Словарь терминов и персоналий
Словарь терминов
Агностицизм– философское направление, утверждающее, что в процессе познания можно получить только недостоверное знание о мире.
Аксиология– теория ценностей жизни социального субъекта.
Антагонизм – противоречие, которое разрешается (преодолевается) уничтожением одной из сторон.
Априорный – доопытный.
Атрибут –существенное свойство объекта.
Бессознательное – нижний уровень человеческой психики, не контролируемый сознанием.
Бытие– философская категория, обозначающая всю совокупность явлений, которые существуют вне и помимо субъекта.
Воля – психическая способность личности, заключающаяся в сознательной саморегуляции духовной и физической деятельности. В ряде идеалистических философских школ воля понимается как некая могущественная сила или тенденция, управляющая миром.
Время– философская категория, выражающая длительность процессов, последовательную смену состояний и событий.
Гносеология – теория познания мира: раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познаваемости мира.
Государство – социально-политическая организация, обеспечивающая силой принуждения определенный порядок общественных отношений в интересах господствующего социального субъекта.
Движение – философская категория, выражающая абсолютную изменчивость всех объектов и процессов.
Диалектика – раздел философии, учение о развитии через внутренние противоречия.
|
|
Дуализм – философское направление, утверждающее, что в основе всего существующего лежат два равносильных начала: дух и материя.
Заблуждение – ложное или малоправдоподобное знание, возникающее в процессе познания в результате стихийного неосознаваемого отклонения от постижения истины.
Знание – вид информации, присущий высокоразвитым биологическим существам и социальным субъектам.
Идеализм – философское направление, утверждающее, что в основе всего существующего (мира, бытия) лежит духовное начало безличного или индивидуального вида.
Идеальное – философская категория для обозначения духовных свойств и явлений, противоположных материальным.
Идеология –теоретическое (наукообразное) оправдание корыстных интересов социального субъекта.
Индивид – отдельный человек во всем неповторимом, оригинальном многообразии его природных и социальных качеств.
Индивидуальное и общественное сознание – два вида сознания социальных субъектов в обществе, отражение общественного бытия на индивидуальном уровне, на групповом и на общественном уровне.
Интуиция – особая психическая способность, присущая человеку, заключающаяся в мгновенном усмотрении (обнаружении) истинного знания.
|
|
Иррационализм – философское направление, утверждающее первоначалом всего существующего некое внеразумное начало (волю, интуицию, божественное откровение и т. д.).
Истина– знание, содержание которого определяется в конечном счете объектом (а не субъектом) процесса познания.
Категорический императив – принцип безусловного повеления в этическом учении И. Канта.
Культура– социальный институт, посредством которого воспроизводится материальный и духовный уклад общества.
Личность – совокупность социальных качеств человека.
Материализм– философское направление, утверждающее, что в основе всего существующего (мира, бытия) лежит материя.
Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от субъекта, от духа, от идеального.
Метафизика– 1) учение о развитии через внешний толчок (антидиалектика);
2) синоним для обозначения философских учений, занимающихся абстрактными умозрительными проблемами.
Мышление – психическая способность человека, отличающая его от животных и выражающаяся в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями.
Натурфилософия – историческая форма философии, которая считала предметом философии весь мир (от мельчайших явлений до Вселенной) и претендовала на роль науки всех наук.
|
|
Наука– сложное общественное явление, выступающее как система достоверных знаний, как социальный институт, как фактор производства, как средство саморегуляции общества.
Общество– большая сложная саморегулирующаяся система, возникающая и существующая на основе совместной целесообразной преобразующей деятельности социальных субъектов.
Опыт– 1) метод получения эмпирического знания;
2) совокупность конкретных знаний о различных явлениях, накопленных в практической или познавательной деятельности.
Отчуждение – философская категория, обозначающая превращение человека в манипулируемое существо.
Познание – процесс получения достоверных знаний субъектом, обладающим сознанием.
Практика– совокупная деятельность субъектов общественной жизни, прежде всего в материально-производственной сфере.
Прогресс –ветвь восходящего развития процесса или объекта.
Пространство – философская категория для обозначения формы бытия материальных объектов, выражает порядок соотношения объектов в процессе их взаимодействия.
|
|
Развитие –необратимое направленное качественное изменение.
Рационализм – философское направление, утверждающее, что основным источником получения нового знания является разум человека (абстрактная мыслительная деятельность).
Религия – система настроений, представлений и действий, проникнутых верой в сверхъестественное.
Свобода– философская категория, обозначающая пределы самодостаточного бытия социального субъекта.
