Развитие самосознания в онтогенезе



  Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я". Отделение “я” от “не-я” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознание человека.

Л.С.Выготский предполагает наличие двух основных источников развития самосознания:

1) собственная практическая деятельность человека,

2) общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я-действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. Л.С. Выготский считал, что наиболее значимым для развития самосознания ребенка является кризис семи лет, когда мы имеем дело с возникновением обобщения переживаний, логики чувств. 

Этапы:

1) овладение собственным телом, возникновение произвольных движений (первые предметные действия)

2) ходьба, самостоятельные передвижения

3) первое представление о своем Я

4) речь – воздействие на окружающий мир -> изменение поведения и внутреннего отношения к другим

5) объективная социализация – приспособление к миру семьи и социуму

6) развитие критики и самокритики (10-11 лет)

Структура самосознания:

d когнитивная сторона – функция самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, формирование фиксированных представлений о себе

d аффективная сторона – функция самоотношения: самочувствие, самолюбие

d волевая сторона – функция саморегуляции: регуляция психической активности посредством отражения и моделирования действительности; представляет собой замкнутый контур регулирования (цель→модель условий деятельности→ информация о результате→оценка соответствия результата→решение о необходимости коррекции); связана с рефлексией личности. При решении задач необходима рефлексия и коррекция = самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий.

                    - функция самоорганизации: самовоспитание; принятие себя сказывается на поведении, активности: если человек смиряется со своими недостатками, личностное развитие затрудняется. Недостатки связаны с осознанием несоответствия ценностям, заданным обществом → самоорганизация – направленное изменение себя в соответствии с нормами.

 Точки зрения на первичность сознания и самосознания:

Бехтерев: простейшее самосознание предшествует сознанию (=ясным и отчетливым представлениям о предметах)

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, т.е. ростом самостоятельности (2-3 года)

Онтогенез сознания и самосознания (Ананьев):

1) отделение своих действий от предметов = выделение себя из окружающего мира

2) отделение себя от своих действий = осознает, что он является субъектом действия, появляется произвольность

3) употребление местоимения «мой», «моя» в 2-3 года

4) употребление местоимения «я» в 3-4 года = переход к понятию мысли о себе, начинает формироваться самооценка: сначала оценивает себя только положительно, а к 15-16 годам оценивает адекватно

Компоненты (=фазы развития) самосознания (Мерлин): 

1.сознание тождественности – зачатки возникают уже в 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его тела от ощущений, вызываемых внешними предметами

2.сознание Я как активного начала – ребенок осознает себя субъектом деятельности в 2-3 года, когда овладевает личным местоимением; возникает первая фаза детского негативизма «Я сам …» 

3.осознание своих психических свойств – приходит в результате обобщения данных самонаблюдения, поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление

4.социально-нравственная самооценка – способность к ней формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Уровни (=этапы развития) самосознания (Кон):

Установочная система – образ Я.

1.нижний уровень образа Я – неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствие» и эмоциональным отношением к себе

2.осознание и самооценка отдельных свойств и качеств

3.частные самооценки складываются в целостный образ

4.формирование образа Я завершается и он вписывается в общую систему цели

 

Образ Я» и «Я-концепция».

 

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

Три главных элемента Я -концепции:

1) Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

2) Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

3) Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3.Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я -идеального", атакже различение "материального Я" и "социального Я".

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса:      самоуважение = успех  

                                  притязания

 

человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

 Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение - выполняет эго-защитный механизм рационализации.

4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.  

Формы Я-концепции:

- реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

- идеальное Я – каким хотел бы быть

- возможное Я – какое Я кажется ему возможным

- фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

- динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

- представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

  1. степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.
  2. степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.
  3. степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).
  4. степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.

Основные направления исследования физического облика:

ü тело как хранилище Я, как граница личного пространства

ü внешность

ü тело как носитель символических знаков

Роджерс: важно для развития Я-концепции:

- Потребность в позитивном внимании, - условия ценности (м. причинить вред),- безусловное позитивное внимание.

Механизмы защиты: искажение восприятия и отрицание (+ рационализация – «профессор несправедливо ставит мне оценки»).

 

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Три главных элемента Я -концепции:

4) Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

5) Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

6) Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

 Составляющие Я-концепции:

Ø реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

Ø идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

4. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

5. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

6.Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Кон: Я-концепция как установка включает:

а) знание о себе              в) планы поведения по отношению к себе  

б) эмоциональное отношение к себе

Она уникальна и специфична для каждого человека.

Механизмы формирования Я-концепции:

интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

социальное сравнение – проявляется двояко:

человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса:      самоуважение = успех  

                                  притязания

 

человек сравнивает себя с другими людьми

самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

Формы Я-концепции:

- реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

- идеальное Я – каким хотел бы быть

- возможное Я – какое Я кажется ему возможным

- фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

- динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

- представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

 

Билет №28. Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я", что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!