Вопрос 30. фонетические и историческое чередования



 

Чередование — постоянные и закономерные соответствия (взаимозамены) звуков в пределах одной и той же морфемы. Впервые теория чередования была разработана И.А.Бодуэном де Куртенэ,предложившим различать живые и исторические чередования фонем.Живым (или фонетическим) чередованиями называются такие изменения звуков в речевом потоке, которые обусловлены современными фонетическими процессами. Так,чередование [з ]:[с ] обусловлено ассимиляцией по звонкости-глухости,например [проз'ба] просьба (озвончние) и оглушением звонкого согласного в конце слова [рос] роз.Историческое (или традиционное) чередование — это отождествление разных звуков языка(т.е.фонем) в одной и той же морфеме;исторические чередования не обусловлены современными фонетическими процессами. Так, чередование [с]:[ш] не обусловлено фонетическими процессами:писать-пишу дают чередование в корне, которое используется как морфологическое средство,поскольку пиш- образует основу настоящего времени.Исторические чередования поэтому иногда называют морфологическими или просто чередованиями (альтернациями).

 

Вопрос 31Фонология. Понятие о фонеме

Фонология подразделяется на фонемику и просодику. Фонемика – учение о теории и описании фонем, выявляющее своеобразие структуры и функционирования фонологических единиц сегментного (линейного) уровня языка. Просодика – раздел фонологии, изучающий структуру и функции ударения и интонации как суперсегментных (нелинейных) средств организации фонетических единиц, превышающих протяженность фонем (слогов, речевых тактов, фраз).

Фонема – это мельчайшая еденица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой оболочки слов и морфем и способствующая их различению. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Кур­тенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По пред­ложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» - звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Фонему как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому». Первоначально Бодуэн де Кур-тенэ и Крушевский рассматривали Фонемы как фонетически неде­лимые части морфем, являющиеся членами традиционных (исторических) чередований и состоя­щие из одного звука или из сочетания звуков. Впоследствии Бодуэн де Куртенэ изменил содержание фонему, обозначив термином «Фонема» единство членов «дивергенции» (иначе — «вариации»), т. е. живого комбина­торного (позиционного) чередования произносительных вариантов звука, не связанных непосредственно с смысло­выми различиями между морфемами или словами. В 1911 ученик Бодуэна де Куртенэ, русский языковед Л. В. Щерба, уточнил мысль учителя, истолковав Ф. как кратчайшие выделимые из потока речи звуковые различители слов данного языка. Вместе с тем Щерба различил в Фонеме, с одной стороны, основной оттенок, наименее зависимый от комбинаторных (позиционных) условий и, в частности, произносимый изолированно, а с другой — его комбинаторные (позиционные) замены. В «Курсе общей лингвистики» франц. языковеда Ф. де Соссюра, Фонемы рассматрива­ются как, взаимно противопоставленные звуковые единицы образующие в каждом языке систему, ограниченную опреде­лённым количеством элементов. Изложенные идеи Бодуэна де Куртенэ, Щербы и де Соссюра лежат в основе современ­ных, во многом другом не согласных между собой, теорий фонем. Разработка этой проблемы, в течение полувека занимав­шая лишь нескольких учёных, резко оживилась с середины 20-х гг. в связи с деятельностью Пражского лингвистиче­ского кружка, созданного при участии Н. С. Тру­бецкого и Р. О. Якобсона, к-рые перенесли в зарубежное язы­кознание идеи Бодуэна де Куртенэ и Щербы; в сочетании с теорией де Соссюра эти учения послужили отправной точ­кой для интенсивной исследовательской работы лингвистов всего мира. Пражский лингвистический кружок издал 8 то­мов «Трудов», почти целиком посвящённых вопросам функ­циональной фонетики и в их числе капитальную работу Н. С. Трубецкого «Основы фонологии». За годы своего бурного развития учение о Фонеме преодолело психологизм, к-рым отличались концепции Фонемы у основополож­ников фонологии: так, Бодуэн де Куртенэ начиная с 1894 характеризовал Ф. как «психич. эквивалент звука речи», «представление», постоянно существующее в сознании носи­телей определённого языка и обусловливающее возможность его «преходящих обнаружений».в форме материального звука.Ф. сама по себе не выражает какого либо значения, но, отли­чаясь от всех других Ф. (и тем самым противопоставляясь им), она способна служить единственным или основным при­знаком для отличения одной значимой единицы языка (слова или морфемы) от другой, а следовательно, и первичным элементом звукового строения этих единиц. В этом и состоит её языковая функция.Дивергенции (вариации) Ф. как элементов одних и тех же морфем в составе разных слов или форм слова приводят к распадению Ф. на члены Ф.— дивергенты (ва­рианты), так что Ф. представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков — дивергентный (вариа­ционный) ряд. Дивергенции вызываются фонетическим по ложением (позицией) Фонем в каждом конкретном случае. Поэтому дивергенции лишены непосред­ственной связи с различием значений: они только сопут­ствуют другим, непосредственно значимым различиям в зву­ковом строении слов и их форм (напр., замене одного окончания или суффикса другим, переносу ударения с одного слога на другой).

№32.Понятие о системе фонем.Фонологические школы.

Фонологические системы языков отличаются друг от друга,во-первых,количеством фонем и соотношением гласных и согласных.Естественно,что система гласных из 6 фонем(как в русском) отличается от системы гласных из 13 или 15 фонем(как во французском или немецком).Языки отличаются друг от друга также качеством фонем,их акустико-артикуляционными свойствами.Так,французские носовые гласные и увулярный согласный,английские межзубные согласные и т. д.Во-вторых, системы фонем разных языков отличаются друг от друга организацией фонемных групп. Фонемные группы бывают коррелятивными и некоррелятивными.Коррелятивными группами (или корреляциями) называют такие группы фонем,которые отличаются друг от друга одним фонологическим признаком,например [б] – [п] (они отличаются только по звонкости);некоррелятивные согласные отличаются двумя или более фонологическими признаками.Так, фонема [п] отличается в рус.яз от фонемы [с'] четыремя признаками: это губной согласный( с — переднеязычный), смычный ( с — щелевой), звонкий ( с- глухой), твердый( с- смягченный).В-третьих,система фонем одного языка,будучи результатом его исторического развитя,отличаеся от фонем другого языка,в том числе близко родственного,соотношением фонем при их чередовании,например,в рус.яз. ( о ) соотносится с (а).

ЛФШ рассматривает фонему как психический эквивалент речи.Звукотип.Рассматривают фонему как самостоятельную единицу.

МФШ орицают мнение ленинградцев.Для них фонема нахлдится в полной зависимости от морфемы.

 

№33.Понятие об орфоэпии.

Орфоэпия – совокупность правил установленного централизованного произношения. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Русская орфоэпия устанавливает правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Нормы носят различный характер и имеют различное происхождение. С одной стороны имеют объективный характер – диктуются системой языка, с др. стороны нормы могут иметь субъективный характер – устанавливаться в языковой практике. Нормы литературного произношения – и устойчивое и развивающееся явление. СР литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым. Орфоэпия выясняет и причины нарушения норм (влияние диалектов, письменная речь, развитие языка).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1690; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!