Международные культурные связи Беларуси во второй половине 20 в.



  Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая культурная революция, предполагавшая переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии.

   Сразу после Великой Октябрьской социалистической революции были сделаны шаги по установлению международных культурных связей. Советское правительство 30 декабря 1917 года опубликовало обращение к народам и правительствам других стран. В нем говорилось, что оно «… имеет своей задачей создание таких условий, при которых… все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве».

   В 1924 г. Были установлены дипотношения с Великобританией, Италией, Австрией, Грецией, Норвегией, Швецией, Данией, Францией, Китаем, Мексикой. В 1925 г. «полосу признания» завершает договор между СССР и Японией. В середине 1930-х гг., с установлением дипломатических отношений с США и вступлением в Лигу Наций, Советскому Союзу удалось стать полноправным субъектом международных отношений.

Революционные события 1917 года в России открыли реальные возможности для осуществления программы белорусского национально-культурного возрождения, основные элементы которой сложились в начале ХХ в. 1920-е годы вошли в историю культуры Беларуси как время белорусизации.

   Для БССР создание собственного кинопроизводства имело политические значение. Белорусские фильмы должны были пропагандировать достижения Советской Белоруссии не только в масштабах СССР, но и за границей, прежде всего, в Западной Белоруссии. В декабре 1924 г. Постановлением СНК БССР был создан трест «Белгоскино». Экономические возможности БССР не позволяли построить собственную киностудию. Поэтому производство белорусских фильмов было организовано в Ленинграде, на специально созданной киностудии «Савецкая Беларусь»». Начиная с 1937 г. Белорусские кинокартины отмечены наградами десятков международных кинофестивалей — во Франции, Италии, Великобритании, Аргентине, Индии, Германии, Испании, Канаде, США и др.

    Международный авторитет белорусской литературы складывался постепенно. Уже к середине ХХ в. Она перестала быть фактом только национальной культуры. Лидерство белорусских писателей в осмыслении военной темы, в развитии комедиографии признавалось не только в Восточной Европе, но и на всех просторах СССР и социалистического лагеря.

   В 1920-е гг. культурные процессы в БССР отличались сложностью и противоречивостью. Подчинение этой сферы духовной жизни народа интересам государства сопровождалось изменением идейно-эстетического содержания белорусской литературы и искусства. Национал-демократизм, являвшийся идейной основой белорусской культуры с начала XX века, вытеснялся и заменялся коммунистической идеологией.

Широкому развитию зарубежных связей Беларуси мешал ряд обстоятельств: трудности восстановления хозяйства, «холодная война» между противоположными политическими системами, «закрытость» советского общества, практика подозрительного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран.

Серьезным препятствием стала и развернутая во второй половине 40-х – начале 50-х гг. кампания борьбы с так называемым космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Только в связи с «оттепелью» 50-х гг. расширились возможности международных контактов.

Важную роль в развитии международных культурных связей играла организация Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами (БЕЛОД).

   Во второй половине 1950-1960-х гг. успешно развивались белорусское театральное, изобразительное, музыкальное и другие виды искусств. А со второй половины 1960 по первую половину 1980-х гг. были подготовлены и изданы многочисленные коллективные монографии и энциклопедическо-справочные издания по истории белорусской литературы и искусства, ряд исследований по истории философии и эстетики, вышла в свет Белорусская советская энциклопедия в 12 томах, дальнейшее развитие получило музейное дело в Беларуси.

      Расширение культурных связей Беларуси с зарубежными странами содействовал взаимный обмен периодическими изданиями. Через систему “Союзпечать” ежедневно поступали населению Беларуси периодические издания и журналы социалистических стран. В свою очередь, белорусские газеты и журналы посылали за границу. В Минске выходила газета “Голос Родины”, которая информировала своих сородичей за границей о жизни белорусского народа.

      В культурном международном сотрудничестве доброе дело делали библиотеки. Они организовывали обмен книгами, поддерживал тесные связи со многими зарубежными библиотеками, издательствами, архивами, государственными заведениями и т.д.

    На Беларуси существования хорошая традиция отмечать знаменательные праздники, посвященные жизни и деятельности выдающихся представителей всемирной культуры.

     Расширялась такая форма культурного сотрудничества, как проведение дней национальной культуры.Впервые в истории республики Декада белорусской культуры была проведена в 1955 г. В Польской Народной Республике. Вскоре в Белоруссии состоялись Дни польской культуры. Дни культуры зарубежных государств проводились в республике ежегодно. Подробную информацию о проведении в республике международных мероприятий публиковали и транслировали средства массовой информации. Также проводились тематические кинофестивали, выставки книг фотоснимков встречи с учеными писателями и другими деятелями культура и науки. Приезжали многочисленные делегации с представителями парламентских и руководящих органов, политических и гражданских организаций, научных и культурно просветительских заведений. Проводились экскурсии в музеи, по историческим местам, на предприятиях, в учебных заведениях.

   В системе культурных международных связей республики значительное место занимало проведение республиканских и зарубежных выставок прикладного и изобразительного искусства, графики, фотографии, работы народных умельцев и т.д.

   Интересной формой культурных связей БССР с зарубежными странами являлся обмен выступлениями коллективов театров, филармоний, художественной самодеятельности, концертных бригад, отдельных исполнителей..

   Обмены делегациями, специализированными туристскими группами, лекторами, художественными коллективами, спортивными командами, проведение совместных научно-теоретических конференций, митингов, направление в адрес партнеров выставок, книг, материалов для газет, телевидения и радио были традиционными мероприятиями, включаемыми в планы сотрудничества.

