Международные культурные связи Беларуси в 14-16 вв.



     Вхождение белорусских земель в европейскую цивилизацию (или мирэкономику) осуществлялось во времена средневековья, в поздней его фазе, т.е. во второй половине XIII–XIV в. Усиление присутствия Запада в Беларуси началось со второй половины XIII – начала XIV в. Переориентация происходила параллельно в сфере материальной культуры (принятие западноевропейских образцов материальной атрибутики) и культуры духовной (католическое миссионерство, обряды крещения великих князей)

На протяжении XIII– XIV вв. в Центральной и Восточной Европе образовалось феодальное государство – Великое княжество Литовское, охватывавшее территорию современных Литвы и Беларуси, большую часть Украины и часть России. На западнорусских землях в ВКЛ продолжался процесс образования новой этнической общности – белорусской народности.Она, как и русская и украинская, формировалась на основе древнерусской народности.

  Росли города и поселения городского типа – местечки. Города являлись центрами культурной жизни, ремесел и торговли.

  В XIII–XVI вв. единые верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ.     Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории. Складывался также единый старобелорусский, или древнебелорусский, язык. Он обогатился элементами языков русского, польского, литовского и других народов.

  В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, которые разговаривали на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков. Ориентация на западноевропейскую цивилизацию проявлялась с самого начала существования ВКЛ. Решающим фактором здесь было соседство с Орденским государством и Польшей.

  Население стран Западной Европы росло намного быстрее, чем развивались средства и техника сельхозпроизводства. Экстенсивное сельское хозяйство требовало все большего расширения угодий и в скором времени внутренние земельные ресурсы были исчерпаны. Поэтому с XII в. началась новая волна крупной миграции, на этот раз на восток – в Центральную и Восточную Европу, на мало заселенные чешские, венгерские и польские земли. Эта миграция, которая продолжалась до начала XIV в., привела к значительным изменениям в регионе, а ее результаты непосредственно повлияли на культуру Беларуси.

  Культура белорусов формировалась под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма. Это проявлялось в следующем:

1) формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям;

  2) утверждении нового уклада жизни;

   3) возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались, прежде всего, в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле - в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством.

          На латыни – языке науки, литературы и дипломатии пишет свою знаменитую поэму "Песня про зубра" Микола Гусовский .

Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490-1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию.

Во второй половине XVI в. хроники и летописи постепенно вытесняются собственно историческими и историко-полемическими произведениями.На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей.

   На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. В архитектуре (замки, храмы) пересеклись традиции древнерусского зодчества, черты позднеготического стиля и влияния Ренессанса. От XIV в. все культовые сооружения разных христианских и нехристианских конфессий возводились по образцам европейских архитектурных стилей – готики, ренессанса, барокко.

    Белорусские земли издавна контактировали с Западной Европой через древние международные торговые пути по рекам Буг и Нарев. От XIII в. возросло значение торгового пути по Неману, а именно: от Новогрудка и Гродно к Кёнигсбергу.

   От немцев в ВКЛ пришли многие атрибуты воинского снаряжения и оружия, о чем свидетельствуют, в частности, их названия в белорусском языке.

    В XIII-XVI веках происходит стремительное развитие изобразительного искусства – живописи, графики, скульптуры. Особенности их развития определяли ряд взаимосвязанных направлений или самостоятельных стилей – это готика, маньеризм, барокко. На характер изобразительного искусства оказали также значительное влияние богатые традиции византийской и древнерусской культуры. В XIV – XVI веках вместе с монументальной живописью интенсивно развивается станковая. Белорусская иконопись рассматриваемого периода находилась под сильным влиянием византийских, древнерусских традиций.

    Таким образом, на протяжении XIV и XV вв. местная материальная культура

приобрела европейский характер. Белорусские земли все более втягивались в торговый обмен с Западной Европой и постепенно становились периферийной частью европейского «мира-экономики». Обусловленная политическими решениями, ориентация на Запад создала основание для цивилизационного конфликта между сторонниками старой и новой традиций. Этот конфликт имел последствия как позитивные (столкновение – синтез культур), так и негативные (религиозная борьба, использованная в политических целях).

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!