т. Парсонсом не просто как сектор конкретной системы действий данного индивида, но как именно такой сектор в той мере, в какой он одновременно и подчинен определенной совокупности нормативных экспектаций на уровне социальной системы, и связан с совокупностью отноше-

300


ний с другими исполнителями такого типа, что вместе они состав­ляют коллектив.

В центре внимания социологического анализа, согласно Т. Парсонсу, находится сочленение между нормативными систе­мами, в то время как роли являются компонентами более «удален­ными» по направлению и личностным системам, а ценности (нор­мы) - компонентами, более «удаленными» в сторону культурных систем.

Процесс усвоения индивидом социальных ролей, осуществ­ляющийся в ходе социализации личности, включает в себя, счита­ет Т. Парсонс, три основных компонента. Первый из них заключа­ется в интернализации (т.е. в глубоком внутреннем усвоении) ин­дивидом мотиваций, конкретизируемых в виде приемлемых для данного общества и данной совокупности ролей в этом обществе ориентиров поведения. Вторым компонентом этого процесса явля­ется предоставление обществом индивиду благоприятных для него условий деятельности в соответствии с предписываемыми ему (или избираемыми им самим) ролями. Наконец, поскольку инди­вид взаимодействует с другими людьми в системе коллективов, основным условием их солидарности является соблюдение выпол­няющими свои роли индивидами надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям.

Т. Парсонс считал, что именно в процессе социального вза­имодействия возникают и реализуются социальные роли индиви­дов. А совокупность таких взаимодействий, в процессе которых индивиды выполняют определенные социальные роли, является живой, динамичной, развивающейся тканью социальной системы. Поэтому «в социальной системе, - подчеркивал он, - минимальной единицей является роль участвующего индивидуального деятеля (или, если угодно, статус - роль), а минимальное отношение пред­ставляет собой стандартизированное взаимодействие, когда каж­дый участник функционирует как деятель, в той или иной мере ориентируясь на других, и наоборот, каждый является объектом для всех остальных. Единицами социальных систем более высоко­го порядка являются коллективы, т.е. организованные системы действия, характеризующиеся исполнением ролей множеством че­ловеческих индивидов» (5; 480).

Ролевые взаимозависимости индивидов создают, по утвер­ждению известного немецкого социолога Н. Лумана, специфиче­ские «сети отношений», в которых индивиды, выполняющие свои

301


социальные роли, действуют с оглядкой на другие роли. Любой авторитет, считает он, основывается на ролевых связках. Он огра­ничен и уравновешен тем, кем может быть и чего может достичь носитель авторитета в других взаимодействиях. Именно взаим­ность, симметричность различных ролей придает системе инте­ракций (взаимодействий) собственный специфический смысл, соз­давая условия для возникновения партнерства.

В реализации идеи партнерства, как установил американ­ский социолог И. Гоффман, возникает различие между содержани­ем роли и ролевым исполнением. Роль определяет, как человек бу­дет (должен) себя вести, если станет соблюдать в определенной ситуации определенные правила. А исполнение роли - это «реаль­ное поведение человека в определенной ситуации», которое может отличаться, порой существенно, от предписанной роли. Мы часто выходим за рамки роли или играем ее не полностью Более того, мы иногда выполняем наши роли неубедительно, некомпетентно и даже вызывающе, выходя за рамки жизненного «сценария». Роли в жизни, согласно И. Гоффману, бывают сценическими и закулис­ными. Официанты в ресторане, например, играют сценические ро­ли перед посетителями, но более расслабленно и естественно ве­дут себя на кухне, где их видят только повара и другие официанты. Профессор ведет себя по-разному, болтая со студентами в холле или выступая перед ними с лекцией в аудитории.

Как бы то ни было, человек ни в коем случае не должен пре­небрегать исполнением своей роли, ибо такое пренебрежение в ре­альной жизни способно привести к утрате друзей, работы, семьи и даже свободы.

Социальные по своему происхождению и характеру требо­вания роли становятся структурными компонентами человеческой личности в процессе ее социализации и интериоризации (глубоко­го внутреннего усвоения) ею норм и правил, характеризующих со­держание и сущность данной социальной роли Интериоризиро-вать определенную роль, интегрировать ее в свой поведенческий блок, — значит придать ей собственную, индивидуальную окраску, оценить и выработать определенное отношение к социальной по­зиции (статусу), формирующей соответствующую социальную роль. В ходе интериоризации роли личностью социально выработанные нормы воплощаются в ее поведении, проходя сквозь призму лич­ностных установок, убеждений, принципов, идеалов. Именно че­рез социальную роль, через усвоение и воплощение в своих по-

302


ступках, в своей деятельности правил и норм, индивид включается в свойственную обществу социодинамику культуры. Поэтому, ес­ли статус характеризует включенность личности в социальную структуру общества, то социальная роль воплощает в себе скорее включенность личности в культуру, меру индивидуального куль­турного развития данного человека.

В нормативной структуре социальной роли могут быть вы­делены четыре основных элемента:

1) описание того типа поведения, которое требуется соци­
альным окружением от лица в данной роли;

2) ожидания, предписания, требования, которые предъявля­
ются окружающими данному лицу в связи с подобным поведением;

3) оценка окружающими людьми случаев хорошего, плохого
выполнения данной роли или ее невыполнения;

4) санкции за благоприятные и неблагоприятные социальные
последствия действий в рамках требований к данной социальной
роли (поощрение, вознаграждение, наказание и др.).

В зависимости от содержания и характера требований, за­ключенных в нормативной структуре социальных ролей, послед­ние выступают в трех разновидностях: роли должного (обязатель­ного), желательного и возможного поведения. Ролевые нормативы, которые мотивируют возможное поведение, обеспечиваются пре­жде всего позитивными санкциями - добровольное исполнение обязанностей по отношению к тем, кто нуждается в помощи, вле­чет, к примеру, общественное одобрение, повышение престижа и т.п. Нормы ролей, воплощающие желательное поведение, обеспе­чиваются как позитивными, так и негативными санкциями в виде поощрения, вознаграждения, наработки общественного авторитета либо в виде осуждения, наказания и т.д. Соблюдение же обяза­тельных нормативных требований социальной роли обеспечивает­ся чаще всего санкциями негативного характера в форме осужде­ния в соответствии с нормами права, господствующими в общест­ве, через деятельность суда, прокуратуры, милиции и других пра­воохранительных органов.

Из всего вышеизложенного можно заключить, что социаль­ный статус и социальная роль являются очень важными социаль­ными характеристиками личности в ее повседневной жизнедея­тельности, с которыми неразрывно связаны все ее социальные ка­чества. Поэтому изображенную на рис. 23 структурную взаимо­связь социальных качеств личности необходимо дополнить еще

303



 


роли признаются более важными, чем другие, и их выполнению придается приоритетное значение. Иногда очень эффективным спо­собом, помогающим разрешить ролевой конфликт, когда, скажем, работник предприятия или фирмы «разрывается» между несовпа­дающими требованиями работы и семьи, является шутка, помо­гающая смягчить или даже устранить назревающую конфликтную ситуацию.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!