   Однако, несмотря на большие финансовые и организационные затраты по обеспечению двусторонних связей, они не всегда приносили ожидаемый эффект. Причиной тому были строгие идеологические рамки.

   Большой интерес к установлению международных контактов проявляла высшая школа республики. Основным направлением сотрудничества стал обмен студентами. Если во второй половине 1950-х гг. большая часть контактов республики приходилась на соседнюю Польшу, то постепенно стали активно сотрудничать с БССР ГДР, ЧССР, НРБ, другие европейские страны.

  Несмотря на существующие трудности объективного и субъективного характера, культурное сотрудничество БССР с европейскими социалистическими странами в исследуемый период было достаточно разнообразным. Оно охватывало практически все виды творчества: литературу, театр, кино, музыку, изобразительное, декоративно-прикладное искусство и др. В процессе культурных обменов участвовали как профессиональные коллективы, так и любительские объединения.

Новый этап в развитии белорусской культуры начался с конца 1980-х гг. Нараставшие социально-экономические проблемы, рост недовольства населения уровнем и качеством жизни руководители страны стремились компенсировать усилением идеологической деятельности. Комплекс мер, направленных на нейтрализацию зарубежного идеологического и культурного влияния, получил свое оформление в системе контрпропаганды. Одно из важнейших мест в контрпропагандистских мероприятиях уделялось кино — наиболее массовой форме идеологического и культурного воздействия на население страны. В этой сфере ставились задачи, предусматривающие как повышение престижа отечественного кино, так и ограничение влияния на советских граждан фильмов иностранного производства. Существовала практика изъятия из кинопроката ранее демонстрировавшихся зарубежных кинокартин. В 1986 г. Было снято с показа 120 фильмов капиталистических стран.

  Важная роль в развитии зарубежных связей в исследуемый период принадлежала Белорусскому обществу дружбы и культурных связей с зарубежными странами, имевшему контакты с 329 организациями в 72 странах мира.

    Процессы, происходившие в культурной жизни СССР, развитие международных контактов дали толчок к созданию новых общественных организаций, действующих в сфере международного культурного сотрудничества. В 1986 г. Был создан Советский фонд культуры, в 1987 г. Оформилось его Белорусское республиканское отделение. Главной задачей новой структуры являлись мобилизация добровольных взносов, даров и отчислений советских общественных и других организаций, сбор поступлений от зарубежных фондов и отдельных лиц, проведение различных мероприятий, выставок-продаж, аукционов, вещевых лотерей, платных услуг, производственной деятельности фонда, направленных на удовлетворение потребностей сферы культуры.

      Изменения во внешней и внутренней политике Советского Союза способствовали расширению общественных контактов с организациями и землячествами соотечественников,проживающих в США, Канаде, Аргентине, Англии, Бельгии, Голландии и других странах. В свою очередь,  демократические процессы в стране усилили интерес белорусской эмиграции к установлению связей со своей исторической родиной. Обоюдный интерес привел к созданию в сентябре 1990 г. Объединения белорусов мира «Бацькачшчына».

     Авторитетной международной организацией, ставящей целью развитие научных исследований белорусской истории и культуры, их пропаганду в мире, стала Международная ассоциация белорусистов.

    Во многом благодаря работе общественных объединений демократические завоевания получили закрепление в целом ряде законодательных актов: Законе «О языках в Белорусской ССР» (январь 1990), Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР (июль 1990), законе «О культуре в Белорусской ССР» (июль 1991) (с 19.09.1991 г. Старое название республики в действующих законодательных актах было заменено на новое). Ориентация принятых документов на приоритет общечеловеческих ценностей, на взаимное уважение и сотрудничество всех народов имела огромное значение для развития международного сотрудничества Беларуси. 

   Причиной нежизнеспособности двусторонних контактов были их чрезмерная идеологизация, бюрократизм и формализм, которые подавляли инициативу и творчество участников. Из участия в международном региональном сотрудничестве было исключено подавляющее большинство граждан государств социалистического содружеств. В обменах участвовали в основном представители партийно-государственного аппарата, руководители предприятий и организаций. Вместе с тем необходимо отметить, что по-настоящему дружеские и творческие связи и контакты между коллективами и отдельными гражданами прошли испытание временем и стали хорошей основой для организации сотрудничества на новом уровне.

    Многие зарубежные организации и отдельные граждане откликнулись на трагедию белорусского народа, связанную с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 г. В республику начала поступать гуманитарная помощь, приезжали руководители и представители общественных и государственных организаций зарубежных стран. Находясь в республике с медицинско-гуманитарной миссией, они знакомились с искусством Беларуси, встречались с деятелями культуры.

    Расширению международных культурных обменов способствовала демократизация порядка оформления выезда за рубеж.

   Активно развивалось сотрудничество в области художественной литературы республики. Книги белорусских авторов издавались на иностранных языках не только зарубежными, но и всесоюзными и республиканскими издательствами. В свою очередь, в конце 70-х—80-е гг. в республике были изданы на белорусском языке 123 книги писателей Центральной Европы.

   Необходимо отметить, что для процессов, происходивших в республике во второй половине 80-х—начале 90-х гг., была характерна быстрая эволюция культурной политики, которая выразилась в формировании новых представлений о роли культуры в белорусском обществе, ее целях и задачах, развитии новых направлений и форм международного культурного сотрудничества, расширении географии зарубежных связей.

 

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!