Предпосылки философии Нового времени



В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени.Новое Время характеризуется тем, что в этот период в европейской истории:

–наступает эпоха великих географических открытий, стимулирующая приток золота из Нового Света и оживившая этим экономику Европы; появление новых видов товаров развивает торговлю, транспортную систему, мореплавание, перекраивает социальные связи, формирует новые привычки и потребности, встряхивает весь социальный уклад Европы, формирует новую жизненную позицию, широкую по взглядам, любопытствующую во всём, проникнутую живым интересом к новшествам;

–оздоровившаяся экономика стимулировала быстрое развитие промышленности; промышленные процессы стали усложняться, появилось много производственных технологий, что само по себе резко расширило базовую сумму научных знаний и одновременно стимулировало активный поиск новых знаний;

–астрономическая революция Коперника полностью изменила взгляд на физическую картину мира, а развитие математики позволило на основе теоретически спланированных наблюдений и экспериментов создавать научные теории, описанные языком алгебры и геометрии; оформляются фундаментальные науки, такие как механика, физика, химия, экспериментальная биология.

В итоге всего этого возникает большое количество не только новых знаний о мире, но и много сложных научных проблем, требующих философского осмысления. Активный процесс философского осмысления новых проблем и новых знаний пробудил интерес к разработкам в методологии познания.В результате философия перестает быть логическим обоснованием интуитивно выведенного знания, а начинает превращаться в истолкование научно определенных фактов. Возникает ситуация, когда наука экспериментально добывает знания, а философия формирует из них научную картину мира.

В итоге познание становится центральной проблемой философии, а сам этот период в развитии философии приобрел гносецентристский характер (от греческого «gnosis» – знание, познание).

 

Основные признаки философского материализма

Четыре важнейших принципа философского материализма: материальности мира, первичности материи — вторичности сознания, познаваемости мира, партийности.

Принцип материальности мира- сокращенное выражение марксистско-ленинской концепции материи. Важнейшей его модификацией выступает принцип материального единства мира, который имплицитно содержится в признании материальности мира, ибо понятие о материи, материальности мира лишается всякого смысла, если материя не рассматривается как единая субстанция, существующая в бесконечном многообразии всего особенного.Принцип материальности мира может быть кратко сформулирован как утверждение о том, что мир есть развивающаяся и единая материя, обладающая бесконечным многообразием своих свойств и проявлений. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи...», — писал В. И. Ленин (1976, 181).Важнейший исходный принцип материализма определен выше с учетом того, что материализм включает в себя диалектику. Принцип материальности мира включает поэтому основные принципы диалектики — развития и всеобщей связи. В целях выявления собственно материалистического содержания данного принципа было бы достаточно указать, что в мире нет ничего, кроме материи со всеми ее свойствами и проявлениями. Однако диалектические принципы развития и всеобщей связи оказались бы при этом просто глубже спрятанными в понятии материи, ибо последнее не имеет научного смысла вне своего диалектического содержания.Весьма важной особенностью принципа материальности мира является то, что он сформулирован с учетом всех свойств и проявлений материи, в том числе — сознания как идеального, закономерно порождаемого материей и принадлежащего высокоорганизованной материи. Поэтому следует отвергнуть предпринятую в 50—70-е гг. некоторыми авторами попытку интерпретировать принцип материальности мира и его модификацию —принцип материального единства мира в духе исключенияидеального из определения материального мира. Утверждение о материальности мира не означает, что предикат материальности должен быть отнесен ко всем без исключения явлениям мира; принцип материальности мира указывает, что мир есть вечно развивающаяся материя, обладающая бесконечным многообразием свойств и проявлений, включая идеальное.

Принцип первичности материи — вторичности сознания имплицитно содержится в принципе материальности мира, но не выражается им полностью. В принципы материализма необходимо поэтому включить положение, которое в ясной и прямой форме выражало бы отношение идеального к материальному, прежде всего производность, вторичность идеального по отношению к материальному.

Материализм требует строить философскую и частнонаучные теории с учетом основного, наиболее фундаментального отношения в мире — первичности материи и вторичности сознания. Принцип первичности материи, вторичности сознания определяет основную структуру диалектического материализма, деление философии на онтологию и гносеологию, основное содержание онтологии и гносеологии, оценку смысла и значения философского и конкретно-научного знания.

Особенно велико значение этого принципа для общественных наук, для познания и управления общественными процессами.Принцип познаваемости мира выражает материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии, вторую существенную сторону отношения сознания к материи.Являясь результатом всего философского и конкретно-научного знания, принцип познаваемости мира служит в свою очередь обоснованием системы научного знания, ее способности к действительному познанию мира. Принцип познаваемости мира выражает связь познания с общественно-исторической практикой как основой познания и критерием истины.Наиболее общий смысл принципа познаваемости мира заключается в признании способности человека к адекватному отображению любых предметов, явлений, процессов, свойств, сторон и т. д. объективного мира, включая его целостную природу, а также самого человеческого сознания.Принцип познаваемости мира нередко рассматривается в общем и нерасчлененном виде. Между тем он имеет свою сложную структуру, включает ряд элементов, выполняющих существенные и специфические роли. Связанная с современной наукой и практикой гносеологическая ситуация делает совершенно недостаточным использование принципа познаваемости мира только в его абстрактно-всеобщем и недифференцированном виде.

Билет 17

1.Основные проблемы и характерные черты философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм.Характерным для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания. В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции — онтологии, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:— онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Френсис Бэкон (1561–1626);— гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Джон Локк (1632–1704). Рационализм (от латинского «ratio» – разум), где главным источником знания считается разум, то есть умозаключения, идеи, мысли и понятия. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).Эмпиризм (от греческого «empiria» – опыт), который утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. (Бэкон, Гоббс, Локк).Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!