Слог как артикуляционно-акустическая единица. Основные теории слога. Правила слогоотделения



 Слог – минимальная естественная еденица произнесения звуков речи

Слог представляет собой артикуляционное и акустическое единство. «Сферой обитания слога» является речевой такт.

 

В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают минимальной произносительной единицей.

 Существует несколько теорий слога.

1.сонорнаят, основывающаяся на акустическом критерии.

Сторонники: датский лингвист Отто Есперсен, советский фонолог Р.И. Аванесов и Гвоздев.

 По сонорной теории, слог рассматривается как сочетание более звучного элемента с менее звучным, по способности с слогообразованию звуки речи делятся на разные степени звучности – гласные, сонорные согласные, звонкие согласные, глухие согласные щелевые и взрывные.

2теория мускульного напряжения

Сторонники:.Лев Владимирович Щерба и французский фонетист Громмон 

В основе слогоделения лежит нарастание или ослабление мускульного напряжения.

Эксперементальная теория

Сторонники: (лингвисты 19 века) –

Выдыхательная теори слоги произносятся за счет выдыхательного толчка, деление на слоги происходит в том месте, где наступает момент наиболее слабого выдыхания.

 

по своей структуре слоги бывают:

1) открытыми, если оканчиваются гласными;

2) закрытыми, если оканчиваются согласными;

3) прикрытыми, если начинаются согласными;

Неприкрытыми, если начинаются с гласных.

 

 Деление на морфемы и слоги не совпадает – существительноевода состоит из двух морфем вод-а и двух слогов во-да, но поморфемное и слоговое деление различны.

Вопрос 24. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики. Интонация и ее элементы.

Ударением– называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса.

По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое.

 

Различают ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное)

 

Экспираторное У.– характеризуется единством высоты, изменением силы и длительности звука.

Э.У. бывает силовым (динамическим) иквантитативным, при динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струй, при квантитативном – длительностью(якуты).

Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона и музыкальностью (китайский, японский. Вьетнамский) – мА с ровным тоном – мать, мА с восходящим тоном – конопля.

Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему остальных безударных слогов.

Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным ударением появляется побочное(второстепенное) – ЛеНИНГРаД, ЖЕЛеЗОБЕТоН.

По месту ударения в слове различают ударение постоянное(связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка. Ударение на 1 слог в чешском, латышском.

При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение:замок

Сводным ударением обладает русский язык, в нем ударение может падать на 1,2,3 последний, предпоследний слоги.

 

Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет роль объединения слова в такты и фразы. Логическое ударение выделяет слова и такты при актуальном членении предложений.

Такт – это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу.

Проклиза- слияние в 1м фонетическом слове предъидущего безударного и последующего ударного слова

проклитикой.(наречия, местоимения, числительные, предлоги)-.присоединяемое слово

Союзы примыкают спереди к знаменательному слову которое несет фразовое ударение– проклитики

Энклиза- Слияние последующего безударного с предъидущим ударным

энклитики – безударные слова которые примыкают к знаменательному слову с ударением сзади – знал бы, читал ли)

 

Интонация (синтагма и интонема) определяет ритмико-мелодический строй речи.

Элементами интонации являются – мелодика речи, ударение, паузы, темп речи, тембр голоса.

Ведущие элементы интонации- мелодика, ударение. Интонационные единицы- интонема, синтагма.

Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок.

Фраза – наиболее протяженный отрезок речевой цепи границы которого определяются относительной законченностью, предложения резким понижением голоса и значительными паузами.


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!