Тема № 7. Теория познания. Процесс научного познания.



1. Познание – это:

а) Форма отражения объективной реальности, состоящая из чувственных образов предметов.

б) Процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности.

в) Идеальное отражение объективного мира.

г) Выраженные в знаковой форме объективные свойства и взаимосвязи, существующие в мире.

2. Истина объективна, потому что:

а) Это полное, исчерпывающее знание, тождественное познаваемому объекту.

б) Истина никогда не существует сама по себе, вне человеческого сознания.

в) Истинное содержание человеческого знания определяется познаваемым объектом.

г) Истинность знания зависит от условий, места и времени существования объектов.

4. Ощущение – это:

а) Способность человека сохранять в памяти образ предмета или явления, ранее воздействовавшего на его органы чувств.

б) Умение правильно строить мысли четко классифицировать и систематизировать факты.

в) Отражение отдельных свойств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

г) Целостное отражение предмета или явления в коре больших полушарий головного мозга.

5. Относительная истина – это:

а) Непреднамеренное несоответствие знания об объекте самому объекту.

б) Адекватное отражение предмета или явления, которое впоследствии может быть дополнено.

в) Сознательное искажение действительности, преднамеренное утверждение заведомо неверных представлений об объекте.

г) Исчерпывающее знание, тождественное объекту, результат его совокупного познания.

6. Понятие – мысль, представляющая собой:

а) Обобщение наиболее существенных отличительных признаков класса предметов.

б) Сохранение в памяти образа предмета, ранее воздействовавшего на органы чувств.

в) Утверждение или отрицание чего-либо об объекте.

г) Выведение логическим путем нового суждения на основе имеющихся суждений.

7. Аналогия – метод научного познания, предполагающий возможность вывода на основании:

а) Перехода от общих положений к частным утверждениям.

б) Сходства нетождественных объектов в некоторых качествах.

в) Разложения целого на составные части.

г) Сопоставления объектов с целью выявления их сходства или различия.

8. Абстрагирование – это метод научного познания, позволяющий:

а) Выделять у объектов объединяющие их общие свойства и признаки.

б) Переносить свойства исследуемого объекта на подобный, но не тождественный ему объект.

в) Игнорировать несущественные для данного исследования свойства изучаемого объекта.

г) Переносить выводы, относящиеся к одной области или времени, на другую область или время.

9. Мышление – это:

а) Форма отражения объективной реальности, состоящая из чувственных образов предметов.

б) Идеальное отражение объективного мира.

в) Процесс обобщенного, опосредованного отражения действительности.

г) Выраженные в знаковой форме объективные свойства и взаимосвязи, существующие в мире.

10. Дедукция – принцип научного мышления, предполагающий возможность вывода на основании:

а) Перехода от более общих положений к менее общим или частным утверждениям.

б) Разложения целого на составные части.

в) Сопоставления объектов с целью выявления их сходства или различия.

г) Сходства нетождественных объектов в некоторых качествах.

Тема № 8. Учение об обществе. Общество: сущность, структура, закономерности развития. Личность и современное общество.

1. Антропосоциогенез – это процесс:

а) Выделения человека из животного мира.

б) Происхождения человека и общества как двуединый процесс.

в) Формирования социальных отношений и человеческой деятельности.

г) Формирования природно-биологических факторов, определивших сущность человека.

2. Человеческое общество образовалось:

а) В эпоху открытия железа.

б) Вместе с возникновением государства.

в) С появлением первобытного человека.

г) С началом совместной трудовой деятельности по преобразованию окружающей среды.

3. Классы объединяют людей:

а) По происхождению и роду занятий.

б) По принципу ведения совместной трудовой деятельности.

в) По степени проявления интеллекта в профессиональной деятельности.

г) По наличию собственности на средства производства и по характеру присвоения материальных благ.

4. В концепции О. Шпенглера цивилизация представляет собой:

а) Период упадка и разложения общества, основой развития которого является бездушный интеллект.

б) Конкретно-исторический тип общества, основу которого составляет определенный способ производства материальных благ.

в) Конкретную форму существования духовной культуры общества.

г) Изолированный отрезок исторического времени, в течение которого общество развивается на основе взаимосвязанных духовных и материальных факторов.

5. Характерные особенности индустриального общества:

а) Рыночные отношения и создание автоматизированных систем управления производством.

б) Преобладание информационных технологий и электронных средств получения информации.

в) Натуральное хозяйство и аграрное производство.

г) Рыночные отношения и развитое промышленное производство.

6. В эпоху индустриального общества человек передает машинам:

а) Рабочую функцию.

б) Энергетическую функцию.

в) Функцию управления обществом.

г) Контрольно-логическую функцию.

7. Главным результатом общественного прогресса является:

а) Традиционное сохранение социальных структур, характерных для предшествующих этапов развития общества.

б) Снижение сопротивляемости общества дестабилизирующим факторам.

в) Интеллектуальное и нравственное совершенствование человека.

г) Наличие отдельных элементов социальной жизни, опережающих свое время.

8. Какую роль играет личность в истории:

а) Человеческая личность определяет ход исторических процессов.

б) История развивается по своим законам, и человек ничего в ней изменить не может.

в) Выдающаяся личность способна ускорять или замедлять ход исторических процессов, но не в состоянии изменить действие объективных законов развития общества.

г) Все крупные исторические преобразования совершаются исключительно народными массами, а не отдельными личностями.

9. Цивилизацию определяют как:

а) Материально-техническую базу духовной культуры общества.

б) Систему духовных ценностей общества.

в) Рационально-логическое осмысление человеческого бытия.

г) Способ самореализации человеческих индивидов.

10. Категория свободы отражает:

а) Волюнтаризм, произвол и анархию в поведении человека.

б) Внешние обстоятельства, не зависящие от человека и предопределяющие его действия.

в) Соотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

г) Приспособление человека к окружающей действительности.

11. Личность – это:

а) Конкретный человеческий индивид.

б) Субъект сознательной деятельности.

в) Человек с индивидуальными чертами.

г) Индивид, рассматриваемый в аспекте его социальных качеств и общественных отношений.

12. Основой формирования нации как формы этноса является:

а) Право.

б) Государство.

в) Культура.

г) Экономика.

13. Новая общественно-экономическая формация:

а) Период исторического времени, в течение которого проявляются специфические черты, присущие определенной цивилизации.

б) Представляет собой этап развития общества, не связанный с предыдущей и последующей стадиями развития.

в) Начинает формироваться только после разложения и гибели предшествующей формации.

г) Зарождается и длительное время развивается в недрах предшествующей формации.

14. В эпоху постиндустриального общества человек передает машинам:

а) Энергетическую функцию.

б) Функцию управления обществом.

в) Рабочую функцию.

г) Контрольно-логическую функцию.

15. Прогноз развития цивилизации содержится в работе О. Шпенглера:

а) «Исследование истории».

б) «Стадии экономического роста».

в) «Святое семейство».

г) «Закат Европы».

16. Развитие общества характеризуется как:

а) Неизбежный регресс.

б) Неоднозначная, вероятностная (стохастическая) прогрессивная направленность.

в) Закономерный однозначный прогресс.

г) Цикличность, движение по замкнутому кругу.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1882; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!