ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ



Социокультурные и экономические системы Республики Башкортостан

наименование дисциплины по учебному плану

Направление подготовки

44.03.04 Педагогическое образование

Направленность (профиль) «Иностранный язык + профиль по выбору»

 4 семестр 2017-2018 учебный год

Цель дисциплины:

а)развитие общекультурных компетенций:

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1)

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)

Трудоемкость дисциплины:

 

Всего

Аудиторная

СРС

ЛК ПЗ ЛБ
Общая 72 20 24 28
В данном семестре 72 20 24 28

Критерии оценки:

«Отлично» от 91 до 100 баллов;

«Хорошо» от 71 до 90 баллов;

«Удовлетворительно» от 51 до 70 баллов;

«Неудовлетворительно» от 0 до 50 баллов.


Контрольные точки по дисциплине1:

 

 


Вся дисциплина в семестре 100 %

 

 

 


Работа в семестре 70 %

КТ (процент КТ, дата КТ) 100% КТ приходится на:2 Распределение % освоения по виду занятий2 Что оценивается

КТ № 1

40 % (19.10.2016 или 10 неделя)

100%

КТ1

это:

Лек. 10%   Посещение3
Пр. 20% Посещение и проверка
Лаб. 0
Др. 70% составление бизнес-плана по социокультурному и экономическому развитию республики; составление словаря дисциплины;

КТ № 2. 40% (16.11.2016 или 16 неделя)

100% КТ2

это:

Лек. 0
Пр. 10% Посещение
Лаб. 0
Др. 90% опрос, тест, анализ сайтов Республики Башкортостан

ФПА4 30 %

КТ № 3. 30% (22.11.2016 или зачетная неделя)

100% КТ3

это:

Лек. 0
Пр. 0
Лаб. 0
Др. 100% опрос

 

Ст. преподаватель _________________ /Садыкова Лиана Рифовна/

                                                       подпись


 

Второй модуль – методические материалы

Планы-конспекты лекций по дисциплине «Социокультурные и экономические системы Республики Башкортостан»

Тема №1 Общество как социокультурная система

Аннотация:Цель лекции: дать представление об обществе как экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной, информационной и социальной системы, раскрыть сущность таких понятий как социальные общности, социальные отношения, социальная сфера.

Социальные отношения пронизывают любые другие отношения – личные, экономические, политические, духовные, интеллектуальные. Социальные отношения отличаются тем, что они отражают субъектов (людей), которые имеют определенный статус. Именно отношения самостоятельных субъектов превращают совокупность групп в общество как целостную систему.

 

В самом общем смысле, система – взаимосвязь различных элементов, образующая единое целое. Анализ научной литературы позволяет назвать такие признаки системы, как целостность(несводимость частей целого к целому), структурность(внутреннее строение, определяющее упорядоченность элементов целого), инвариантность(способность сохранять свои существенные свойства при определенных преобразованиях объекта и его среды) и другие. Общество обладает всеми теми свойствами, которые характеризуют любую систему.

Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. "Для того, чтобы быть обществом, - отмечает американский социолог Э. Шилз, - социальная система должна обладать своим собственным внутренним "центром тяжести", то есть она должна иметь свою собственную систему власти в рамках своих собственных границ.Кроме того, она должна иметь свою собственную культуру.Общества имеют тенденцию быть "национальными". Современные "национальные" общества – общества, претендующие на то, что они служат воплощением национального единства, и обладающие своими собственными национальными культурами, своими собственными, скорее независимыми, чем зависимыми, экономическими системами, своими собственными системами правления, своим собственным генетическим самовоспроизводством и своим собственным суверенитетом над территорией, обозначенной границами, - представляют собой наиболее самостоятельные из всех социальных систем, известных нам из истории человечества, самые независимые обществасвоих эпох".

Американский социолог Т. Парсонс считал общество самодостаточной системой, "которая способна функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладает такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Самодостаточной системой не являются ни семья, ни город, ни село, ни организация, ни регион.