Сенсуализм – философское направление, утверждающее, что источником всякого знания являются непосредственно ощущения как инструмент чувственного опыта.
Скептицизм –философское направление, утверждающее только относительность (правдоподобность) всех наших знаний.
Смысл жизни – философское понятие, обозначающее магистральную цель бытия человека, формирующуюся во взаимодействии личности и общества.
Сознание– психическая способность человека, отличающая его от животных и заключающаяся в мыслительном моделировании окружающего мира.
Танатология– учение о сущности, формах и закономерностях прекращения жизни (смерти).
Философия – вид мировоззрения, система наиболее общих взглядов на мир, которая характеризуется опорой, как правило, на научное знание и реальную практику.
Эмпиризм – философское направление, утверждающее, что в основе научного знания лежит опыт, фиксирующий факты.
Словарь персоналий
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – основоположник дуалистической линии в философии. Создал комплексную философскую систему, в которой синтезировал главные идеи предшественников на основе единства двух начал материи (вещества) и формы (идеи).
Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – автор концепции радикального персонализма, развивал идеи Соловьева и Достоевского в духе иррационализма.
Беркли Джордж (1685–1753) – основоположник субъективного идеализма как философского направления.
Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – основоположник эмпиризма как философского направления и опытной науки в противовес средневековой схоластике.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – создатель всеобъемлющей системы объективного идеализма, родоначальник современной диалектики и исторического подхода в развитии общества.
Гольбах Поль-Анри (1723–1789) – систематизатор и ведущий представитель французского материализма как исторической формы материализма (механистический материализм).
Декарт Рене (1596–1650) – основоположник рационализма как философского направления и научного метода познания в теоретических исследованиях.
Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – основоположник материалистического направления в философии. На основе атомистической теории создал систему взглядов на природу, познание, человека.
Кант Иммануил (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии, основоположник современного агностицизма и дуализма.
Конт Огюст (1798–1857) – основатель позитивизма как философского направления.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) – создатель марксизма-ленинизма как соединения общей философской теории построения социализма с прикладными теориями организации деятельности политической партии и государства. Дал философский анализ революции в физике начала ХХ века.
Локк Джон (1632–1704) – родоначальник сенсуализма как философского направления и либерализма как социально-философского учения.
Маркс Карл (1818–1883) – основоположник качественно нового направления в философии (диалектический и исторический материализм, марксистская философия). Создал законченную последовательную систему материалистического понимания природы, общества, познания, человека, культуры.
Ницше Фридрих (1844–1900) – один из основоположников современного иррационализма, рассматривал основой всего существующего иррациональную силу жизни, которая проявляется в воле к власти, в «Сверхчеловеке», в жизненном порыве.
Платон (427–347 гг. до н. э.) – основоположник идеалистического направления в философии. На основе учения об идеях как вечных сверхчувственных сущностях создал законченную философскую систему объективного идеализма.
Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – виднейший теоретик марксизма в России, развил материалистическое понимание истории применительно к российским условиям второй половины XIX века.
Рассел Бертран (1872–1970) – английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник неопозитивизма. Определял философию как анализ и комментарий языка науки.
Сартр Жан-Поль (1905–1980) – основатель школы французского «атеистического» экзистенциализма. Главная и основная проблема его философии – это проблема человека как абсолютно свободного существа с иррациональной непредсказуемой волей.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – основоположник русской религиозно-идеалистической философии.
Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) – французский палеонтолог, философ и теолог. В рамках неотомизма развивал концепцию «христианского эволюционизма».
Фейербах Людвиг Андреас (1804–1872) – создатель антропологического материализма, основоположник научной критики Библии.
Фукуяма Фрэнсис (1952 г. р.) – американский политолог и философ. Автор концепции «конца истории», согласно которой челоовеческое общество достигло окончательных устойчивых форм общественной жизни (американская модель общества) и поэтому никаких новых форм и видов социальной жизни не может быть.
Шопенгауэр Артур (1788–1860) – один из основоположников современного иррационализма, рассматривал основой всего существующего иррациональную мировую волю.
Энгельс Фридрих (1820–1895) – соратник и соавтор К. Маркса. Систематизировал философские взгляды Маркса, развил систему материалистической диалектики.
Юм Дэвид (1711–1776) – родоначальник современного скептицизма как философского направления и научного подхода.
Ясперс Карл (1883–1969) – родоначальник европейского религиозного экзистенциализма. Рассматривал в качестве экзистенции иррациональную, необъективированную сущность человека.
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!