Структура и проблематика философского знания



Билет 1.

Предмет философии и её роль в культуре.

Термин «философия» понимается многопланово: и как форма духовной деятельности, и как форма общественного сознания, и как мировоззрение, и как накопленная человеком сумма идей и взглядов на мир, и т.д.Однако обобщенно можно сказать, что как наука, философия – это система знаний о мире и о человеке в нем.И, также обобщенно, можно сказать, чтофилософия, как деятельность – это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.Основной особенностью философии, её отличием от других видов знания, является то,что онапытается создать целостную картину мира, стремится к максимальному обобщению результатов познания. Таким образом, объектом изучения, то есть предметом философии, в самом широком, не конкретном смысле, является непосредственно сам мир, как таковой.

Философия - самая древняя наука. Она включала в себя все знания о мире. Философия(фило-любовь, соф-мудрость) - любомудрие.

Функции: 1) мировоззренческая - с помощью фил у чела формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - фил. познает мир, новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - фил. анализирует ценности и ориентирует чела на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5)Прогностическая - фил. анализирует соц. Происш. и предсказывает всякую 6) аксиологическая – соц. нравственные, эстетические ценности.7)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить опред. знания

 

Философский смысл понятия «правовое государство»

Необходимая связь общезначимой правовой сущности (формального равенства) и общеобязательного правового явления (закона) демонстрирует понятийно-правовое единство права и государства, выявляет правовую природу и выражает правовую необходимость государства как всеобщей формы власти для установления и действия права в качестве общеобязательного закона.

В процессе выражения правовой сущности в виде правового явления официально-властная легализация (от лат. lex — закон) права сочетается с юридизацией (от лат. ius — право) и юридической легитимацией самой этой правоустанавливающей (законодательной) власти в качестве всеобщей (публичной) государственной власти. И юридико-логически, и исторически именно в процессе официально-властного правоустановления (выражения общезначимой правовой сущности в виде общеобязательного закона) соответствующая правоустанавливающая (а следовательно, и правоохраняющая, правоприменяющая) власть проявляет себя, конституируется и функционирует как государство, т. е. как общая (публичная) правовая власть, действующая на основе и в пределах общеобязательных правовых законов.

Как правовая форма общей (публичной) власти любое государство — это правовое государство (в меру развитости права в соответствующую социально-историческую эпоху), и оно принципиально отличается от всех видов деспотизма (тирании, диктатуры, тоталитаризма и т. д.), который представляет собой доправовую, неправовую и антиправовую (отрицающую равенство, свободу и справедливость) форму выражения, организации и деятельности общей (официальной) власти. Подобное противопоставление государства (как правовой формы власти свободных людей) деспотизму (как насильственной власти и господству одних над другими, как отношений господства-подчинения) имеет давние традиции в истории философско-правовой мысли (Аристотель, Цицерон, Августин, Фома Аквинский, Локк, Кант, Гегель и др.) и подкреплено не только историческим опытом далекого прошлого, но и практическими реалиями тоталитаризма в XX в. как новейшей деспотической формы насильственного властвования и радикального отрицания начал права и государственности.

Современное правовое государство (с конституционным закреплением неотчуждаемых прав и свобод человека, разделением властей и т. д.) — это на сегодня исторически наиболее развитая правовая форма существования государства, которое и на предшествующих исторических этапах своего бытия представляло собой правовое государство в его менее развитых формах. На всех этапах своего исторического развития любое государство (в отличие от деспотического типа власти) как правовая форма общей (публичной) власти — это определенная организационно-властная форма выражения, конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований. Именно поэтому право и государство являются необходимыми всеобщими формами соответственно нормативного и институционно-властного выражения равенства, свободы и справедливости в социальной жизни людей. Эта свобода индивидов выражается прежде всего в том, что они выступают как формально равные лица — как субъекты права и субъекты государства. С учетом сказанного можно дать следующее определение общего понятия государства: государство — это правовая (т. е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов.

Социально-исторические этапы развития права — это прогрессирующие ступени осуществления начал равенства, свободы и справедливости в человеческих отношениях.

 

Билет 2

Структура и проблематика философского знания.

