Международные культурные связи Беларуси в 17-18 вв.



  В XVI–XVIII вв. белорусские земли как в экономическом, так политическом и культурном отношении продолжали «врастать» в западноевропейскую цивилизацию.

   На всех землях новообразованной Речи Посполитой активно насаждали католичество и польский язык , вводили преподавание в школах на польском языке. Множество литовских феодалов активно сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять собственные язык и культуру. Крестьяне рутенских (современных украинских, белорусских и некоторых литовских) земель продолжали исповедовать православное христианство и говорить на западнорусском языке.        

      В условиях стабильной ситуации на государственных границах экономические и социальные ресурсы уже не затрачивались на оборону страны, а аправлялись на ее внутреннее развитие. Все европейские социально-политические движения, такие как Ренессанс, Реформация и Контрреформация, затронули и Беларусь. Однако религиозная конфронтация здесь проходила намного спокойнее, чем в Западной Европе: в Беларуси никогда не было религиозных войн.

    Возрождение в Беларуси имело специфические особенности. Культурно-

типологически оно относилось к региону Северного Возрождения. Культура Ренессанса закреплялась в Беларуси с определенным опозданием по сравнению с Западной Европой. Характерными особенностями общественно-духовной жизни XVI–XVII вв. в Великом Княжестве Литовском были:

– преемственная связь с древней культурно-философской традицией белорусской и украинской культур;

  – явное воздействие на национально-культурное развитие белорусов и украинцев восточного христианства, греко-византийской культуры;

  – незавершенность процесса национально-культурной дифференциации и консолидации белорусского, украинского и литовского народов.

   Культура Беларуси развивалась не только на белорусском и церковнославянском, но и на латинском и польском языках.

     В XVI в., особенно после Люблинской унии 1569 г., в сословиях магнатства и богатой шляхты усилилось влияние польского языка и культуры, а принятие польской формы общественной организации – шляхетской демократии – ускорило культурную полонизацию. XVI век, получивший в белорусской историографии название «золотого», закончился с распространением экспансии Московского (Российского) государства на Беларусь. Она стала главной причиной длительного кризиса белорусской культуры, продолжавшегося несколько веков. В конце столетия усилился натиск на Беларусь контрреформации и начался отход от принципа религиозной толерантности. Знаковым явлением этого периода стала Брестская церковная уния 1596 г. – создание греко-католической церкви. Это была уже контрреформационная модель организации церковной и общественной жизни

      Практически сразу после Люблинской унии – в 70-е гг. XVI в. – во всей

Речи Посполитой усилилось влияние контрреформации. Под флагом контрреформации происходил отказ от толерантности и веротерпимости в пользу принуждения и насилия в сфере вероисповедания. В XVII в. распространение униатства в стране происходило нередко с использованием насилия. Религиозно-идеологическая конфронтация вызвала всплеск интеллектуальной жизни, а именно широкое распространение полемической религиозно-политической литературы. Со второй половины XVII в. по всей стране активизировалось строительство костелов в стиле барокко. Костелы размещались в лучших местах – ключевых для пространственной композиции поселения. До конца XVIII в. все крупные города страны имели барочную планировку с сеткой закругленных улиц и громадами костелов, которые доминировали над невысокой застройкой.

       С наступлением контрреформации все более проявлялся системный кризис белорусской культуры. Утрата белорусским языком статуса официального языка Великого Княжества Литовского, исчезновение традиции создания литературы на белорусском языке, полонизация (языковая, культурная, ментальная) белорусской шляхты и мещанства привели к тому, что Беларусь на довольно продолжительное время перестала быть субъектом собственной истории. Однако, в то время, когда пространство высокой белорусской культуры катастрофически сокращалось, расширялось географическое пространство белорусской традиционной культуры и языка.

        Первый раздел Речи Посполитой (1772)

      19 февраля 1772 года в Вене была подписана конвенция о первом разделе. Россия завладела частью Прибалтики (Ливония, Задвинское герцогство), до этого находившейся под властью Речи Посполитой, и частью современной территории Беларуси до Двины, Друти и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Пруссия получила Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (позже ставшую новой провинцией под названием Западная Пруссия) до реки Нотеч, территории герцогства Померания без Гданьска, округа и воеводства Поморское, Мальборское (Мариенбург) и Хелминское (Кульм) без Торуни, а также некоторые районы в Великой Польше. К Австрии отошли Затор и Освенцим, часть Малой Польши.

    Второй раздел Речи Посполитой (1793)

       23 января 1793 Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Польши,

которая была утверждена на созванном тарговичанами Гродненском сейме (1793).

Согласно этому соглашению Россия получила белорусские земли до линии Динабург – Пинск – Збруч, восточную часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. Под власть Пруссии перешли территории, населенные этническими поляками: Данциг (Гданьск), Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия, за исключением Мазовецкого воеводства.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!