Концепции креативности. Тесты креативности



 

Креативность (творческое мышление) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Продукт креативной деятельности является:

- новым и адекватным по отношению к своей задаче,

- данная задача не может быть решена по заранее известному алгоритму.

По мнению Торренса, креативность включает в себя:

— повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний,

— действия по определению этих проблем,

— действия по поиску их решений на основе выдвижения гипотез,

— действия по проверке, изменению и опровержению гипотез,

— действия по формулированию результата решения.

Конвергентное мышление - форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи.

Дивергентное мышление - форма мышления, которая основана на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Стадии:

1) фаза подготовки,

2) фаза инкубации,

3) фаза озарения,

4) фаза верификации.

Исследование креативности:

 

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности; 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы 2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования; 3) образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

 

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества.).

 

                             ЛОГИЧЕСКОЕ

                          ИНТУИТИВНОЕ

Схема центрального звена психологического механизма творческого акта по Я.А.Пономареву

Критерием творческого акта, по Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребно­сти на низших уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода.

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчужде­ния человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстеги­вает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Творчество есть жизнь бессознательного. Его механизм — взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным (рецептивным), субдо­минантным сознанием.

Диагностика: Гилфорд и его сотрудники разработали тесты программы исследования способностей (АRР), которые тес­тируют преимущественно дивергентную продуктивность. Примеры тестов:

1. Тест легкости словоупотребления: «Напишите слова, содержащие указан­ную букву» (например, «о»).

2. Тест на использование предмета: «Перечислите как можно больше спосо­бов использования каждого предмета» (например, консервной банки).

3. Составление изображений. «Нарисуйте заданные объекты, пользуясь сле­дующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, трапеция. Каждую фигуру можно использовать многократно, меняя ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или лишние».

 Всего в батарее тестов Гилфорда 14 субтестов, из них 10 — на вербальную креативность и 4 — на невербальную креативность. Тесты предназ­начены для старшеклассников и людей с более высоким уровнем образова­ния. Надежность тестов Гилфорда колеблется от 0,6 до 0,9. Время выполнения тестов ограничено.

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса. Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы развитию творческих способностей детей. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу в сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренирова­лось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуа­ции, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и от начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимаетмает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесное звуковое творческое мышление.                                    

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

 

 

22. Понятие характера. Свойства (черты) характера. Классификации характера.

Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных черт личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для данной личности способы поведения.

Мясищев: характер – структурная интеграция отношений, соотношение мотивов и отношений.

В зависимости от отношений личности выделяют 4 системы свойств характера:

отношение к людям

отношение к труду

отношение к вещам

отношение к себе

 Свойства характера также взаимосвязаны, т.е. характер целостен.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных свойств, но и свойствами самой структуры характера:

глубина свойств – более глубокие свойства, определяющиеся стержневыми отношениями, связаны с более широкой системой других свойств

активность (сила характера) – определяется степенью противодействия внешним обстоятельствам

устойчивость/изменчивость свойств

Характер формируется: на наследственность влияет воспитание и обстоятельства жизни. Во взаимодействии личности и среды выделяют 2 фактора:

ü характер воздействий обстоятельств жизни

ü активность личности, формируемая обстоятельствами, воспитанием и изменяющая эти обстоятельства с целью наилучшего удовлетворения потребностей

Из всех условий жизни решающее значение для формирования характера имеют человеческие взаимоотношения, а из всех социальных воздействий – воспитание. Большое значение имеет семья, т.к. там образуются отношения ребенка к людям, предметам, обязанностям, т.е. формируется его характер:

- родители жестко контролируют ребенка, строго наказывают → неуверенность, замкнутость, недоверчивость

- родители снисходительны, не делают замечаний, но и не поощряют → отсутствие любознательности, несдержанность

- родители доброжелательны, сочетают контроль с поддержанием у ребенка желания быть независимым → уверенность, любознательность, зрелость

Механизм формирования характера - деятельность:

игровая

учебная

трудовая

Определенное психическое состояние, возникая достаточно часто, также ожжет закрепиться и стать чертой характера.

Эмпирические характеристики характера:

v полнота – разнообразие черт, свойств

v цельность - характер это всегда индивидуально-своеобразное сочетание свойств

v уравновешенность

v выраженность – может доходить до акцентуации

v оригинальность, самобытность

v интегративность – характер это всегда структура

v социальность – характер всегда проявляется в поведении

v автоматизированность проявления черт характера, хотя закрепляются долго

v мотивационный компонент - характер это всегда отношение

v волевой компонент – черты характера могут компенсировать черты темперамента

Классификация черт характера Ананьева:

1. Коммуникативные

Возникают первыми в процессе онтогенеза, т.к. ведущей деятельностью ребенка является непосредственное общение с окружающими его людьми. Человека становится субъектом отношений по мерее того, как он развивается во множестве жизненных ситуации в качестве объекта отношений со стороны других людей.

2. Предметно-действенные («деловые»)

Формируются на основе отношений, возникающих между субъектом и окружающей его объективной предметной средой, взаимодействие с которой определяет ее познание и предметную деятельность. Именно принятие субъектом этих отношений в качестве личностно значимых способствует формированию интеллектуальных, волевых и так называемых деловых свойств личности. Последующее их закрепление способствует переводу этих свойств в устойчивые черты характера. В онтогенезе непосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью сменяется ведущей в раннем детстве предметной деятельностью.  

3. Система отношений личности к самой себе

Она формируется позже других, что обусловлено становлением Я-концепции и самосознания личности. Во всех видах деятельности эти отношения следуют за отношением ситуации, предмету, средствам деятельности, другим людям. Требуется значительный опыт множества таких осознаний себя субъектом поведения, чтобы эти отношения к себе превратились в рефлексивные стороны характера. Они наиболее тесно связаны с целями жизни, ценностными ориентациями и выполняют функцию саморегулирования и контроля саморазвития. Именно эти свойства завершают структуру характера и определяют его целостность. 

 

 

23 Классификация акцентуаций у подростков по Личко:

· Гипертимный (подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству);

· Циклоидный (характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии)

· Лабильный (этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо);

· Астеноневротический (этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью);

· Сензитивный (ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает);

· Психастенический (такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, однако, самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий);

· Шизоидный (наиболее существенная черта этого типа – замкнутость);

· Эпилептоидный (типичные черты - жестокость, властность, себялюбие);

· Истероидный (главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе);

· Неустойчивый (тяга к праздности, отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы);

· Конформный (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).

 

Классификация акцентуаций по Леонгардту (основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми, относится преимущественно к взрослым людям):

· Гипертимный (чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики);

· Дистимный (низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение);

· Циклоидный (свойственны довольно частые периодические смены настроения);

· Застревающий (занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость);

· Возбудимый (присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций);

· Экзальтированный (паникерство, подверженность сиюминутным настроениям);

· Эмотивный (чрезмерная чувствительность, слезливость);

· Демонстративный (эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы);

· Тревожный (свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение);

· Педантичный (предъявляет окружающим много формальных требований);

· Экстравертированный (отличается высокой контактностью);

· Интровертированный (характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию).

 

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!