Специфика российской философии



Начало последовательного развития русской философии относится ко второй четверти 19 в. В 40-50-х годах 19 в. идейные споры велись в основном о будущих путях разви-тия России. Западникам, ориентировавшимся на европейские модели, противостояли славянофилы, выступавшие за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и соборности русского народа. Славянофилы, среди которых выделялись своим значительным философским потенциалом Киреевский, Аксаков, Самарин и особенно Хомяков, стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе отечественных традиций особую русскую философию.

В центр новой философии Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) ставил принципы непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения европейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме,

напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу. Соборность, единство, свобода, любовь - ключевые и наиболее плодотворные философские идеи Хомякова.

Под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, общественно-литера-турное движение 60-х годов 19 в. Ф. М. Достоевскому (1821-1881) была близка идея приоритета искусства - с учетом его «органической» силы - над наукой. «Почва» для Достоевского - это родственное единение с русским народом. Быть с народом, значит, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом месте стоит постижение истоков действительно положительной личности. Вопрос о смысле жизни выходит на первый план, и решает он его не на путях рациональных рассуждений, а в лоне глубоких переживаний, экзистенций. Именно поэтому Достоевский - мыслитель экзистенциального склада, путеводная звезда экзистенциалистов 20 в., но в отличие от них он не профессиональный философ, а профессиональный писатель. Может быть, поэтому в творчестве Достоевского едва ли просматривается сколько-нибудь четко сформулированная философская концепция. Последнее характерно и для гениального русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Толстой также занят религиоиска-тельством. В отличие от Достоевского, Христос для Толстого не Бог, а человек, научивший других, как применять любовь, а именно непротивлением злу насилием. Для Толстого на первом месте стоит не философия, а этика в ее религиозной форме. Подытоживая, можно констатировать, что подлинный нерв славянофильства - это религиозно-этическое искательство, надежда, что на этом пути славянам повезет больше, чем другим.

Славянофилы всячески стремились подчеркнуть самобытность русской философии. Западники, напротив, были убеждены, что россиянам надо учиться философии у За-пада. К ранним западникам обычно относят П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена. Из этой плеяды русский мыслителей широтой и глубиной своих философских воззрений выделялся Александр Иванович Герцен (1812-1870), философ, писатель политический деятель. Герцен прекрасно знал учения Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, других западных философов. Быстрое философское развитие Герцена привело к тому, что уже в начале 40-х годов 19 в. он достигает философского уровня наиболее видных западных мыслителей того времени. При этом для философии Герцена характерны многие типичные для отечественной философии черты: синтетичность, народность, всеохватность. Герцен - знаток философии, логики, литературы, истории, он имеет физико-математическое образование. Весь комплекс знаний Герцен стремится объединить в единое жизненное целое, развивая при этом значительно рельефнее, чем это делали славянофилы, рационалистические аспекты философии. Все философские построения Герцена пронизывает идея единства. Он подчеркивает единство природы и человека, материи и сознания, эмпирического опыта и рационального мышления, сознательной и бессознательной деятельности, индивида и народа, естествознания и философии, науки и жизни. В политической области Герцен стремится к развитию общества без насилия и антагонизмов. Российское будущее он связывал с идеалами народного социализма. Если среди ран-них западников своими философскими талантами выделялся Герцен, то позднее одним из лидеров стал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). На него значительное влияние оказала философия Фейербаха. Чернышевский, подобно Фей-

ербаху, - антропоцентрист, материалист и атеист. Философское внимание Чернышевского направлено на человека. В этом он следует Фейербаху, но в отличие от последнего, Чернышевский дополняет философскую характеристику человека экономическим, социально-политическим и этическим анализом. Чернышевский разрабатывает проблемы экономики, определяет материальные условия быта как имеющие первостепенное значение для жизни человека. Здесь Чернышевский близок к воззрениям Маркса. Но удельный вес экономизма в учении Чернышевского не столь высок, как в марксизме. Чернышевский в отличие от Маркса основное внимание уделяет не экономике, а эстетике и этике. В этике Чернышевский - сторонник «разумного эгоизма», согласования поступков с внутренними убеждениями и ра-циональным выбором. В эстетике Чернышевский также близок к материализму, для него прекрасное есть полнота жизни. Если речь идет о произведении искусства, то оно должно оцениваться, прежде всего, в его связи с реальной, повседневной жизнью. Безусловно, философия Чернышевского способствовала развитию русской культуры второй половины 19 в., привнеся в нее ряд жизнеутверждающих мотивов.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. Он обладал удивительной эрудицией вообще и, прежде всего, глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни под-черкивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную крайность - эмпиризм, частное. И та, и другая крайности, заводили философскую мысль в тупик, преграждая путь к адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Его основные труды: «Оправдание Добра», «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченного начала», «Чтение о Богочеловечестве» и др. По словам С. Булгакова, философская система Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все ма-териальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма. Соловьевым была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек

- вершина творения Бога. Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли, Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей (С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин и др.), которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направле-ние.

Итак, для многих русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Таково творчество славянофилов, Вл. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др. Но мир - это не просто целостность, а положительное единство (Вл. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается в русской философии как приоритет нравственных ценностей, религиозно-нравственного опыта жизни. Известный знаток русской философии отец Василий Зеньковский считал наиболее характерной чертой русской философии ее этический персонализм. Этический персонализм, понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности. Соборность означает единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей. Принцип соборности использовался многими русскими мыслителями в качестве основы для развития политических и пра-вовых воззрений. Принцип цельности применительно к проблемам теории познания конкретизировался в сочетании чувственного, рационального и мистического. Часто основу познания видят в интуиции. Речь идет не об интеллектуальной интуиции Декарта, а о реальной интуиции, таком постижении внешнего, когда оно сливается с внутренним, психическим. В этой связи можно отметить, что в русской философии всегда достойнейшим образом было представлено интуитивистское направление (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев и др.). В вопросе об истинности русские философы стремились соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт, где истинность сближается с праведностью. Позитивизм - направление в философии XIX - первой половины XX вв. Возникло во Франции в 30-е г. Основоположник О. Конт. Программа исчерпала себя, на смену ей пришел постпозитивизм. В России позитивистом был А. Богданов, основное его произведение «Тектология», т.е. наука о всеобщей организации. Основным предметом исследования является научное познании, его логика и методология.

Экзистенциализм - одно из влиятельных философских направлений XX в. Экзистенциалистские идеи широко разрабатывались в России (Л. Шестов, Н. Бердяев). Марсель, Камю). Основу экзистенциализма составляет философская традиция иррационализма. В центре внимания экзистенциализма - проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Одно из основных понятий - экзистенция, как основа личности (сущность личности) – было введено датским философом Къеркегором, которого экзистенциалисты считают одним из своих предшественников.

Таким образом, можно отметить, что русская философия имеет практически-нравственную и религиозную (в лице большинства своих представителей) ориентацию. Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины - праведности.

Билет 22


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!