Детерминизм и проблема случайности в философии



Термин детерминации ввел в оборот философ-эллинист Демокрит в своей атомистической концепции, которая отрицала случайность, принимая ее просто за непознанную необходимость. С латинского языка термин детерминация переводится как определение , обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Сначала детерминировать означало определять предмет через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих этот предмет от других. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей. Такое понимание детерминации подразумевало наличие познающего субъекта.

С возникновением христианства, детерминизм выражается в двух новых понятиях - божественного предопределения и божественной благодати, и с этим новым, христианским детерминизмом сталкивается прежний принцип свободы воли. Для общего церковного сознания христианства изначально было одинаково важно сохранить в неприкосновенности оба утверждения: что все без изъятия зависит от Бога и что ничто не зависит от человека. В Vвеке, на Западе, в своих учениях Пелагий поднимает вопрос христианского детерминизма в аспекте свободы воли. Против пелагианского индивидуализма выступил блаженный Августин. В своих полемических сочинениях, во имя требований христианской универсальности, он нередко доводил до ошибочных крайностей детерминизма, несовместимых с нравственной свободой. Августин развивает мысль о том, что спасение человека зависит всецело и исключительно от благодати Божией, которая сообщается и действует не по собственным заслугам человека, а даром, по свободному избранию и предопределению со стороны Божества. После него происходят горячие споры между его строгими последователями, слишком склонявшимися к детерминизму и другими, склонявшимися к умеренному полупелагианству. Крайний детерминизм, осуждённый в IX веке как ересь, впервые появился вновь лишь у начинателей реформации, которые считали, что все наши поступки происходят не по свободе воли, а по чистой необходимости. Детерминизм в те времена служил непосредственно церкви и был направлен на закрепление ее позиций во всех сферах жизни.

Дальнейшее развитие и обоснование детерминизм получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты XVIII в.). В соответствии с уровнем развития естествознания, детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описывает динамические законы механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицания объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая точка зрения была сформулирована французским астрономом и математиком Лапласом (отсюда другое название механического детерминизма - лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всехчастиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, Лаплас, в своей работе «Опыт философии теории вероятностей» (1814) довел идеи механистического детерминизма до логического конца: он исходит из постулата , согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Одной из фундаментальных онтологических идей, положенных в основу классического естествознания его создателями (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кеплер и др.), явилась концепция детерминизма . Эта концепция заключалась в принятии трех базовых утверждений :

1) природа функционирует и развивается в соответствии с имманентно присущими ей внутренними, «естественными» законами;

2) законы природы есть выражение необходимых (однозначных) связей между явлениями и процессами объективного мира;

3) цель науки, соответствующая ее предназначению и возможностям, - открытие, формулирование и обоснование законов природы.

Классики естествознания считали, что принятие наукой концепции детерминизма «демаркирует» ее, с одной стороны, от религии и мистики, признающих «свободу воли» внешних, надприродных сил и их возможного вмешательства в ход природных процессов, а с другой - от представлений об объективной действительности как о хаосе, как о реальности, которой управляет господин «случай».

Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIX века под влиянием развития теории вероятностей (которой занимался П. Лаплас), социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позиций лапласовского детерминизма:

1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблюдениями, выявляющими отклонения от необходимости, отсутствие «чистого» проявления закона во всех его конкретных воплощениях?

2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией вероятностей, оперирующей понятием «случайность»?

Развитие познания в XIX-XX веках убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытия в процессах биологической эволюции, развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма - отрицания закономерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX столетий включал в себя и кризис механистического или метафизического, детерминизма. Уже не в области философии, а на почве самой науки диалектически переосмысливались жесткие представления ученых о причинных связях и законах. Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием.

Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия. Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»: подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев - это максимальная частота случаев. Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине - одна возможность) совершается переход к статистической детерминации. Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера переходов.

Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa - причина) связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа - классического (механистического) и постклассического (диалектического) по своей сущности

2.Праксиология — область социологических исследований, к-рая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. Зр. Установления их эффективности. Основана польским ученым Т. Котарбинь-ским и является одним из методов совр. Социологических – исследований. Сущность этого метода заключается в практическом (и историческом) исследовании и характеристике различных трудовых навыков и приемов, выявлении их элементов и составлении на этой основе различных рекомендаций практического характера. П. занимается историей указанных категорий, а также конкретными исследованиями труда коллективов, анализом форм организации труда, его специализации, субъективными (значительно реже и объективными) факторами изменения организации и степени эффективности труда. П. изучает взаимодействие индивидов, а также индивида и коллектива в процессе производства.

Понятие деятельности позволяет глубже понять природуи сущностьчеловеческого бытия: его личностную самореализацию и воспроизводство социальных связей и отношений, его духовный мир и сферу материальной практики. Человеческая деятельность специфична и кардинально отличается от активности животных, выступая как особый способ бытия индивида и обществав целом. Мыслители прошлого обращались к анализу различных аспектов человеческой деятельности. Cоциальная философия раскрывает значение деятельности как способа социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм. В социологии деятельность (социальное действие) рассматривается как клеточка социального организма, характеризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личностии общества. В онтологии деятельность - способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории познанияакцентируется внимание на деятельности, понимаемой как материальная чувственно предметная деятельность, т.е. практика,функция которой - быть основой познания и важнейшим критерием истинности наших знаний. В этике и философии права рассматриваются проблемы свободыволи и способы регуляции деятельности человека. Одна из сложнейших проблем философии, раскрывающая специфику человеческой деятельности, - ее связь с культурой.Безусловно, не все созданное человеком принадлежит культуре, но и без творческой деятельности существование культуры невозможно. Такое многообразие подходов не случайно, поскольку деятельность человека является условием его жизни и охватывает весь спектр его отношений к природе, обществу, самому себе. Производство материальных и духовных благ, политикаи управление, общение и познание, мышлениеи ритуальные действия в сфере религиозной и иной обрядности, художественное творчествои философствование, воспитание и самовоспитание - все это характеризует деятельность как универсальную форму отношения человека к миру и самому себе, способ удовлетворения многообразных потребностейличности и общества.

Билет 21


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1041; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!