1.онтологии (учение о бытии), 2.гносеологии (учение о познании) 3. аксиологии (всеобщая теория ценностей). 4)логика- учение о законах и принципах мышления 5)Этика – учение о нравственности, морали

6)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. 7)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 8)Философ. антропология- учение о человеке (существование человека как личности)

Основной вопрос философии – об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Он имеет две стороны: что является первичным, исходным, начальным- материя (бытие) или сознание (мышление); способно ли человеческое мышление познать мир. В зависимости от решения вопроса ученые разделились на материалистов (Фалес, Гераклит, Томас Гоббс, Дидро и т.д.) и идеалистов (Эпикур, Платон, Локк, Дж.Беркли, Кант и т.д.). Сторонники материалистической философии считают: первичным материю, природу, а вторичным мышления, сознание. Идеалисты считают первичным сознание, мышление, а материя (потенциальная возможность бытия мира, субстрат) это производный продукт мышления. Кроме того, важной особенностью философского знания является то, что оно, в отличие от других наук, не располагает критериями и процедурами для утверждения единственно верной истины. Поэтомуфилософия является совокупностью различных, зачастую противоположных философских учений, каждое из которых формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивает только своё единство и отстаивает только свою истину.

 

2. Эво­лю­ция фи­ло­соф­ских пред­став­ле­ний о пра­ве.Основу философии составляет естественное право. Естественное право – это совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Софисты утверждали, что все законы, как и сама справедливость, обязаны своим происхождением человеческому установлению: следуя своим случайным взглядам, люди беспрестанно изменяют свои законы, которые носят поэтому печать условности и относительности. Ещё яснее это представление выразилось у Сократа, который говорил, что существуют известные неписанные божественные законы, с которыми человеческие законы должны сообразоваться. Для понимания этих законов нужно знание, которое и должно лежать в основе государственного управления. Платон развил эту мысль в своём «Государстве», начертав естественное, сообразное с божественной справедливостью государственное устройство. Действительные формы, встречающиеся обыкновенно в жизни, он считает отклонениями от истинного идеала. Это противопоставление идеальной формы развращенным, встречающееся затем и у Аристотеля, является своеобразным выражением того же контраста между идеалом и действительностью, которое лежит в основе различения естественного права и положительного. Основу естественного права Фома Аквинский видит в законе Божественном, который получает у него значение универсального закона вселенной. Теократические начала сочетались здесь с демократическими. Средневековая теория уже успела обратить все эти идеи в подтвержденные аксиомы, когда Гуго Гроций связал их литературную судьбу со славой своего знаменитого трактата «О праве войны и мира» и обеспечил им широкое распространение в новой философии права. Более важной, хотя и менее резко выраженной, особенностью Гроция является то, что он, в отличие от прежних теоретиков естественного П., начинает преимущественно употреблять выражение «лат. jus naturae» вместо «лат. lex naturae». Мильтон, Сидней и Локк являются наиболее талантливыми и видными его теоретиками на английской почве (Гоббс, как замечено выше, соединяет метод естественного П. с системой абсолютизма, но это соединение не могло быть прочным, вследствие внутреннего противоречия метода с содержанием). рационалистический метод и индивидуадистические стремления естественного права явились и в Германииосвободительными и прогрессивными элементами в борьбе с остатками средневекового гнета над мыслью и совестью. Кант воспринял идеи Руссо, но сочетал их с основами собственной философии и придал им новый характер. Прирождённые П., о которых говорили Руссо и его предшественники, имели своим высшим критерием индивидуальную свободу, являвшуюся вместе с тем и высшей целью государственного союза: но где искать границы и цели самой свободы — это оставалось недостаточно определённым. Свобода может проявляться одинаково в самоограничении, как и в самоутверждении. Дальнейшее развитие этому объективному направлению дал Гегель. Объективное понимание П. вытекало из всего его философского миросозерцания. Гегель превосходно выразил ту потребность, которая вызывает естественно-правовые построения. Отправляясь от мысли, что законы разума суть вместе и законы развития сущего, что все истинное обладает свойством претворяться в действительное, Гегель отвергает те абстрактные и субъктивные построения естественного П., которые стремятся воссоздать нравственный мир из собственного сердца и чувства. В наши дни не может быть и речи ни о произвольном возникновении П., ни о неизменности естественно-правовых норм, ни об их практическом первенстве или равенстве с нормами положительного П. Естественное П. само создаётся из закономерного процесса истории, развивается вместе с этим процессом и во всяком случае представляет собой не настоящее П., а только идеальное построение будущего и критическую оценку существующего П.

Билет 3


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3037; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!