Международные культурные связи Беларуси в конце 19-нач. 20 в.



  В начале XX в. Революционные события, с одной стороны, и рост капиталистических отношений – с другой, вызвали некоторые положительные сдвиги в развитии образования. Вместо церковноприходских школ открылись народные училища. Расширилась сеть государственных и частных средних школ – гимназий и реальных училищ.

   Дальнейшее развитие получило профессиональное образование.

   Большое значение для распространения знаний приобрели библиотеки. При большинстве гимназий работали книжные магазины.

   Подъем национально-демократического движения в Беларуси привел к усилению внимания к коренной национальной культуре, белорусскому языку, белорусским школам.

   Значительный вклад в развитие и пропаганду белорусского национального образования и демократической культуры внесли газеты. В сентябре–декабре 1906 г. Вышла первая легальная белорусская газета «Наша доля».

Таким образом, в начале прошлого столетия на новой волне национально-демократического движения произошло значительное усилилась ориентация этносоциальных слоев на белорусскую культуру. Немалая заслуга в этом принадлежала патриотично настроенным писателям и публицистам, а также периодическим изданиям, созданным самоотверженными деятелями народного просвещения.

     Всплеск интереса к белорусской истории, культуре, родному языку пришелся на 1860–1890-е гг., когда развернулись широкие исследования фольклора, истории языка, материальной и духовной культуры белорусского народа. Этому в определенной мере способствовало открытие в 1867 г. В Вильно Северо-Западного отдела Русского географического товарищества.

      Во второй половине XIX – начале XX в. Проводились многочисленные исследования и научно-практические разработки, направленные на восстановление письменного белорусского языка. Весьма плодотворной и актуальной была научная работа Ивана Носовича, который в течение 16 лет собирал материалы для «Словаря белорусского наречия» (1870). Самым большим вкладом в изучение языка белорусского народа явилось трехтомное (в 7 книгах) исследование Ефима Карского «Белорусы», опубликованное в 1903–1922 гг. Ученый научно обосновал самостоятельность и национальную самодостаточность языка белорусов в семье других славянских языков.

      Значителен вклад уроженцев Беларуси в изучение Сибири и Дальнего Востока. И. Гашкевич (1815– 1875) стал первым консулом России в Японии. На другом крае земли, в Чили  всемирно известный геолог, педагог, создатель географической карты Речи Посполитой белорус И. Домейко (1802–1889).

  Развитие образования, науки и техники на территории Беларуси в XIX – начале XX в. Проходило в сложных условиях. Несмотря на трудности и ограничительные меры, предпринимавшиеся царским правительством, население приобщалось к многопрофильному образованию. Передовые виды образования и просвещения способствовали формированию национальной интеллигенции, представители которой обогатили и вывели на качественно новый уровень отечественную культуру и повлияли на культурное развитие России.

    С присоединением белорусских земель к Российской империи усилилось воздействие на отечественную архитектуру и изобразительное искусство русских художественных стилей, которое проявилось в застройке белорусских городов, дворцовом и культовом зодчестве. В первой XIX в. Были разработаны новые планы развития 40 белорусских городов. Так, первый план реконструкции Минска появился в 1800 г., который предусматривал уничтожение земляных укреплений, благоустройство улиц, новую застройку города вдоль Свислочи.       Значительные изменения произошли в культовой архитектуре. Резко сократилось строительство костелов, а униатские храмы закрывали или перестраивали под православные. Соответственно возросло влияние русской храмовой архитектуры на стиль белорусского православного зодчества.

     Живопись развивалась главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где при передовом университете была основана новаторская школа. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался также исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, делая акцент на внутренний мира человека, углубляясь в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. Заметное влияние на отечественных художников оказала новая русская живопись.В реалистической манере успешно работали А. Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и многие другие художники. Свою лепту в отражение истории Беларуси и сопредельных территорий внес Наполеон Орда (1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставил около 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных мест Беларуси, Литвы, Польши, Украины.

     Оживлению художественной жизни содействовали различные выставки изобразительного искусства, в которых участвовали белорусские, русские и польские художники.

В Беларуси в разные годы жили и творили многие известные художники из России и Польши. В их числе И. Репин, И. Шишкин, А. Мещерский, Г. Кондратенко, К. Савицкий. Они стимулировали творческий обмен, художественные коммуникации между соседними культурами и стилевыми системами. В XIX – начале XX в. Возрождение белорусской культуры дополнялось формированием межнациональных культурных форм, полинациональной (общенациональной) культуры Беларуси в целом.

     В XIX – начале XX в., как и ранее, продолжали свою деятельность мастера батлейки (из нее выросли затем кукольные театры). Параллельно работал театр народной драмы, участниками которого были скоморохи – молодые люди, обладавшие природными художественными способностями, веселые «на миру».

  Присоединение к России, изменение социально-политических и экономических отношений сказались на судьбе крепостных, частновладельческих театров, успевших за многие годы широко распространиться на территории Беларуси.

  Одновременно вне крепостной системы появлялись ростки профессионального театра и драматургии. Причем новый белорусский театр опирался на достижения национальной литературы. Польский язык на сцене все чаще заменял русским; театр все более переходил на коммерческую основу, укрепляемую знатными меценатами.

  В XIX в. Музыкальная жизнь в Беларуси развивалась главным образом в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно и других больших городах. Музыку оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях.

  Завоевал европейскую известность белорусско-польский композитор и музыкант, участник польского восстания 1794 г. Михаил Клеофас Огиньский.

Развивались связи представителей белорусской и российской музыкальной культур. С большим успехом на территории Беларуси выступали прославленный русский хор Д. Славинского, гремел знаменитый бас Ф. Шаляпина, пели кумиры публики Н. Фигнер, А. Мазини, давала представления русская оперная труппа под руководством И. Шумана, концертировали пианисты и композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А. И. Зилоти. Мотивы белорусской национальной музыки звучали в произведениях Н.А. Римского-Корсакова, А.Т. Гречанинова, С.И. Танеева и других известных русских музыкантов

   Следует отметить, что в начале XX в. В крупных городах получило распространение кино – для Беларуси новый вид искусства.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, связанные с отсутствием собственной базисной цивилизации, белорусская культура динамично развивалась в тесном взаимодействии с другими национальными культурами, приобретая все более ярко выраженный демократический характер и колоритный национальный стиль; все отчетливей проявлялись ее самобытность и самостоятельность. Во второй половине XIX в. Поднялась новая волна белорусского возрождения, дополнительный импульс которой придали бурные события в России, ознаменовавшие начало нового столетия.

    Белорусская культура развивалась в тесном контакте с соседними культурами Польши, России, Украины, оказывая на эти культуры влияние и испытывая ощутимые обратные воздействия.

    В интеллектуальной среде крепли антикрепостнические, свободолюбивые настроения. Представители гуманитарной интеллигенции своей общественной деятельностью, художественным творчеством и научными исследованиями способствовали утверждению представления о белорусах как самостоятельном этносе, превращавшемся в нацию с развитой культурой.Соседние народы узнали историческую правду о Беларуси.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 422; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!