Социо-культурные предпосылки средневековой философии



Временные границы средневековой философии достаточно условны. Если историческая наука традиционно связывает начало Средних веков с падением Рима (476г.), то философия этого периода формируется значительно раньше - в I-II вв. Основным критерием, позволившим установить нижнюю границу средневековой философии, является появление в ней особого блока проблем, образующих тематическое единство и устойчиво сохранивших свои позиции вплоть до верней границы Средних веков, т.е. до XIV в. Это проблемы человека, его внутреннего мира в аспекте феноменов веры и индивидуального переживания идеи Бога; духовности в широком смысле.

Среди условий, в которых формировалась и реализовала свой потенциал средневековая философия, выделить несколько факторов:

· идеологический фактор, который связан с зарождением, оформлением, распространением и утверждением в различных сферах духовной жизни христианства. Процесс этот сопровождался острой конкуренцией с религиозно-мифологическими и научно-философскими идеалами и ценностями античности, мировоззренческим кризисом;

· геополитический фактор, его специфика заключается в синтезе и адаптации друг к другу двух культурных потоков: античного и германского, варварского. Первый из них транслировал в культуру будущей Европы традиции духовности, развитые формы социально-политической жизни, идеологические основания; второй – сильную энергетику, мобильность. В результате на сравнительно небольшом пространстве Западной Европы с ее сложным географическим рельефом возникло большое количество государственных образований, что обеспечило высокую динамику их развития и культурное разнообразие;

· цивилизационный фактор - выражается в длительном общем упадке всех подсистем жизни общества и особенно – материально-производственной. Многие технико-технологические достижения античности были забыты. Центрами интеллектуальной жизни, просвещения и развития философии стали монастыри Италии, Франции, Германии, Британии. В этом специфическом научном сообществе сложился особый способ коммуникации – диспуты, которые продолжались по нескольку месяцев в связи с отсутствием или опасностью средств сообщения. Благодаря монастырям при первых признаках экономического подъема стало возможным открытие университетов и оживление научной деятельности, так как они сохранили и развили традиции интеллектуального творчества.

2.Ис­ти­на и за­блу­ж­де­ние.Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Заблуждения следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связанной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические — нарушение принципов и правил логики, и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п. Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о «вечном двигателе»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины — объективность: конечная обусловленность реальной дей­ствительности, опытом, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть истина»), а характеристика знаний о них. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Для характеристики объективной истины как процесса применяются ка­тегории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет, достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истины — это не разные сорта истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками.

Билет 16


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!