Как и всякая система, общество проходит в своем развитии различные этапы: зарождения, становления, расцвета, гибели или превращения в другое общество. Итак, общество – это самодостаточная система взаимодействий и взаимосвязей людей, имеющая свои пространственно-временные характеристики

Теоретический анализ позволяет предложить два типа модели общества: модель взаимодействия и модель взаимосвязи. Тип модели взаимодействия – интерактивный (интеракция в переводе с английского – взаимодействие). Тип модели взаимосвязи – коммуникативный (коммуникация – сообщение, передача, связь). Коммуникации служат целям передачи разнообразных сообщений, необходимых для политической, личной, экономической и духовной жизни людей. Сообщения, содержащие элемент новизны, называют информацией. Так, духовная информация выступает необходимым условием процесса обучения и воспитания. Общество в целом и систему образования, в частности, можно описать как гигантское поле коммуникации. Поэтому общество уместно моделировать в качестве информационно-коммуникативной системы, а систему образования как духовно-коммуникативную подсистему.

В процессе перехода от традиционного общества к индустриальному произошло обособление сфер жизни и превращение их в самостоятельные системы. Освобождение общества из-под господства религии и церкви (секуляризация) привело к отделению духовной жизни от экономики и политики. В самой духовной культуре относительную автономию приобрели система образования и наука.

Описывая субъектов отношений, отвечая на вопрос "кто вступает в коммуникацию, кого связывает между собой информационный обмен?", мы вправе изобразить общество как социально-коммуникативную систему. Однако в любой организации обнаруживается не только взаимосвязь, но и процесс целенаправленного воздействия на поведение объектов и, следовательно, в равной мере организация выступает и как модель социально-интерактивной системы.

Общественные отношения представляют собой единство двух состояний - взаимосвязей (условий отношений) и взаимодействий (процесса отношений) между людьми.Большей частью люди вступают в отношения из-за разнообразных благ, условий жизни, необходимых для их существования и развития. В процессе взаимодействия люди производят материальные и духовные блага, обмениваются ими, распределяют и потребляют их. Экономические и духовные отношения осуществляются не сами по себе, не автоматически. Для этого необходимо проявление воли людей в отношении друг друга, возникаютотношения господства-подчинения, отношения людей в обществе по поводу формирования, распространения, распределения и применения власти(воли, обращенной другому). Это - политические отношения.

В то же время сферы жизни общества в примитивных и традиционных обществах не обладают самостоятельностью и целостностью.Лишь в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному типу в результате усложнения и дифференциации начинается обособление сфер жизни ипревращение их в подсистемы общества. Секуляризация (освобождение общества из-под господства религии и церкви) ведет, с одной стороны, к обособлению экономической и политической жизни от духовной, с другой стороны, к обособлению самой духовной жизни от других сфер. В то же время в самой духовной жизни начинается формирование самостоятельных форм отношений - нравственных, эстетических, научных, идеологических, образовательных и т.д. Итогом этих изменений является складывание самостоятельной и целостной духовной системыобщества. Со складывания внутреннего рынка и усложнения "хозяйственного механизма" начинается формированиеэкономической системыобщества, обладающей своей целостностью и способностью к саморегуляции. В Новое время появляются либеральные учения, требующие невмешательства государства во "внутренние" дела экономики, признания собственно экономических законов в экономике. Одновременно происходит усложнение и "политического механизма". Таким образом, складывается и политическая система общества,обладающая своей самостоятельностью и целостностью. В это же время начинает складываться личность как самостоятельная система и сфера личной жизни, не зависимая от других сфер – религии, политики и др. В 20 веке обретает автономностьинформационная сфера жизни общества, а в 21 веке взрослазначимость интеллектуальной сферы, ядром которой выступают наука и инновационные технологии. Итак, общество - это система экономических, политических, личностных, духовных, информационных и интеллектуальных взаимосвязей и взаимодействий людей.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!