Основные ценности плюрализма, дуализма, монизма



Монизм – это философское воззрение, согласно которому разнообразие объектов сводится к единому началу или субстанции. Существует 3 вида монизма: 1) идеалистический монизм – единственная реальность – идеальное, а материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм. 2) материалистический монизм – единственная реальность – материальное. 3) нейтральный монизм – идеальное и материальное может быть сведено к третьей субстанции.

Дуализм – это философское воззрение, согласно которому в мире существует только две субстанции – дух и материя (не пересекаются и неравны друг другу).

Дух – это самостоятельная часть содержания

Материя – это объективная реальность, существующая вне человеческого сознания.

Плюрализм – это философское воззрение, согласно которому существует множество различных равноправных, независимых основ и форм бытия. Занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму и дуализму.

Субстанция (сущность, которая лежит в основе) – это философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявлений.

2. Со­ци­аль­ная струк­ту­ра об­ще­ст­ва и ее ди­на­мика.Социальная структура общества – это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. Структура социальной группы отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе, как к целому, например свойство сплоченности. Таким образом социологический анализ социальной структуры общества коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними. Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но основой ее составляющих является социальная группа. Она является исходным компонентом из множества составляющих структуры. Характерными особенностями и признаками социальной группы являются: 1.Определенный способ взаимодействия между членами; Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. Осознание единства. Различают первичные (семья) и вторичные группы (объединения для определенной цели). Очень важное значение в социологии имеет дифференциация социальных групп на малые и большие. Малая группа – это относительно не большое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко определены позиции их. К таким группам относится, например, армейский взвод, театральная труппа и т.п. Неформальные группы возникают и складываются. К их числу относиться семья. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей - называется главным статусом. Статус человека, в котором он рожден - называют приписываемым статусом. Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Социальная стратификация представляет собой регулируемое неравенство с институциональными и нормативно-ценностными механизмами социального контроля. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещения их из одного социального положения в другое. Горизонтальная мобильность представляет собой перемещение индивида или группы из одной соц. позиции в другую, расположенную на одном и том же стратификационном уровне. Иное дело мобильность вертикальная. Такой тип мобильности осуществляется тогда, когда индивид или соц. группа перемещается их одного соц. пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого.

Билет 7

Объективный идеализм Платона

Платон (427-347 гг. до н. э.) - основатель школы, получившей название Академии. Главные произведения: «Парменид», «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», «Политик», «Законы». Утверждал реальность идеального, поэтому его называют объективным идеалистом. Реально существуют бестелесные идеи (истинно сущий мир), вещи являются материальными слепками идей. Идеи - «эйдосы» - это и есть те сущности, которые душа созерцает сама по себе. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание (идеи), что возможно только на пути Эроса. Создал учение об идеальном государств, основным принципом которого он считал справедливость. Полагал, что аристократия, идеальная форма государства. Среди законных форм государства демократия является наихудшей; среди форм, основанных на беззаконии, она является лучшей. Согласно Платону зло есть лишенность добра.

Платон изменчивому миру вещей противопоставляет неизменный мир идей (эйдосов) как мир истинного бытия. Вещи – это лишь тени мира идей. Идея-активное начало, материя- страдательное начало, их единство – мировая душа. В своем взаимодействии идея, материя, душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает создатель. Человеческая душа является отраженным светом мировой души. На этом основании выстраивает свою концепцию познания. Душа включает разум, волю и чувства. Какая часть выступает доминантной, из этого и складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен на познание, воля- на благородные желания, а чувства- на низменные влечения. Считал, что в мире царит не знание, а мнение. Чувственное познание опирается на веру в адекватную предметную реальность, поэтому оно ориентировано на мнение, а интеллектуальное познание- на знание. «Знание- это припоминание (анамнезис)», отсюда ставка на интуицию. Он создает образец совершенного госадарства: Каждый должен исполнять свой долг, каждое сословие имеет свой образ жизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины защищать, а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага, но с другой стороны: нет искусства, людей не лечат, нет семьи и частной собственности. Данная модель отпугивала современников философа. 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!