Социоэкономический статус индивидуальности.



Для обозначения совокупнос­ти переменных, которые в дифференциально-психологи­ческом контексте играют роль обладающей устойчивым влиянием ситуативной детерминанты, введено понятие Социоэкономического Статуса (СЭС), определяемого на основе анализа рода занятий, уровня дохода и образования. Все эти пока­затели коррелируют между собой, что и дает основание для их выделения в качестве некоего интегративного критерия, разделяющего любое современное обще­ство на страты. Система стратификации включает в себя и такие переменные, как условия проживания, стили жизни.

Можно выделить два подхода к анализу различий между людьми, обусловленных феноменом стратификации.Пер­вый связан с выделением континуальной шкалы "сни­зу—вверх", второй построен на сравнении так называе­мого среднего класса с неблагополучными группами на­селения.

Исследования, проведенные среди различных групп населения в рамках первого подхода, выделяют пять социально-экономических уровней — "нижний (небла­гополучный) класс", рабочий класс ("голубые воротнич­ки"), класс-ниже-среднего ("белые воротнички", служа­щие), класс-выше-среднего (бизнесмены и независимые профессионалы), "класс-с-высоким-уровнем».

Влияние социального класса или страты, в которую включен индивид, часто проявляется на протяжении всего жизненного пути субъекта — от особенностей протека­ния беременности матери до становления зрелой личности. Разумеется, одним из важнейших компонентов, влияю­щих на проявление индивидуальных различий, оказывает­ся специфика внутрисемейного взаимодействия. Имея тенденцию к усилению с возрастом, частные эф­фекты социально-классовых различий образуют довольно серьезный фактор, влияющий на такие тонкие сферы ин­дивидуальности, как эмоциональная жизнь и связанные с нею поведенческие паттерны. Представители среднего класса чаще испытывают чувство вины и склонны возникающую агрессию обращать против себя, что проявляется, например, в количестве суицидов. Качество жизни: образование, наличие и сложность работы, деньги и здоровье. Эти параметры определяют в своей совокупности спе­цифику статусной позиции со стороны социального влияния. Качество окружающей ребенка социально-экономической среды непосредственно сказывается на его физическом, психическом и личностном развитие. Хорошо образованные взрослые не только имеют бо­лее высокий уровень IQ, но и обнаруживают более раз­витые интеллектуальные и исполнительские навыки в пожилом возрасте. Показатели обеспеченности отражают потенциальные эко­номические возможности, которые смягчают или усилива­ют различные формы стрессового воздействия. Возмож­но, поэтому хорошо обеспеченные люди отличаются в лучшую сторону показателями здоровья и удовлетворен­ности жизнью. Социоэкономический статус оказывается наиболее значимым предиктором различий в здоровье для людей среднего возраста. Экономические (финансовые) ресурсы скрывают в себе важный источник роста социоэкономического ста­туса для молодежи. Подростки из семей с высоким соци-оэкономическим положением с большей вероятностью продолжают и завершают образование после окончания высшей школы и проявляют стремление к достижению высокого уровня личных и социальных успехов.

 

Этно-культурные детерминанты индивидуальности.

Основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, является культура. Культура многофункциональна. Среди множества выполняемых ею функций одной из важнейших является регулятивная функция, благодаря которой культура в той или иной мере определяет поведение людей. 

Оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет поведение, которое Асмолов называет социотипическим поведением личности. К ним можно отнести различные схемы поведения, традиции, социокультурные нормы и тому подобное, в которых отмечены существующие и являющиеся продуктом совместной деятельности человечества значения. Система этих значений составляет основу культурных образцов поведения и познания, определяющих социотипическое поведение человека как члена социальной группы. Преобладающие в обществе ценности являются стержневым элементом любой культуры, а следовательно, основным регулятором социотипического поведения. На основе ценностей люди строят свои отношения, устанавливают главные проблемы, планируют и мотивируют свою деятельность по их решению.

Как указывает Дорфман, с позиций теории двойственности качественной определенности человека и его мира людям присущи формы активности (поведения, деятельности), обусловленные как внешними, так и внутренними источниками. Индивидуальность реализует себя через различные формы активности, имеющие внутренние источники детерминации и внешние из окружающего мира.

С точки зрения Хотинец, этническая индивидуальность есть целостная характеристика индивидуальных свойств человека, организованная в интегральное целое, с одной стороны, посредством внешней детерминации со стороны этнического мира, с другой – посредством внутренней детерминации, в результате которых образуется специфический характер взаимосвязей между индивидуальными свойствами различных уровней, включающих в себя подсистему этнопсихологических свойств на высших уровнях ее структуры, которые характеризуют индивида в аспекте его этнических отношений и взаимодействий.

Этническая индивидуальность как полисистемное образование имеет этнокультурную (этнотипическую) и этноиндивидуальную формы, объектный и субъектный способы существования. Приобщаясь и идентифицируясь с этническим миром, индивидуальность приобретает этническое содержание, наполняется этничностью, становясь ЭТНО-индивидуальностью. В функциональном плане ЭТНО-индивидуальность отражает усвоение индивидуальностью этнических значений мира посредством внешних источников детерминации, обретая объектный способ существования в этническом мире. В структурном плане ЭТНО-индивидуальность есть единство этнотипических свойств, внешне детерминированной активности (этнотипичных поведения и деятельности) и субъективируемых ею этнических значений. Этнические значения мира есть объектный способ существования ЭТНО-

индивидуальности.

Таким образом, на основе теоретических предпосылок мы можем предположить, что модели познания объективированы в культуре, а познавательная активность представителей различных этногрупп детерминирована этнокультурными факторами. При этом под активностью человека мы понимаем его отношение к окружающему миру, а оно, это отношение, есть мера устойчивости субъекта к влияниям окружающей среды и, в свою очередь, мера воздействия на среду.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!